Главные вкладки

    Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста
    консультация по математике

    Васькова Лариса Петровна

    В данной презентации представлен материал по использованию блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений
    у детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon bloki_denesha.ppt1.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» Красночетайского района Чувашской Республики Подготовил ст. воспитатель Васькова Л.П. С.Красные Четаи 2015

    Слайд 2

    Золтан Дьенеш -венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. 2

    Слайд 3

    Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур : а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. 3

    Слайд 4

    Возрастной диапазон - от 2 до 8 лет. Каждое задание имеет несколько уровней сложности, проходя которые, малыш будет расти и развиваться. Это не та игрушка, которая будет пылиться в шкафу. Логические блоки Дьенеша – это отличная система для развития не только логического мышления, но и познавательных процессов. Это память, внимание, восприятие и воображение. Мозг ребенка еще до школы освоит такие операции, как сравнение, анализ, классификация и обобщение. Малыши в игровой форме быстро усвоят цвета. Не забывайте перед занятиями давать ребенку возможность поиграть с фигурами, построить из них дом, башенку, чтобы плавно перейти к обучению. А при выборе игр учитывайте возраст и интеллектуальные возможности малыша. 4

    Слайд 5

    Формально можно разделить цели на последовательную цепочку: сначала учим детей выявлять свойства затем сравнивать предметы по найденным свойствам переходим к классификации, обобщению 5

    Слайд 6

    Знакомство со свойствами. 1 Самая первая игра – это "Найди предметы". Все, которые желтого цвета, квадратной формы, большие и так далее. 2. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы. 3. «Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги. Затем – все синие предметы и т. д. 4. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем – «не такой же». 5. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Скажем, три синих и один желтый 6

    Слайд 7

    А теперь задание: найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме) -Красный -Треугольник А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме) - Синий - Квадрат 7

    Слайд 8

    Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера). 8

    Слайд 9

    «КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя. За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку… Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему. Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. 9

    Слайд 10

    «НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя раз­личные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает: - Клад под синим блоком? - Нет, — отвечает ребенок. - Под желтым? - Нет. - Под красным? - Да. - Под большим? - Да. - Под круглым? - Да. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество. 10

    Слайд 11

    Сравнение по свойствам 1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед ( прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки. 2. «Кто быстрей?» Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь– кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета. 3. «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков ( фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д. 4. «Не-свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не-красный, не-квадратный, не-тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не-блоки» - все «не-синие» или «не-треугольные». 5. «Угадайка». Для этой игры вам нужны логические блоки и мешочек. Ведущий ( берет один блок и, чтобы второй игрок не видел, прячет его в мешок. Второй игрок должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура – желтая?», «Она – прямоугольник?» 11

    Слайд 12

    Классификация, логические операции Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д. и спрашиваем – чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом, ребенок учится разделению на классы и сравнению. 1. Игра с областями. Выкладываем на полу 2-3 (можем начать с двух) не пересекающихся пространства обруча. Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, внутрь второго – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этим понятиями. 12

    Слайд 13

    Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. + 11 карточек с отрицанием свойств 13

    Слайд 14

    Классификация, логические операции 2. «Чертеж». Для этого игры желательны карточки с обозначением свойств и «не-свойств». Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа – два не-желтых прямоугольных блока, на них стоят некруглые, не-синие блоки, затем - желтые не-треугольные, не-тонкие, вершит все не-квадратная красная крыша. Малыш должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям). 14

    Слайд 15

    Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой необходимо объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели используют два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, и помещают их на любую твердую поверхность. Далее малышу объясняются следующие аспекты: какая часть поверхности располагается внутри двух обручей; внутри фиолетового обруча, но вне зеленого; внутри зеленого, но вне фиолетового обруча; вне обоих обручей. Золтан Дьенеш рекомендует родителям и педагогам играть с одним, двумя и тремя обручами. 15

    Слайд 16

    Для игры с одним обручем нужно подготовить логические блоки и обруч. Далее предложите крохе поместить внутрь обруча только блоки желтого цвета, а вне обруча расположить остальные блоки. Для закрепления информации можно задать следующие вопросы: Какой материал находится внутри обруча? (Желтые). Какие блоки расположены вне обруча? (Не желтые). В процессе игры предоставьте малышу возможность самостоятельно выбирать основной цвет логических блоков. 16

    Слайд 17

    «РАЗДЕЛИ БЛОКИ» Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или» . В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе. Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности! 17

    Слайд 18

    Для помощи взрослым в комплект с блоками входят методические указания по их использованию, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей: - Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет); - Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет); - Страна блоков и палочек (4-7 лет); - Лепим нелепицы (от 4 лет); - Поиск затонувшего клада (5-8 лет); - Праздник в стране блоков (5-8 лет); - Спасатели приходят на помощь (5-8 лет). 18

    Слайд 19

    19

    Слайд 20

    20

    Слайд 21

    «Игра «Художники» Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения композиции). 21

    Слайд 22

    Данная система и ее многофункциональный дидактический материал сразу понравится ребенку, не зависимо от уровня его подготовки и возраста. Логические блоки помогут развить различные типы мышления у малыша, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. Если ежедневно применять для занятий с крохой фигуры или блоки Дьенеша, то у малыша сформируется оперативная память и умение характеризовать свойства любого предмета. В легком игровом формате ребенок изучает параметры предметов и геометрические формы. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки. При этом игры с блоками Дьенеша отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей. 22

    Слайд 23

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

    Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

    Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

    Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...

    Использование блоков Дьёнеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Это пособие поможет детям запомнить цифры, научит считать, составлять математические истории, придумывать сказки и рассказы.  Поможет  ребенку не только разобраться в мире чисел, но и с...

    Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей

    В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умен...

    "Использование логических блоков Дьенеша с целью развития логико - математических представлений у детей"

    Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны б...

    Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

       Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...