Консультация для воспитателей по применению технологии «Блоки Дьенеша»
консультация по математике

Соболева Ольга Михайловна

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №71 «Каруселька»

городского округа Мытищи Московской области

Консультация для воспитателей по применению технологии «Блоки Дьенеша»

Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Соболева Ольга Михайловна

Консультация для воспитателей по применению технологии

 «Блоки Дьенеша»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены на содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения, на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М., "логические кубики" (Копылов Г., "логические блоки" (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Цель: развитие у детей (сенсорных способностей) познавательных интересов и творческих способностей.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними.

2. Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий.

3. Развивать творческие способности, воображение детей.

4. Развивать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры, предметы одежды и др.) по самостоятельно найденному основанию.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность, посредством решения личностных затруднений

6. Формировать элементарные математические и пространственные представления.

Концептуальной основой педагогической технологии блоки Дьенеша являются следующие идеи:

- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми (Д. Б. Эльконин).

- В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические преобразования. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Возраст детей: с 2 до 3 лет; с 3 до 4 лет

Сроки реализации технологии: 2 года

Принципы:

- принцип активности ребенка в деятельности

- принцип новизны

- принцип сотрудничества

- принцип вариативности

- принцип систематичности и последовательности

- принцип индивидуализации

Формы работы:

- игра

- упражнение

- игры с альбомами

Методы:

- игровой

- диалогический

- показ

- проблемная ситуация

Мотивационная характеристика технологии:

Постоянно обеспечивается игровая привлекательность игр: игры должны быть на виду у ребенка, но не должны перейти в число очень доступных и привычных.

Обеспечивается интерес и желание играть за счет создания ситуации некоторой (небольшой) недоступности игры

.

Основные этапы технологии «Блоки Дьенеша»

Акты учебного цикла этапы

технологии Деятельность детей Деятельность педагога

Ориентировочно-мотивационный:

совместная постановка задачи, мотивация на предстоящую деятельность Предварительный Обеспечивает доступность игр для детей, их привлекательность

Ориентационный Наблюдает

Наблюдает Предлагает вниманию ребенка игру

Инициирует желание ребенка поиграть через наблюдение за игрой взрослого

Поисково – исследовательский практический:

педагог приводит детей к самостоятельному постижения нового материала Содержательно – операционный Рассматривает игры

Интересуется ими

Осуществляет свободную игровую деятельность Предлагает ребенку игры более легкие, не доходя до трудных (ориентируясь на возраст, уровень развития ребенка, его интерес)

Обеспечивает сменяемость видов деятельности ребенка за счет использования разнообразных игр

Рефлексивно-оценочный акт:

осознание недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний

Ценностно – волевой Оценивает получившейся результат с образцом

Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия

Обеспечивает эффект новизны, на основе уже известного (предлагает известные и новые игры)

Организует физическую разминку, двигательную активность в непринужденной обстановке

Планируемый результат:

Достижения детей:

- эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

- успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

- ребенок активен, инициативен и любознателен;

- развита самостоятельность и творческие способности.

Программно-методическое обеспечение

1. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.

2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.

3. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.

4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.

 

МБДОУ №71 «Каруселька»

Игровая технология развития логического мышления у детей 6–7 лет с использованием логических блоков Дьенеша

Воспитатель Соболева Ольга Михайловна

Концептуальные основы

Логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов, классификации и сериации, количества. (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер и др.).

Идея предлогической подготовки, связанная с подготовкой мышления ребенка к конструированию простых логический высказываний. (А. А. Столяр и др.).

Методика включения в образовательный процесс занимательного материала математического содержания. Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста. (Учебно – методические издания З. А. Михайловой)

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая.

По основному фактору развития: комплексная, ассоциативная, социогенная.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.

По характеру содержания: воспитательно-обучающая.

По организационным формам: все формы совместной деятельности воспитателя с детьми с преобладанием индивидуальных и групповых форм.

По типу управления: система малых групп.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества с элементами свободного воспитания.

По доминирующему методу: игровая.

По направлению модернизации: активизация.

По категории воспитанников: массовая, старшие дошкольники.

[i]Схема игровой технологии развития логического мышления детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша[/b][/i]

Целевой модуль

Цель: развитие элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у детей 6-7 через использование логических блоков Дьенеша

Задачи:

-формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование;

-развитие у детей умения рассуждать, доказывать; развитие познавательных интересов, творческого воображения;

-воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Содержательный модуль

1 блок – «Необычное знакомство»

2 блок – «Смотри, играй, запоминай»

3 блок – «Волшебные карточки»

Процессуально – деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет, воспитатели, родители

Средства: обучение в форме специально организованных занятий; совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная игровая деятельность детей; проблемные ситуации, занимательные - задачи, вопросы, логико-математические сюжетные игры; экспериментирование и исследовательская деятельность

Методы: игровые в комплексе с проблемными, исследовательскими, ситуационными, комплексный метод руководства игрой

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением)

Диагностико-результативный модуль

Результат: достижение более высокого уровня развития логического мышления как способов познавательной деятельности.

Диагностические методы: наблюдение за детьми в свободной самостоятельной деятельности, дидактические игры Е. А. Носовой «Помоги муравьишкам», «Где чей гараж», «Загадки без слов», «Раздели блоки»

На первом этапе предполагается организация знакомства детей с содержанием обучающей игры. При помощи восприятия дети познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному замыслу или образцу.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Ребята воспринимают в предмете новые качества и свойства, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи?» и «Чем отличаются?» Например, перед детьми лежат блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Чем похожи эти фигуры? Ребенок отвечает: «Это круг, и это круг, и это круг». Педагог: «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». Педагог: «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети: «Этот маленький, а этот большой».

– «Правильно, и по величине они разные».

Аналогичным образом дети устанавливают различия фигур по толщине. Постепенно они овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

На втором этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме). Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме). После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер). И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

На третьем этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.

Так, цвет изображается пятном. Величина – силуэтом домика (большой, маленький). Форма – соответственно контурами фигур. Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки. Пользуясь карточками, ребята называют «имя» каждого блока, т. е. перечисляют его признаки. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывают друг другу фигуру, которую необходимо отыскать. Дети могут придумать и нарисовать свою схему, или обозначить свойства фигур словами. В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц. Воспитателем готовятся таблицы, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.

Игровая задача – как можно быстрее и правильнее найти домик для каждой фигуры. Победитель может быть определен в ходе индивидуального, парного или группового первенства.

Значительно усложняет предыдущий вариант игры введение значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест накрест соответствующего кодирующего рисунка. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Детям можно предложить найти фигуру по определённой схеме. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Формы работы с родителями

- совместные познавательные игры детей и родителей;

- консультации;

- родительское собрание;

- мастер – классы;

- буклеты, памятки, биллетни.

Комплексно-тематический план

Месяц Игры и игровые упражнения Логико-математические умения

Сентябрь

«Познакомьтесь - это я»

Закрепляем знания о геометрических фигурах, величине, форме, цвете

«Бабочки красавицы», «Друзья -ушастики», «Разноцветные зайчата», «Домики»

Ориентируемся на форму, размер, цвет и составляем силуэты из блоков

«Загрузи вагоны», "Найди все фигуры (блоки, как эта" (по цвету, по размеру, форме).

Делим на группы по-разному (по цвету, по форме, по размеру, по толщине)

«Угощение для медвежат», "Найди не такую фигуру, как эта" (по цвету, по форме, размеру).

Подбираем блоки с другими свойствами (другой формы, другого цвета)

Октябрь

«Помоги муравьишкам» 1, 2, 3, «Угадай-ка» 1, 2, 3; «Найди клад» 1, 2, 3

Анализируем и выявляем свойства, пользуемся знаками-символами

Ноябрь

«Дорожки»1, 2, 3; «Домино» 1, 2, 3; «Найди пару» 1, 2, 3; «Две дорожки» 1, 2, 3; «Поймай тройку»

Анализируем, сравниваем, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам

Декабрь

«Где чей гараж» 1, 2, 3, «Засели домик» 1, 2, 3

Ориентируемся на знаки – символы свойств, разбиваем и группируем по несовместимым свойствам

Январь «У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок?» 1, 2, 3 Анализируем, сравниваем, находим закономерности

Февраль

«Строите дорог» 1, 2, 3, «Вырастим дерево» 1, 2, 3

«Фантазеры» 1, 2, 3; «Сократи слово»

«Читаем» схемы, следуем правилам

Март

«Помоги фигурам выбраться из леса», «Построим дом» 1, 2, 3

«Лото» 1, 2, 3

Ориентируемся на знаки – символы отрицания свойств и расшифровываем (декодируем) свойства

Апрель

«Загадки без слов» 1, 2, 3, «Где спрятался Джерри?» 1, 2, 3

«Угадай фигуру»

Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки

Май

«Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2»

Разбиваем и группируем по совместимым свойствам; характеризуем группы, пользуясь словами (логическими операторами) «все», «не», «и», «или»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

Конспект НОД по ФЭМП с применением развивающих технологий «Блоки Дьенеша»

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе с применением развивающих технологий «Блоки Дьенеша»....

Консультация для воспитателей Значение игр с блоками Дьенеша в педагогическом процессе ДОУ

Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью...

Саморазвитие «Применение современных образовательных технологий: Блоки Дьенеша, конструктор ТиКО в познавательном развитии дошкольников» на 2018-2019 учебный год

Цель для воспитателя: способствовать созданию педагогических условий для развития познавательной активности  через логико - математические игры с применением современных образовательных технологи...

Конспект ООД с применением игровой технологии «Блоки Дьенеша» «Цвет. Форма. Размер» для детей 3-4 лет.

Закрепление математических представлений детей по разделам «цвет, форма, размер» продолжить знакомить детей с блоками Дьенеша....

Конспект ООД с применением игровой технологии «Блоки Дьенеша» «Цвет. Форма. Размер» для детей 3-4 лет.

В данном материале предоставлен коснпект использование Блоков Дьенеша  в образовательном процессе...

Конспект занятия с применением игровой технологии «Блоки Дьенеша» «Цвет. Форма. Размер» для детей 3-4 лет.

   Программные задачи:Образовательные:- совершенствовать уровень накопленных практических навыков.- закреплять знание о форме, цвете и размере объектов;- закреплять умение...