Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы
картотека по математике (младшая группа)

Урбанова Инна Германовна

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 

У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ИГРА «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»

Цель: развивать умение выделять и называть шесть цветов спектра.

Описание: Воспитатель показывает детям коврик из разноцветных клеток, показывает игрушки разного цвета. Дети определяют, на какой клетке спрячутся игрушки так, чтобы их было не видно.

Материалы: разноцветный коврик, игрушки разного цвета.

 

ИГРА «ДОМИКИ И ДОРОЖКИ»

Цель: умение называть геометрические тела (куб и призма - «крыша», различать предметы по длине.

Описание : К детям приходят гости: Еж, Заяц, Утка и просят построить для каждого домик из кубов и призм. Они любят ходить друг к другу в гости, надо выбрать для них дорожки. Дети поясняют, какая дорожка нужна (длинная или короткая? По какой дорожке идти дальше, по какой ближе и почему?

Материалы: игрушки, кубы и призмы (мягкий модуль, дорожки.

 

ИГРА  СО СЧЕТНЫМИ  ПАЛОЧКАМИ

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.

Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки, просят из них построить домики.

Материалы: Счетные палочки.

 

 ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»

Цель: развивать умение классифицировать множество по двум основаниям (цвет и форма, размер и форма).

Описание: медвежонок приносит «Чудесный мешочек» и загадывает загадки. Дети отгадывают и узнают, что в мешочке, определяют на ощупь. Раскладывают в обручи по двум признакам: все маленькие и синие, все большие и треугольные и т. д.

Материалы: «Чудесный мешочек», набор геометрических фигур, загадки.

ЗАГАДКИ:

1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

2. Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно

Получился бы (овал)

3. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки,

Вот и я (треугольник)

4. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура-

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

5. Кубик в краску окуни

Приложи и подними.

Вася 10 раз так сделал-

Отпечатались они (квадраты)

 

ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО»

Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, фигуры - по форме, составлять из частей целое.

Описание: Приходит Медвежонок, предлагает украсить дерево: «Чем можно украсить?». Дети вешают на дерево листья (желтые, зеленые, красные, большие и маленькие, предметы разного цвета, размера, формы, определяют левую и правую сторону. Под деревом находят игрушку цыпленка и составляют силуэт из имеющихся фигур.

Материалы: плоское изображение предметов и геометрических фигур разного цвета, величины, формы; наборы геометрических фигур.

 

ИГРА «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»

Цель: развивать умение различать правую и левую руку, направление: от себя - к себе, вверх- вниз, направо - налево, впереди - сзади, развивать умение сравнивать, обобщать.

Описание: Воспитатель предлагает поиграть с флажками (белого, синего цвета). Дети берут флажки в правую и левую руку, меняют флажки в правой и левой руках. Прячут за спину, вытягивают вперед, вверх. Потом воспитатель показывает таблицы, в которых необходимо найти пропущенное изображение флажков. Воспитатель с детьми выясняет закономерность порядка изображения предметов. Называют соответствующую картинку.

Материалы: флажки 2 цветов, карточки – таблицы

 

ИГРА «ДОСТАНЬ ИЗ МЕШОЧКА»

Цель: развивать умение различать правую и левую руку, закреплять счетные умения.

Описание: Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка 2-5 игрушки, дает задание: возьми в левую руку 2 матрешки а в правую 1 машинку; возьми в правую руку 3 орешка, а в левую 1 шишку и т. д. Если ребенок выполнил не верно, то игрушки возвращаются в мешочек.

Материалы: мешочек, набор игрушек.

 

ИГРА «МЕДВЕЖАТА»

Цель: умение воспроизводить последовательность чисел натурального ряда в игровой ситуации.

Описание: Воспитатель приносит фланелеграф, на нем картинка речки и 5 медвежат, предлагает поиграть.

Один медвежонок идет купаться к речке,

Один медвежонок резвится на берегу.

Еще один прибежал,

«Хочу с тобой!» - сказал.

И вот вам результат

Два медвежонка…и т. д.

Дети повторяют вместе с воспитателем – до 5 медвежат.

Материалы: фланелеграф, картинка речки и 5 медвежат.

 

ИГРА СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.

Описание: Воспитатель предлагает детям «посадить» деревья для мишек, чтоб они могли отдохнуть в тени.

Материалы: счетные палочки

 

 ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Цель: различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, развивать мелкую моторику.

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры расположенные на фланеленграфе и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, но теперь фигуру прячут по очереди дети.

Материалы: набор геометрических фигур.

 

ИГРА СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и воображение.

Описание: Воспитатель предлагает детям из палочек сделать то, что захотят.

Материалы: счетные палочки.

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»

Цель: различать части суток, пользуясь цветовыми моделями.

Описание: медвежонок приносит цветную модель частей суток. Дети подбирают картинки и стрелкой указывают, когда это бывает

Материалы: модель частей суток, картинки.

ЗАГАДКИ

Цель: развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, ориентируясь на существенные признаки.

Описание: медвежонок загадывает загадки о частях суток.

Материалы:

1. Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Возвещая: Это!

(Утро)

2. Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовет на ужин.

Когда это бывает?

(Вечер)

3. На дворе темным темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочка-

Значит наступила…

(Ночка)

4. Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень

Что за время суток?

(День)

 

ИГРА «УКРАСИМ САРАФАН»

Цель: развивать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов.

Описание: Воспитатель предлагает детям украсить сарафан для Маши красными и синими цветами по верхнему и нижнему краю. Красных и синих цветов должно быть одинаково, потом прибавлять по одному, убирать по одному и задавать вопросы.

Материалы: сарафан большой и маленькие сарафаны, набор цветов (красных и синих)

 

ИГРА «ЧЕМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ»

Цель: закреплять название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)

Описание: Воспитатель показывает детям  «чудесный мешочек»  с предметами  (лоскут ткани, палочку, шарик, и т. д.).  Дети рассматривают предметы и решают, чем они могут быть. Достают геометрически фигуры, рассказывают о них и расселяют их в домики с разными окошечками. Воспитатель показывает фигуры, а дети решают, в каком домике они живут

Материалы: набор предметов разной формы, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)

 

ИГРА «ЗЕРКАЛО»

Цель: развивать умение сравнивать по ширине и высоте, использовать слова (шире - уже, выше - ниже).

Описание: дети образуют круг, воспитатель - «зеркало». Воспитатель предлагает повторять движения за ней. Раздвигая руки в стороны говорит: «шире, шире - широко, уже, уже - узко, выше, выше - высоко, ниже, ниже - низко». Сравнивают у кого шире, у кого уже, у кого ниже, у кого выше.

Материалы: Зеркало (для разговора об его свойстве - отражать, модели размера и пространства (рассматривание, проговаривание - до начала игры)

 

ИГРА «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ»

Цель: развивать умение выделять последовательные связи, устанавливать их в играх.

Описание: дети увидели разбросанные картинки: мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица, иллюстрации к сказкам «Репка»«Теремок»«Колобок». Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность.

Материалы: картинки (мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица) иллюстрации к сказкам.

 

ИГРА «ПОМОГИ ДОСТАТЬ»

Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных размеров по высоте, отражать в речи результаты сравнения, употребляя название фигур, их цвет.

Описание: Дети сравнивают шкафы по высоте, достают таблицы со шкафов, рассматривают, выявляют закономерности, называют фигуры, продолжают ряды.

Материалы: таблицы и геометрические фигуры.

 

ИГРА «У КОГО ХВОСТ ДЛИННЕЕ»

Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине.

Описание: Приходят звери и спорят, у кого длиннее хвост. Воспитатель и дети помогают сравнивать по длине и ширине. Можно сравнить длину ушей. Потом звери покупают пуговицы к своей одежде, столько пуговиц, сколько петель.

Материалы: игрушки (зайцы, лисы, обезьяны, медведи, пуговицы,

 

ИГРА С МЯЧОМ «ЧТО ДЛИННЕЕ»

Цель: развивать умение сравнивать предметы по длине.

Описание: В игре с мячом дети образуют круг, воспитатель стоит в центре, он катит мяч одному из детей, начинает фразу«Сапоги длинные, а ботинки….» Ребенок, взяв мяч, отвечает «короткие» - и катит мяч воспитателю.

Гольфы длинные, а носки (короткие)

Платье длинное, а юбка… (короткая)

Шорты короткие, а брюки …

У футболки рукава короткие, а у рубашки …

Материалы: мяч.

 

ИГРА «НАШ ДЕНЬ»

Цель: развивать умение соотносить действия с частями суток.

Описание: Воспитатель с помощью куклы производит действия, по которым дети определяют части суток, потом воспитатель показывает картинки, и дети определяют в какое время суток это происходит.

Материалы: кукла, картинки

 

ИГРА «НАЗОВИ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

Цель: развивать ориентировку во времени, умение называть временные отрезки (утро, вечер, день, ночь)

Описание: Дети образуют круг, воспитатель катит одному из детей мяч.

Начинает предложение,пропуская названия частей суток:

- Мы завтракаем утром, а обедаем…

Дети называют пропущенное слово

- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой …

Материалы: мяч.

 

ИГРА «СПРАВА  КАК  СЛЕВА»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать представление о симметрии.

Описание: медвежонок забыл дорисовать рисунки, и дети дорисовывают, потом идут домой по лабиринтам.

Материалы: картинки с половинным изображением предметов, фломастеры, лабиринты.

 

ИГРА «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Цель: развивать умение сравнивать и упорядочивать предметы по величине.

Описание: Сравнивать медведей, ложки, стулья, кровати. Каждому медведю подобрать нужную мебель.

Материалы: силуэты трех медведей, комплекты игрушек (или картинок) трех размеров.

 

 ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ»

Цель: развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, группировать по двум признакам.

Описание: Дети собирают незаконченные бусы и идут в гости к Даше и Маше по дорожкам. Вдоль дорожек раскладывают камешки, фигуры одного цвета с дорожкой, по форме соответствующие эмблеме дорожки.

Материалы: набор кругов – бусинок разного цвета и размера, карточки с изображением бус, панно с дорожками, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

 

 

 ИГРА «ЦВЕТНЫЕ БУСЫ»

Цель: развивать умение ориентироваться на цвет, как признак предмета, выделять и называть шесть цветов.

Описание: Кукла приносит коробку с цветными бусинками, предлагает рассмотреть, назвать цвет, потом показывает ниточки разного цвета, раздает их детям, и предлагает собрать бусы такого же цвета как нитка.

Материалы: бусинки сделаны из соленого теста, покрашены , ниточки. Кукла, коробка.

 

ИГРА «САМОЛЕТЫ»

Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, выделять длину, как признак, отражать в речи.

Описание: По команде воспитателя «Полетели красные самолеты, желтые …» дети выполняют игровые действия. Усложнение: самолеты летят по дорожкам разной длины. Обсуждение: по какой дорожке прилетят быстрее и почему?

Материалы: самолетики разных цветов – разложенные на стульях, дорожки разной длины.

 

ИГРА «СЛОЖИ ЛИСТОК»

Цель: развивать умение соотносить целое и части, называть цвета.

Описание: Листья желтого и зеленого цвета разрезаны на 4 части. Дети отбирают части по цвету, затем из них составляют листья.

Материалы: - конверты с разрезанными листьями двух цветов.

 

ИГРА «СДЕЛАЙ ИЗ ФИГУР ДОМИК»

Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине, уточнять пространственные представления, различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Описание: Воспитатель предлагает детям стать строителями, чтоб построить дачный поселок. Каждый будет работать отдельно, делает дом, какой хочет. Сажает возле дома елку, любимый цветочек. Дети «строят» из геометрических фигур. Воспитатель  спрашивает: «Что выше? Что ниже? С какой стороны елка?

Материалы: наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера

 

ИГРА «МАГАЗИН»

Цель: развивать умение группировать предметы по признаку цвета, формы, правильно называть геометрические фигуры и цвета.

Описание: Воспитатель берет на себя роль продавца, и предлагает детям купить печенье (геометрические фигуры - разного цвета и размера). Дети должны назвать, какое «Печенье» они хотят купить. Когда все печенье будет распродано, воспитатель предлагает угостить им куклу (все квадратное, мишку (все круглое, зайчика (все желтое) и т. д.

Материалы: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета и размера, кукла, мишка, зайчик.

Игровое упражнение со счетными палочками

Цель: развивать мелкую моторику рук, комбинаторные способности.

Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки и предлагают сделать квадраты и треугольники; Достают ниточки, и предлагают сделать круги.

Материал: Нитки цветные шерстяные, Счетные палочки цветные

 

ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

Цель: развивать умение выделять и называть цвет, форму, качество предмета, определять размер нитки.

Описание: Воспитатель рассказывает о ежике. Детей превращает в «ежат»«Ежики» выбирают себе шар, играют с ним осторожно, обследуют, потом рассказывают о нем. «Ежики с красными шарами бегут ко мне» и т. д., игра продолжается столько, сколько хотят дети.

Материалы: маски ежей, воздушные разноцветные шары с различной длиной нити.

 

ИГРА «ЧТО НАМ ПРИВЕЗ МИШУТКА»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве (далеко - близко, впереди – сзади).

Описание: Вместе с воспитателем и Мишкой дети путешествуют по волшебной дорожке (далеко и близко) и расселяют домашних животных в «домики» близко, а диких – в лес далеко. Останавливаясь, по пути определяют, где лес впереди или сзади, а где остался домик?

Материалы: игрушка Мишка, машина, карточки с изображением диких и домашних животных, «Волшебная дорожка».

 

ИГРА «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Цель: развивать умение различать, называть геометрические фигуры; устанавливать соответствия между двумя группами предметов.

Описание: Дети находят по заданию зайчика шкатулки (с волшебными картинками). Замок каждой шкатулки имеет определенную геометрическую форму.

Из геометрических фигур дети подбирают к шкатулкам нужный ключик и открывают.

Найдя в них карточки, рассматривают, из каких фигур составлено изображение и на что похоже?

Материалы: две шкатулки, набор из 3 геометрических фигур, карточки, игрушка зайчика

 

ИГРА «НАЙДИ ЛИСТИК»

Цель: развивать умение различать правую и левую руку; правую и левую стороны тела; определять направление от себя.

Описание: Дети рассматривают картинки с осенними пейзажами, отличающиеся 3-4 признаками, ищут эти отличия. Играют с листьями (желтыми и зелеными, перекладывая в правую и левую руку. По сигналу «ветер» листья разлетаются. Затем меняют листья в правой и левой руках, листья прячут за спину, вытягивают руки с листьями вперед, поднимают вверх. Игра повторяется 2-3 раза. Потом собирают листья из частей.

Материалы: картинки для сравнения, конверты с разрезанными листьями. (желтого и зеленого цвета)

 

ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФОНАРИКИ»

Цель: развивать умение, соотносить действия с частями суток.

Описание: Приплыл кораблик и на нем много фонариков. Дети рассматривают фонарики. Воспитатель предлагает «зажечь» их и спрашивает когда «зажигают» фонарики (ночью и вечером, когда темно? Воспитатель показывает иллюстрации временных отрезков (утро, вечер, день, ночь, и дети решают, нужно ли им «зажигать» фонарики и почему.

Материалы: пластмассовый кораблик, разноцветные фонарики, иллюстрации с изображением временных отрезков.

Загадки

Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки, выделять основные признаки частей суток.

Описание: Воспитатель загадывает загадки о частях суток.         

ЗАГАДКИ:

1. На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать. (утро)

2. Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют,

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

3. Звезды пляшут и резвятся,

Шепчут что-то фонари.

Чудеса ребятам снятся,

Чтоб продлиться до зари. (ночь)

4. Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (день)

 

ИСТОЧНИКИ:

 https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-u-detei-vtoroi-mladshei-grupy.html  

 

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog51689/didakticheskie-igry-po-fyemp-kartoteka.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Картотекадидакти...

КАРТОТЕКА Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Картотека .Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.

laquo;Спрячь мышку"Цель игры: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, полукруг); формировать навыки пространственного мышл...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарныхматематических представлений у детей второй младшей группыПодготовила: Недошивина О.Е....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ИГРА «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»Цель: развивать умение выделять и называть шесть цветов спектра.Описание: Воспитатель показывает детям коврик из разноцветных клеток, показывает игрушки разного...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 2 младшей группы

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 2 младшей группы...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Картотекадидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй  младшей группы...