Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы
    картотека по математике (младшая группа)

     Урбанова Инна Германовна

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ

    ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 

    У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

    ИГРА «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»

    Цель: развивать умение выделять и называть шесть цветов спектра.

    Описание: Воспитатель показывает детям коврик из разноцветных клеток, показывает игрушки разного цвета. Дети определяют, на какой клетке спрячутся игрушки так, чтобы их было не видно.

    Материалы: разноцветный коврик, игрушки разного цвета.

     

    ИГРА «ДОМИКИ И ДОРОЖКИ»

    Цель: умение называть геометрические тела (куб и призма - «крыша», различать предметы по длине.

    Описание : К детям приходят гости: Еж, Заяц, Утка и просят построить для каждого домик из кубов и призм. Они любят ходить друг к другу в гости, надо выбрать для них дорожки. Дети поясняют, какая дорожка нужна (длинная или короткая? По какой дорожке идти дальше, по какой ближе и почему?

    Материалы: игрушки, кубы и призмы (мягкий модуль, дорожки.

     

    ИГРА  СО СЧЕТНЫМИ  ПАЛОЧКАМИ

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.

    Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки, просят из них построить домики.

    Материалы: Счетные палочки.

     

     ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»

    Цель: развивать умение классифицировать множество по двум основаниям (цвет и форма, размер и форма).

    Описание: медвежонок приносит «Чудесный мешочек» и загадывает загадки. Дети отгадывают и узнают, что в мешочке, определяют на ощупь. Раскладывают в обручи по двум признакам: все маленькие и синие, все большие и треугольные и т. д.

    Материалы: «Чудесный мешочек», набор геометрических фигур, загадки.

    ЗАГАДКИ:

    1. Нет углов у меня,

    И похож на блюдце я,

    На тарелку и на крышку,

    На кольцо, на колесо.

    Кто же я такой, друзья? (круг)

    2. Если взял бы я окружность,

    С двух сторон немного сжал,

    Отвечайте дети дружно

    Получился бы (овал)

    3. Три вершины,

    Три угла,

    Три сторонки,

    Вот и я (треугольник)

    4. Обведи кирпич мелком

    На асфальте целиком,

    И получится фигура-

    Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

    5. Кубик в краску окуни

    Приложи и подними.

    Вася 10 раз так сделал-

    Отпечатались они (квадраты)

     

    ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО»

    Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, фигуры - по форме, составлять из частей целое.

    Описание: Приходит Медвежонок, предлагает украсить дерево: «Чем можно украсить?». Дети вешают на дерево листья (желтые, зеленые, красные, большие и маленькие, предметы разного цвета, размера, формы, определяют левую и правую сторону. Под деревом находят игрушку цыпленка и составляют силуэт из имеющихся фигур.

    Материалы: плоское изображение предметов и геометрических фигур разного цвета, величины, формы; наборы геометрических фигур.

     

    ИГРА «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»

    Цель: развивать умение различать правую и левую руку, направление: от себя - к себе, вверх- вниз, направо - налево, впереди - сзади, развивать умение сравнивать, обобщать.

    Описание: Воспитатель предлагает поиграть с флажками (белого, синего цвета). Дети берут флажки в правую и левую руку, меняют флажки в правой и левой руках. Прячут за спину, вытягивают вперед, вверх. Потом воспитатель показывает таблицы, в которых необходимо найти пропущенное изображение флажков. Воспитатель с детьми выясняет закономерность порядка изображения предметов. Называют соответствующую картинку.

    Материалы: флажки 2 цветов, карточки – таблицы

     

    ИГРА «ДОСТАНЬ ИЗ МЕШОЧКА»

    Цель: развивать умение различать правую и левую руку, закреплять счетные умения.

    Описание: Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка 2-5 игрушки, дает задание: возьми в левую руку 2 матрешки а в правую 1 машинку; возьми в правую руку 3 орешка, а в левую 1 шишку и т. д. Если ребенок выполнил не верно, то игрушки возвращаются в мешочек.

    Материалы: мешочек, набор игрушек.

     

    ИГРА «МЕДВЕЖАТА»

    Цель: умение воспроизводить последовательность чисел натурального ряда в игровой ситуации.

    Описание: Воспитатель приносит фланелеграф, на нем картинка речки и 5 медвежат, предлагает поиграть.

    Один медвежонок идет купаться к речке,

    Один медвежонок резвится на берегу.

    Еще один прибежал,

    «Хочу с тобой!» - сказал.

    И вот вам результат

    Два медвежонка…и т. д.

    Дети повторяют вместе с воспитателем – до 5 медвежат.

    Материалы: фланелеграф, картинка речки и 5 медвежат.

     

    ИГРА СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.

    Описание: Воспитатель предлагает детям «посадить» деревья для мишек, чтоб они могли отдохнуть в тени.

    Материалы: счетные палочки

     

     ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

    Цель: различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, развивать мелкую моторику.

    Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры расположенные на фланеленграфе и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, но теперь фигуру прячут по очереди дети.

    Материалы: набор геометрических фигур.

     

    ИГРА СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев и воображение.

    Описание: Воспитатель предлагает детям из палочек сделать то, что захотят.

    Материалы: счетные палочки.

     

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»

    Цель: различать части суток, пользуясь цветовыми моделями.

    Описание: медвежонок приносит цветную модель частей суток. Дети подбирают картинки и стрелкой указывают, когда это бывает

    Материалы: модель частей суток, картинки.

    ЗАГАДКИ

    Цель: развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, ориентируясь на существенные признаки.

    Описание: медвежонок загадывает загадки о частях суток.

    Материалы:

    1. Вот проснулось в небе солнце,

    Заглянуло к нам в оконце.

    Петушок горланит мудро,

    Возвещая: Это!

    (Утро)

    2. Стало за окном темнеть,

    Птицы стали тише петь.

    Убирать игрушки нужно,

    Мама всех зовет на ужин.

    Когда это бывает?

    (Вечер)

    3. На дворе темным темно,

    Месяц смотрит к нам в окно.

    Спят в кроватках сын и дочка-

    Значит наступила…

    (Ночка)

    4. Солнце в небе высоко,

    И до ночи далеко,

    Коротка деревьев тень

    Что за время суток?

    (День)

     

    ИГРА «УКРАСИМ САРАФАН»

    Цель: развивать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов.

    Описание: Воспитатель предлагает детям украсить сарафан для Маши красными и синими цветами по верхнему и нижнему краю. Красных и синих цветов должно быть одинаково, потом прибавлять по одному, убирать по одному и задавать вопросы.

    Материалы: сарафан большой и маленькие сарафаны, набор цветов (красных и синих)

     

    ИГРА «ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ»

    Цель: закреплять название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)

    Описание: Воспитатель показывает детям  «чудесный мешочек»  с предметами  (лоскут ткани, палочку, шарик, и т. д.).  Дети рассматривают предметы и решают, чем они могут быть. Достают геометрически фигуры, рассказывают о них и расселяют их в домики с разными окошечками. Воспитатель показывает фигуры, а дети решают, в каком домике они живут

    Материалы: набор предметов разной формы, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)

     

    ИГРА «ЗЕРКАЛО»

    Цель: развивать умение сравнивать по ширине и высоте, использовать слова (шире - уже, выше - ниже).

    Описание: дети образуют круг, воспитатель - «зеркало». Воспитатель предлагает повторять движения за ней. Раздвигая руки в стороны говорит: «шире, шире - широко, уже, уже - узко, выше, выше - высоко, ниже, ниже - низко». Сравнивают у кого шире, у кого уже, у кого ниже, у кого выше.

    Материалы: Зеркало (для разговора об его свойстве - отражать, модели размера и пространства (рассматривание, проговаривание - до начала игры)

     

    ИГРА «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ»

    Цель: развивать умение выделять последовательные связи, устанавливать их в играх.

    Описание: дети увидели разбросанные картинки: мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица, иллюстрации к сказкам «Репка»«Теремок»«Колобок». Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность.

    Материалы: картинки (мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица) иллюстрации к сказкам.

     

    ИГРА «ПОМОГИ ДОСТАТЬ»

    Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных размеров по высоте, отражать в речи результаты сравнения, употребляя название фигур, их цвет.

    Описание: Дети сравнивают шкафы по высоте, достают таблицы со шкафов, рассматривают, выявляют закономерности, называют фигуры, продолжают ряды.

    Материалы: таблицы и геометрические фигуры.

     

    ИГРА «У КОГО ХВОСТ ДЛИННЕЕ»

    Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине.

    Описание: Приходят звери и спорят, у кого длиннее хвост. Воспитатель и дети помогают сравнивать по длине и ширине. Можно сравнить длину ушей. Потом звери покупают пуговицы к своей одежде, столько пуговиц, сколько петель.

    Материалы: игрушки (зайцы, лисы, обезьяны, медведи, пуговицы,

     

    ИГРА С МЯЧОМ «ЧТО ДЛИННЕЕ»

    Цель: развивать умение сравнивать предметы по длине.

    Описание: В игре с мячом дети образуют круг, воспитатель стоит в центре, он катит мяч одному из детей, начинает фразу«Сапоги длинные, а ботинки….» Ребенок, взяв мяч, отвечает «короткие» - и катит мяч воспитателю.

    Гольфы длинные, а носки (короткие)

    Платье длинное, а юбка… (короткая)

    Шорты короткие, а брюки …

    У футболки рукава короткие, а у рубашки …

    Материалы: мяч.

     

    ИГРА «НАШ ДЕНЬ»

    Цель: развивать умение соотносить действия с частями суток.

    Описание: Воспитатель с помощью куклы производит действия, по которым дети определяют части суток, потом воспитатель показывает картинки, и дети определяют в какое время суток это происходит.

    Материалы: кукла, картинки

     

    ИГРА «НАЗОВИ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

    Цель: развивать ориентировку во времени, умение называть временные отрезки (утро, вечер, день, ночь)

    Описание: Дети образуют круг, воспитатель катит одному из детей мяч.

    Начинает предложение,пропуская названия частей суток:

    - Мы завтракаем утром, а обедаем…

    Дети называют пропущенное слово

    - Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой …

    Материалы: мяч.

     

    ИГРА «СПРАВА  КАК  СЛЕВА»

    Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать представление о симметрии.

    Описание: медвежонок забыл дорисовать рисунки, и дети дорисовывают, потом идут домой по лабиринтам.

    Материалы: картинки с половинным изображением предметов, фломастеры, лабиринты.

     

    ИГРА «ТРИ МЕДВЕДЯ»

    Цель: развивать умение сравнивать и упорядочивать предметы по величине.

    Описание: Сравнивать медведей, ложки, стулья, кровати. Каждому медведю подобрать нужную мебель.

    Материалы: силуэты трех медведей, комплекты игрушек (или картинок) трех размеров.

     

     ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ»

    Цель: развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, группировать по двум признакам.

    Описание: Дети собирают незаконченные бусы и идут в гости к Даше и Маше по дорожкам. Вдоль дорожек раскладывают камешки, фигуры одного цвета с дорожкой, по форме соответствующие эмблеме дорожки.

    Материалы: набор кругов – бусинок разного цвета и размера, карточки с изображением бус, панно с дорожками, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

     

     

     ИГРА «ЦВЕТНЫЕ БУСЫ»

    Цель: развивать умение ориентироваться на цвет, как признак предмета, выделять и называть шесть цветов.

    Описание: Кукла приносит коробку с цветными бусинками, предлагает рассмотреть, назвать цвет, потом показывает ниточки разного цвета, раздает их детям, и предлагает собрать бусы такого же цвета как нитка.

    Материалы: бусинки сделаны из соленого теста, покрашены , ниточки. Кукла, коробка.

     

    ИГРА «САМОЛЕТЫ»

    Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, выделять длину, как признак, отражать в речи.

    Описание: По команде воспитателя «Полетели красные самолеты, желтые …» дети выполняют игровые действия. Усложнение: самолеты летят по дорожкам разной длины. Обсуждение: по какой дорожке прилетят быстрее и почему?

    Материалы: самолетики разных цветов – разложенные на стульях, дорожки разной длины.

     

    ИГРА «СЛОЖИ ЛИСТОК»

    Цель: развивать умение соотносить целое и части, называть цвета.

    Описание: Листья желтого и зеленого цвета разрезаны на 4 части. Дети отбирают части по цвету, затем из них составляют листья.

    Материалы: - конверты с разрезанными листьями двух цветов.

     

    ИГРА «СДЕЛАЙ ИЗ ФИГУР ДОМИК»

    Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине, уточнять пространственные представления, различать и называть круг, квадрат, треугольник.

    Описание: Воспитатель предлагает детям стать строителями, чтоб построить дачный поселок. Каждый будет работать отдельно, делает дом, какой хочет. Сажает возле дома елку, любимый цветочек. Дети «строят» из геометрических фигур. Воспитатель  спрашивает: «Что выше? Что ниже? С какой стороны елка?

    Материалы: наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера

     

    ИГРА «МАГАЗИН»

    Цель: развивать умение группировать предметы по признаку цвета, формы, правильно называть геометрические фигуры и цвета.

    Описание: Воспитатель берет на себя роль продавца, и предлагает детям купить печенье (геометрические фигуры - разного цвета и размера). Дети должны назвать, какое «Печенье» они хотят купить. Когда все печенье будет распродано, воспитатель предлагает угостить им куклу (все квадратное, мишку (все круглое, зайчика (все желтое) и т. д.

    Материалы: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета и размера, кукла, мишка, зайчик.

    Игровое упражнение со счетными палочками

    Цель: развивать мелкую моторику рук, комбинаторные способности.

    Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки и предлагают сделать квадраты и треугольники; Достают ниточки, и предлагают сделать круги.

    Материал: Нитки цветные шерстяные, Счетные палочки цветные

     

    ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

    Цель: развивать умение выделять и называть цвет, форму, качество предмета, определять размер нитки.

    Описание: Воспитатель рассказывает о ежике. Детей превращает в «ежат»«Ежики» выбирают себе шар, играют с ним осторожно, обследуют, потом рассказывают о нем. «Ежики с красными шарами бегут ко мне» и т. д., игра продолжается столько, сколько хотят дети.

    Материалы: маски ежей, воздушные разноцветные шары с различной длиной нити.

     

    ИГРА «ЧТО НАМ ПРИВЕЗ МИШУТКА»

    Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве (далеко - близко, впереди – сзади).

    Описание: Вместе с воспитателем и Мишкой дети путешествуют по волшебной дорожке (далеко и близко) и расселяют домашних животных в «домики» близко, а диких – в лес далеко. Останавливаясь, по пути определяют, где лес впереди или сзади, а где остался домик?

    Материалы: игрушка Мишка, машина, карточки с изображением диких и домашних животных, «Волшебная дорожка».

     

    ИГРА «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

    Цель: развивать умение различать, называть геометрические фигуры; устанавливать соответствия между двумя группами предметов.

    Описание: Дети находят по заданию зайчика шкатулки (с волшебными картинками). Замок каждой шкатулки имеет определенную геометрическую форму.

    Из геометрических фигур дети подбирают к шкатулкам нужный ключик и открывают.

    Найдя в них карточки, рассматривают, из каких фигур составлено изображение и на что похоже?

    Материалы: две шкатулки, набор из 3 геометрических фигур, карточки, игрушка зайчика

     

    ИГРА «НАЙДИ ЛИСТИК»

    Цель: развивать умение различать правую и левую руку; правую и левую стороны тела; определять направление от себя.

    Описание: Дети рассматривают картинки с осенними пейзажами, отличающиеся 3-4 признаками, ищут эти отличия. Играют с листьями (желтыми и зелеными, перекладывая в правую и левую руку. По сигналу «ветер» листья разлетаются. Затем меняют листья в правой и левой руках, листья прячут за спину, вытягивают руки с листьями вперед, поднимают вверх. Игра повторяется 2-3 раза. Потом собирают листья из частей.

    Материалы: картинки для сравнения, конверты с разрезанными листьями. (желтого и зеленого цвета)

     

    ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФОНАРИКИ»

    Цель: развивать умение, соотносить действия с частями суток.

    Описание: Приплыл кораблик и на нем много фонариков. Дети рассматривают фонарики. Воспитатель предлагает «зажечь» их и спрашивает когда «зажигают» фонарики (ночью и вечером, когда темно? Воспитатель показывает иллюстрации временных отрезков (утро, вечер, день, ночь, и дети решают, нужно ли им «зажигать» фонарики и почему.

    Материалы: пластмассовый кораблик, разноцветные фонарики, иллюстрации с изображением временных отрезков.

    Загадки

    Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки, выделять основные признаки частей суток.

    Описание: Воспитатель загадывает загадки о частях суток.         

    ЗАГАДКИ:

    1. На траву роса ложится,

    Ну а нам пора вставать,

    На зарядку становиться,

    Чтобы лучше день начать. (утро)

    2. Мы уже зеваем сладко,

    Тени тут и там снуют,

    Чистим зубы для порядка

    И готовимся ко сну. (вечер)

    3. Звезды пляшут и резвятся,

    Шепчут что-то фонари.

    Чудеса ребятам снятся,

    Чтоб продлиться до зари. (ночь)

    4. Солнце в небе высоко,

    И до ночи далеко,

    Коротка деревьев тень.

    Что за время суток? (день)

     

    ИСТОЧНИКИ:

     https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-u-detei-vtoroi-mladshei-grupy.html  

     

    https://ped-kopilka.ru/blogs/blog51689/didakticheskie-igry-po-fyemp-kartoteka.html

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

    Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях о...

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

    представлены игры для детей от 3 до 4 лет по формированию элементарных математических представлений...

    «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

    Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...

    Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Картотекадидакти...

    КАРТОТЕКА Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

    Картотека .Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...

    Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.

    laquo;Спрячь мышку"Цель игры: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, полукруг); формировать навыки пространственного мышл...