Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений.
статья по математике

Розаева Анна Владимировна

 

Содержание математического образования.

Методы обучения при формировании элементарных математических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_didakticheskih_igr_po_matematike.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений.

                                 

"Математику затем учить следует,

 что она ум в порядок приводит".

М. Ломоносов.

"… игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу."

              К.Д.Ушинский.

Приятно, не правда ли, наблюдать, когда, видя обилие разнообразных игрушек перед собой на прилавке, ребенок просит купить кубики, мозаику, детское домино или другую дидактическую игру? Соглашаясь с ребенком, родители, удовлетворяя главную потребность ребенка играть, одновременно обеспечивают ему развивающую среду. А так ли это необходимо покупать эти игры, зачем они нужны, что представляют собой, являются ли они средством воспитания и формой обучения?

 Проблема дидактических игр на разных этапах развития педагогической мысли разрешалась по-разному. Предпринятый нами краткий исторический экскурс, знакомит нас с именами Ф.Фребеля и М. Монтессори.

 В классических системах воспитания Фридриха Фребеля и Марии Монтессори дидактическим играм отводилось центральное место, они являлись стержнем всего содержания учебно-воспитательной работы. Фребель первый создал систему дидактических игр как основу воспитательной работы с детьми. Через дидактические игры Фребель стремился дать ребенку представление о признаках предмета, возможность уяснения назначения предмета. Заслуга  Фребеля заключается в том, что он первый со всей полнотой вскрыл роль игры в воспитании ребенка дошкольного возраста. Он писал: "В занятиях и играх ребенка с самим собой, в особенности в первые годы его жизни, формируется в согласии с окружающим его миром под его незаметным влиянием не только зародыш, но и сердцевина всей его будущей жизни по отношению ко всему тому, что мы должны признать уже данным в этом зародыше и сердцевине, а именно по отношению к индивидуальной окраске жизни, самостоятельности, будущей личности (и индивидуальности вообще)"[1] После Фребеля разработка системы дидактических материалов проводилась Монтессори. В основу воспитания М.Монтессори кладет разработанный ею дидактический материал, посредством которого она осуществляет умственное воспитание ребенка. Монтессори, в противовес Фребелю, на первый план выдвигает занятия с детьми, подчеркивая их роль в развитии и воспитании интеллекта ребенка. Умственное воспитание ребенка Монтессори осуществляет в отрыве от действительности. Она отгораживает ребенка от окружающей жизни, игнорирует значение разнообразных игр и занятий для умственного воспитания ребенка и ориентируется в основном только на специально сконструированный ею дидактический материал.

Если в классических системах Фребеля и Монтессори стержнем всей воспитательной работы являлись дидактические материалы, то представители теории «свободного воспитания», совершенно отвергнув «искусственный дидактический материал», заменили его природным материалом, непосредственным ознакомлением детей с жизнью путем наблюдений, бесед, выполнением детьми практических дел. Природный материал, будучи носителем многих качеств, не мог вполне заменить дидактический, а наличие отвлекающих факторов в окружающей природной среде также не обеспечивало качественного проведения занятий с детьми. Это привело к разбросанности в работе, к стихийности педагогического процесса; стала вновь ощущаться необходимость в применении такого материала, в котором дидактические задачи были бы четко намечены и ограничены.

Нельзя не отметить тот огромный вклад, который внесла в развитие дошкольной педагогической мысли ЕИ.Тихеева. Придавая большое значение игре в деле развития и воспитания детей, она разработала свой дидактический материал, методы работы с ним, а также широко использовала и материал природный. По мнению Тихеевой, дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Она первая указала на необходимость осуществлять работу с детьми синтетическим путем, с широким использованием разнообразных игр. Надо при этом отметить, что она придавала большое значение сюжетной игрушке и народным токарным игрушкам-вкладышам, используя их как дидактический материал.

 В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания известными педагогами и психологам, среди которых  Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др.

 Необходимость в дидактических играх стала ощущаться особенно остро с введением в детском саду обучения.

В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.

Работая в детском саду и занимаясь со своим ребенком, я вижу необходимость  использования дидактических игр для развития детей. Особенно они оказывают неоценимую услугу при развитии элементарных математических представлений, ведь как просто и быстро усваивает необходимый материал ребенок играя.

Содержание математического образования.

Задачи математического образования.

Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. ( Ф. Энгельс). Она характеризуется высокой степенью абстрактности ее понятий и высокой степенью их общности, что позволяет один и тот же аппарат применять в различных науках.

" Математика имеет задачей не обучение исчислению, -  писал Л.Н.Толстой, - но обучение приемам человеческой мысли при счислении, именно эти знания нужны человеку для того, чтобы жить хорошей жизнью".

Математическое развитие дошкольников -  это сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – всестороннее развитие детей и подготовка к успешному овладению математикой в школе.

 В содержание предматематической подготовки детей входят следующие взаимосвязные между собой разделы: "Количество и счет", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", "Ориентировка во времени", с помощью которых осуществляется возможность обучить детей выделять в предметах и явлениях окружающей действительности такие их стороны, свойства, отношения, которые являются предметом изучения математики.

Содержание математического образования в детском саду включает следующие задачи:

Формирование:

  • Системы элементарных математических представлений, наиболее важными  здесь являются фундаментальные математические понятия, как "множество", "отношение", "число", "величина".
  • Предпосылок математического мышления и отдельных логических структур.
  • Мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Приемов умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналога)
  • Умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, строго подчиняться правилам.

Развитие у ребенка:

  • Психических процессов (восприятия, памяти, ощущения, представления)
  • Вариативного и образного мышления.
  • Воображения.
  • Любознательности, самостоятельности, инициативности.

         Знакомство с окружающим.

Расширение словаря детей и совершенствование связной речи.

          Содержание предматематической подготовки имеет свои особенности, которые объясняются спецификой математических понятий (они выражают сложные отношения и формы действительного мира), историческими и педагогическими традициями в обучении дошкольников, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.


  1. Методы обучения при формировании элементарных математических знаний.

В процессе формирования элементарных математических представлений используются разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые, которые применяются комплексно, в разнообразных комбинациях. При их выборе учитываются: программные требования, цель, задачи, содержание формируемых математических представлений, индивидуальные и возрастные особенности детей и др. В формировании элементарных математических представлений ведущим считается практический метод, так как он в наибольшей мере соответствует специфике, возрастным особенностям, уровню развития мышления дошкольников. Формирование элементарных математических представлений может происходить на специально организованных занятиях и в самостоятельной познавательной деятельности ребенка. При формировании элементарных математических представлений используют следующие типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр;

2) занятия в форме дидактических упражнений;

3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах, так как отвечают возрастным особенностям маленьких детей: эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. В этом случае обучение носит игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает. Упражнения с дидактическим материалом  служат учебным целям, обладают  игровым содержанием, целиком подчиняются игровой ситуации.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений. Воспитатель применяет приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д.

Вне занятий эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников является целенаправленная познавательная деятельность, в которой совершенствуются, углубляются и расширяются представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым. Кроме этого, дети должны уметь самостоятельно выполнять некоторые действия вызванные интересом.

Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного.

Самостоятельная познавательная деятельность детей имеет непосредственную связь с обучением на занятиях. Соблюдение преемственности между этими двумя формами развития элементарных математических представлений дает возможность разгрузить занятия от второстепенного материала, сосредоточив внимание на изучении основного, упражнять ребят в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, развивать способности.

Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях, чему должны способствовать взрослые, приобретая своим детям красочные, занимательные, развивающие дидактические игры с математическим содержанием.

Педагог оказывает помощь родителям  при выборе игр, которые необходимы данному ребенку, соответственно его возрасту, уровню развития, для чего воспитателю самому необходимо ориентироваться в разнообразии дидактических игр, знать какие цели и задачи они преследуют. Обычно на практике для удобства воспитатель составляет игротеку, в которой все игры разделены по разделам в соответствии с решаемыми задачами, в соответствии с тем какие математические представления они развивают у ребенка.

Таким образом, одним из практических методов обучения при формировании элементарных математических представлений выступает игра, в частности все виды дидактических игр, выполняющие основные функции обучения — образовательную, воспитательную и развивающую. Существуют дидактические игры по формированию количественных представлений, представлений о величине, форме, фигурах, пространстве, времени. Каждый раздел программы по «математике» в детском саду представлен системой дидактических игр, служащих для упражнения детей в применении знаний.

Что же такое игра, каковы особенности дидактических игр, какие дидактические игры используются при формировании элементарных математических представлений, мы рассмотрим далее.


  1.  Дидактическая игра.
  2.  Виды дидактической игры.

В психологическом словаре мы находим следующее определение игры «Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим типом деятельности…»[2] 

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Она относится к играм с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи и  соблюдение правил. Фрадкина Ф.И. выделяет две группы таких игр: в первой правило ребенку дается взрослым, во второй – правила передаются по традиции от одного поколения детей другому. Сущность этих игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослым в игровой, занимательной форме.

 В дидактических играх выделяют:

  • настольно – печатные игры (используются, как правило, в свободное от занятий время) - парные картинки, лото, домино;
  • предметные. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством;
  • словесные. (Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их)

  1. Структура и стадии дидактической игры.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу, которая решается  детьми в занимательной форме и достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» (Сорокина А. И.  1982.  13).

Обязательным компонентом игры являются  и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

  1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ (обучающая) ЗАДАЧА

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, которая формулируется для детей как игровая. Например, в игре "Чей коврик лучше?" обучающая  задача такова: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур - круга, овала, прямоугольника и треугольника. А детям предлагают следующую игровую задачу:1 – отобрать для составления своего коврика нужные детали и заполнить ими углубления, 2 – сделать свой коврик красивым по цветосочетанию, так как оценивать его будут взрослый и дети. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: "Отгадай, что в мешочке?", "Разберем и соберем" и т.п. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о величине, форме, количестве и т.д.) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и. др.).

  1. ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА

         Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной,  напряженной, обеспечивают реализацию игрового содержания. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее...» (Л. С. Выготский).

       Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

       Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

        Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Когда это бывает ?» правилами игры требуется: поднять детям карточку, на которой изображена картинка из жизни, относящаяся к определенному времени суток, названному воспитателем

Но чтобы игра была интересней, и все дети были активны, вводится игровое действие, например, тот, кто хорошо составил рассказ о данном времени суток, кладет перед собой фишку и кто был внимательным положит перед собой максимум фишек. Другой игрок положит только одну фишку. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!». Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.

  1. Стадии дидактической игры.

Бондаренко А.К.[3] предлагает условно разделить дидактическую игру на несколько стадий, в каждой из которых наличествуют определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.

    Первая стадия - появление у ребенка желания играть, активно  действовать. Приемы, вызывающие интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Практика показывает, что если просто положить на полку новую игру, дети, конечно, сразу ее заметят, рассмотрят, но игры не будет, не будет интереса. Стоит только познакомить детей с этой игрой, используя, например, сюрпризный момент, так у них сразу появляется не утихающая заинтересованность.

Вторая стадия- обучение выполнению игровой задачи, правил и действий игры. Формирование основ важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

Третья стадия- проявление творчества, поиск самостоятельных действий детьми. Проявление ими смекалки, находчивости, способности ориентироваться в обстановке.

Ребенок становится организатором и активным участником.

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия, между которыми существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

  1. Основные функции дидактической игры.

В своих исследованиях Бондаренко А.К.[4] выделила следующие функции:

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  1. игры – занятия, где ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. сочетаемые с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Поэтому они относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

  1. дидактические, или автодидактические, игры, используются при обучении детей математике, в развитии сенсорной культуры и т.п.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическую игру используют и при обучении детей старшего дошкольного возраста. Например, если на занятиях расширяются и углубляются знания об ориентировке в пространстве, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Влияние дидактических игр на самостоятельные игры детей изучала Р.И.Жуковская[5]. Она сделала вывод, что самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены, они с удовольствием играют в игры, если в них  заложен интерес к игровым действиям, и они хорошо знакомы им.

Для поддержания интереса к игре у ребят проводится усложнение игр, расширяется их вариативность. Например, в игре «Геометрическое лото малышам» согласно правилам игры победитель тот, кто правильно подберет карточки и закроет ими клетки на большой карте. Дети играют в эту игру с интересом, пока они не запомнят все карточки и не научатся соотносить изображение с сюжетом картинки. Для поддержания интереса к игре можно предложить детям новые правила. Например, кто быстро и правильно выполнит задание — закроет первым клетки на большой карте,— станет победителем, получит  значок — красный кружок, второй — зеленый, третий – желтый, а кто последний — получит синий кружок. Каждому хочется получить значок победителя, поэтому игра начинается еще не раз.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры.

Оценка действий играющих, определение победителя осуществляется самими детьми, которая в присутствии педагога проходит более организованно, четко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь, как и каждый участник игры, высказывает свое «за» или «против». Так, в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и составляет сущность педагогики сотрудничества.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются дидактические игры на закрепление, систематизацию знаний, которые проводят фронтально со всеми детьми. Более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр, когда дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Так, например, задачами умственного воспитания  являются: развитие умений самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей, рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Развитие сенсорных способностей детей: ознакомление с цветом, формой, величиной предмета, совершенствование восприятия характерных признаков предметов.

В ходе дидактических игр решаются также задачи нравственного, трудового,  экологического, физического, эстетического воспитания. Большое значение имеют дидактические игры в формировании сенсорики, развитии наблюдательности, развитии внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи.

  1.  Задачи, решаемые в процессе использования дидактических игр с математическим содержанием.

В процессе использования дидактических игр решаются обучающие, воспитывающие и развивающие задачи. К обучающим относятся такие как: обучение детей элементарным математическим представлениям, классификации, выделению существенных (главных) признаков предметов и явлений, логическому мышлению, умению из отдельных частей составлять целый предмет, ориентировке во времени и пространстве. Развивающие задачи направлены на:  развитие познавательных психических процессов (памяти, запоминания и припоминания, мышления, речи, внимания), способностей (конструкторских, математических др.), свойств личности(сообразительности, выдержки, чувства юмора, наблюдательность, настойчивость и т.п.) К воспитывающим можно отнести: воспитание нравственных качеств, организаторских способностей, самостоятельности, инициативности, чувство коллективизма и взаимопомощи, любовь к родному краю, природе и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Обучению детей классификации способствуют различные виды дидактических игр. Например: настольно – печатные игры: подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. В игре «Найди свой домик.» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями фигур, объединяют по признаку: наличие углов и сторон, в отличии от круга например. Словесные игры -   «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
  • Научить выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений помогают:

                Игры с предметами, в которых используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. «Отгадай-ка», «Магазин», «Да — нет» и др.

         Игры - подбор картинок по парам, где самое простое задание — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону. А более сложное - ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока, которые могут быть разные и по форме, и по цвету, но объединенные по принадлежности к одному виду предметов.

  • В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета, запоминание состава, количества и расположения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об  их содержании.
  • В предметных играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
  • Обучение детей логическому мышлению, развитие у них умения из отдельных частей составлять целый предмет  происходит в игре с предметами, где дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. Используются и  игры с разрезными картинками и кубиками, в которых в младших группах изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. разрезаемый на 2—4 части, а  в средней и старших группах -  сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений  делят на 8—10 частей. Причем предметы на картинках должны быть знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи.
  • Развитию внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора способствуют игры:  «Краски», «Катится – не катится?», «Белого и черного не называть» и др. (словесные игры).
  • Развитие речи происходит в играх со словом, направленные в основном на, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
  • Развитие воображения, творчества осуществляется  в  играх, где ребенку, например, предлагают увидеть геометрические формы в окружающих предметах. (Игра "Геометрическая мозаика").
  • При знакомстве с окружающим используются игры с природным  материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Их можно организовать во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, а так же и в группе в уголке экспериментирования.  В них закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Как мы видим задачи, решаемые в процессе использования дидактических игр, многообразны и способствуют психическому развитию ребенка, совпадают с задачами, которые решаются при обучении ребенка в детском саду математическим представлениям. Таким образом, все виды дидактических игр (предметные, настольно- печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Все они выполняют основные функции обучения — образовательную, воспитательную и развивающую. И в практике на занятиях по математике их широко применяют.

Рассмотрим более подробно, какие же дидактические игры используются при формировании элементарных математических представлений, и какие задачи решаются с их помощью.

Для удобства данные представлены в следующей таблице.

  1. Цель игр

Обучающие задачи

Примерный подбор игр.

Развитие восприятия формы.

Ознакомление детей  с формой окружающих предметов—объемных и плоскостных. Параллельно освоение простых геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), развитие умения видеть различия между некоторыми объемными телами (шар, куб, призма). Учить детей согласованным действиям обеими руками.

Развивать координацию руки и глаза.

"Кто больше увидит?", "Чудесный мешочек", "Геометрическая мозаика", "Найди свой домик", "Чей коврик лучше", "Закрой окошко".

Формирование временных представлений.

Ознакомление детей с частями суток, с понятиями: вчера, сегодня, завтра, объяснение значения этих слов, последовательностью дней недели, месяцами года.

"Живая неделя", "Круглый год", "Двенадцать месяцев",

Развитие восприятия качеств величины.

Развитие умения воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте, четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков.

" Что делают матрешки", "Разберем и соберем", "Пирамидки",

Развитие целенаправленного восприятия цвета.

Формирование устойчивого зрительного образа цвета, целенаправленного различения цветовых тонов,

правильного называния цветов, что является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми, поднимает на более высокий уровень цветовое восприятие малыша, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.

"Цветовое лото", "Разноцветные колечки", "Волшебные крышечки"

Формирование ориентировки в пространстве

Обучение детей различению правой и левой руки, пространственным направлениям от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед),позади (назад), вверх, вниз, обозначению словами положение предмета по отношению к себе ("впереди меня -стол", "Позади меня – шкаф), ориентировке на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

"Путешествие по комнате", "Расскажи про свой узор", "Найди похожую", "Отгадай кто где стоит".

Развитие у детей представлений о множестве о числе и счете в процессе обучения.

Обучение детей составлению группы из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; различению «много» и «один»; находить один и много предметов в окружающей обстановке; пониманию вопроса «сколько?» «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.

Учить количественному и порядковому счету в пределах 10; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; Познакомить детей с составом числа из единиц.

 Познакомить с цифрами 0-9.

Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение (когда к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (когда вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+)> минус (—), равно (==)

«Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чудесный мешочек», «Считай, не ошибись!», "Сколько", "Назови соседей",

  1. Заключение.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются, приобретают  новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их  высказываниями, действиями.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса при формировании элементарных математических представлений.

Являясь практическим методом обучения при формировании элементарных математических представлений игра, в частности все виды дидактических игр, выполняет основные функции обучения — образовательную, воспитательную и развивающую. Существуют дидактические игры по формированию количественных представлений, представлений о величине, форме, фигурах, пространстве, времени, которые представлены системой в каждом разделе программы по «математике» в детском саду и служат для упражнения детей в применении знаний.

  1. Библиография.

Альтхауз Д. Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.

Богуславская З.М., Е.О.Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

Бондаренко А.К., Матусик А.И.  Воспитание детей в игре. – М.,1983.

Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.

Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1997.

         Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: 1975.

 История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец."Дошк. педагогика  и психология"/Сост.Н.Б.Мчебидзе и др. – М.: Просвещение, 1986., с. 217

Козлова С.А., Куликова Т.А.       Дошкольная педагогика. – М.,2001.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А   Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.

Печера К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1985.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Березина Р.Л., Михайлова З.А. и др. - М.: Просвещение, 1988.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.


[1]         Фребель Ф. Детский сад //История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец."Дошк. педагогика  и психология"/Сост.Н.Б.Мчебидзе и др. – М.: Просвещение, 1986., с. 217

[2]         Психология. Словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2 издание. М.: Политиздат.1990

[3]         Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985

[4]         Там же

[5]         Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника.

Публикация в сборнике "Стандарты нового поколения: методика и практика оьучения" часть II....

Сообщение на тему: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников»

Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутом...

«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Игра – дело серьезное». С момента своего возникновения игра является самым действенным средством обучения и воспитания – здесь моделируются реальные жизненные ситуации, как будто невзначай складывают...

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет....

Тема: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений младшего дошкольного возраста».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей двух лет.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка.Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В игре ребёнок ...