Формирование у старших дошкольников "чувства времени" и умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
консультация по математике (подготовительная группа)

Выступление о том , как в системе и с использованием разных приёмов можно у старших дошкольников сформировать "чувство времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у старших дошкольников «чувства времени» и умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

                                                           Подготовила воспитатель

                                                                  Медведева Н.И.

1 слайд.

Непосредственное восприятие временной длительности выражается в нашей способности чувствовать её, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени»

2 слайд.

Современные требования подготовки детей к школе нацеливают педагога на создание условий для формирования умений детей следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время.

 Но, к сожалению, методическое обеспечение образовательного процесса не располагает необходимой информацией для решения этой задачи, так же не предусмотрен системный подход к формированию выше описанных умений.

3 слайд.

Организуя процесс в соответствии с программой Петерсон Л.Г. «Ступеньки», мы решаем следующие задачи. Необходимость ввести в словарь понятий «раньше-позже, до, после» и т.д; сформировать чувствительность к последовательности установленных событий; сформировать представление о текучести времени; последовательности частей суток, дней недели и месяцев в году. Так же иметь представление о разных видах часов, сформировать умение определять время и чувствовать его в диапазоне 1, 10 мин., час.

Рассмотрим подробно, каким образом в нашей группе решаются поставленные задачи.

4 слайд.

Мы организовали выставку часов разных видов. Подробно рассмотрели их, нашли сходство и отличие. Пришли к выводу, что все они решают одну функцию: отсчитывают время и сообщают нам об этом. Поняли, что в разных ситуациях уместно использовать разные виды часов.

5 слайд.

Обобщить, систематизировать и сформировать целостное представление о часах, как о приборе измерения времени, нам позволил СО. В качестве главной функции изучаемого объекта мы обозначили его способность отсчитывать время. Узнали,  что для изготовления часов, используют: дерево, пластик, металл и др. Часы состоят из корпуса,  в котором находятся другие части: циферблат, стрелки, механизм. По месту функционирования выделили комнатные, наручные, куранты и т.д. Сделали вывод, что часы относятся к системе «приборы», обозначили круг приборов, которые знают дети: барометр, термометр, весы. Путешествуя на машине времени, узнали, что эту функцию выполняли солнечные, цветочные, огненные, водные, песочные часы.

6 слайд.

Чтобы научить определять время изготовили макет механических часов. Алгоритм ознакомления и упражнения детей в определении времени с точностью до часа хорошо продуман Петерсон Людмилой Георгиевной. Каждый раз, знакомясь с цифрой, детям предлагается определить второй день недели, 2 месяц в году, 2 часа на часах. В течение недели зрительно и механически закрепляем понятие часа.

7 слайд

С целью соотношения конкретного часа с конкретной деятельностью детей в течение дня изготовили следующее пособие. Обычные дидактические часы дополнили метками в виде фото, которые отражают ежедневную деятельность, осуществляющуюся в это время. Так в 8.00 мы всегда начинаем делать речевую пятиминутку, в 9.00 начинаются занятия, в 1.00 дня заканчивается обед, в 3 дня мы просыпаемся, в 4 вечера полдничаем. Т.к. программа Петерсон Л.Г. предполагает знакомство с цифрами до 10 и сама Людмила Георгиевна не делает акцент на разнице часа и 13 часов мы называем просто час дня, 9 часов утра, 4 часа вечера. Фиксируют нужные моменты на этих часах дежурные по занятиям.

7 слайд.

Развитие «чувства времени», на наш взгляд, непосредственно связано с ощущением текучести. В качестве наиболее понятного и наглядного прибора мы решили использовать песочные часы, они дают возможность наблюдать текучесть минуты. По объёму песка в ёмкости видно, сколько времени прошло и сколько осталось.

8 слайд.

Чтобы сформировать чувствительность к длительности времени,  необходимо создать условия для проживания определённого интервала, чётко ограниченного рамками одна, 10 мин., 1 час. Это достаточно контрастные периоды. Ограничивая какую-то деятельность длительностью пересыпания песочных часов, проговариваем, сколько времени прошло, при этом  используем всегда одни и те же моменты для фиксирования. Н-Р: представление о длительности 1 мин. Мы формируем при выполнении какого-то момента на занятиях и в Д/И.

9 слайд.

10 минут закрепляем при одевании на прогулку, окончание обеда, при прохождении полосы препятствия, перерывами между занятиями, одевании в бассейн.

10 слайд.

Труднее было найти длительность, которая разворачивается в часовом интервале, решили формировать чувствительность к часу на прогулке. Согласно режиму нашего возраста прогулка длится с 11.00 до 12.25, учитывая время передвижения, орг. момента, уборки игрушек, мы для себя определили ровный час непосредственно прогулки с 11.10 до 12.10. Учитывая атмосферные явления на прогулке, не рационально является использование каких-либо часов, мы договорились с детьми, что прогулка длится час, о начале и окончании которого извещает колокольчик.

11 слайд.

Так же в нашей группе появилось пособие, которое позволит соотносить понимание понятий вчера, сегодня, завтра опять же с конкретными ежедневными моментами. Такими как меню,  которое сегодня выставляют дежурные по столовой, расписание и тренинги по ТРИЗ – дежурные по занятиям.

12 слайд.

В уголке рисования уже давно живёт разноцветная гусеница. Она помогает нам закрепить знания текущего дня недели. Кто первый назовёт сегодняшний день, получает право отметить его.

13 слайд.

Этой же цели служит календарь природы, внимание на нём фиксируется на 3 недели.

14 слайд.

Детям нашей группы трудно было запомнить очерёдность месяцев в году. Им помогла такая история:  представьте,

что зимой, на морозе лает собака- ДЯФ. Почему зимой? Потому что ДЯФ - это первые буквы зимних месяцев. Д - декабрь, Я - январь, Ф - февраль.

Далее - говорим, что в первый месяц весны праздник всех Мам

Еще раз спрашиваем, чей это праздник весной? МАМ, отвечают дети и перечисляют: март, апрель, май. Если путают март и май, говорим, что весна начинается с  праздника - 8 марта.

Далее  просим ребёнка представить ослика Иа, который весело скачет в жару по зелёной травке. Только он не обычный, а длинный – ИИА. Называем месяцы июнь, июль, август.

 А про осень мы рассказываем так - как только лето кончилось и пора собираться в школу, то на детей нападает СОН. Утром вставать надо, а тут такой сладкий СОН...

Затем небольшой опрос - как собака лает? А в какое время года она лает? А весна – это чей праздник? А летом кто там скачет по травке? А осенью на детей нападает что? .

15 слайд

Обычно термины раньше, позже, до, после в обычной жизни дети не употребляют, поэтому мы закрепляем их в речи с помощью дидактических пособий и когда составляем рассказ по серии картинок. А когда устанавливаем  причинно - следственную связь поощряем употребление именно этих слов.

16 слайд.

В рамках подготовки к педсовету появилось многоцелевое пособие, оно позволяет закреплять день недели в соответствие  с цветовым обозначением, какой он по счёту, какие дни были и будут вчера, позавчера, завтра и послезавтра, закрепить понятия раньше, позже, до, после. Располагается оно у нас в зоне выполнения речевой пятиминутки и позволяет с самого утра проговорить характеристики сегодняшнего дня.

17 слайд.

Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно формирование «чувства времени», но делать это нужно в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста

Специфика этапа планирования своей деятельности у дошкольников...

«Формирование у детей умения планировать свою деятельность»

Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в...

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре"

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общен...

"Развитие у дошкольников умения планировать свою деятельность с помощью центров активности."

Об основной задаче которую мы решаем в центрах активности в группах дошкольников...