Формы и методы формирования элементарных математических представлений в детском саду.
материал по математике

Евса Татьяна Александровна

Формы и методы формирования элементарных ма­тематических представлений в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы формирования элементарных

математических представлений в детском саду.

                                                       

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать

Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них я реализую практически все программные требования; стараюсь осуществлять образовательные, воспитательные и развивающие задачи комплексно, математические представления формирую в определенной системе; использую разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.);

г) игровой.

Старших дошкольников учу формулировать вопросы самостоятельно. В конкретной ситуации, используя дидактический материал, предлагаю детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере, форме, способе измерения и т. д. Учу задавать вопросы по результатам  непосредственного сравнения: «Ваня сравнил квадрат и прямоугольник.  О чем можно его спросить?», вслед за выполненным у доски практическим действием: «Спросите Соню, что она узнала, разложив предметы на два ряда? Посмотрите, что я сделала. О чем спросите меня?», на основе действия, выполненного рядом сидящим ребенком: «О чем можно спросить Рому?». Слежу, чтобы ответы детей были краткими или полными, в зависимости от характера вопроса; самостоятельным, осознанными; точными, ясными, достаточно громкими; грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).

Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.

В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

- выполнение разнообразных практических действий;

-  широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые я  предлагаю в форме задания, организовываю как действия с демонстрационным материалом или в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.

Упражнения либо коллективные — выполняются всеми детьми одновременно, либо индивидуальные — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.

Наиболее эффективными я считаю комплексные упражнения, дающие возможность одновременно решать программные задачи из разных разделов, органически, сочетая их друг с другом, например: «количество и счет» и «величина», «количество и счет» и «геометрические фигуры», «геометрические фигуры», «величина» и «количество и счет» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного действия занятии.

Эффективны на занятиях продуктивные упражнения, которые характеризуется тем, что способ действий дети должны полностью или частично открыть сами. Это развивает самостоятельность мышления, требует творческого подхода, вырабатывает целенаправленность и целеустремленность. Я обычно говорю, что надо делать, но не сообщаю и не демонстрирую способ действия. При выполнении упражнений ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, проявляет сообразительность, смекалку и т. д. При выполнении таких упражнений я оказываю помощь не прямо, а в косвенной форме, предлагаю детям подумать и еще раз попробовать, одобряю правильные действия.

На занятиях такие познавательные процессы, как сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают как методические приемы, определяющие тот путь, но которому движется мысль ребенка в процессе учения.

Сравнивая, дети устанавливают сходства и различия между объектами (по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д)

На основе анализа и синтеза подвожу детей к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются чаше всего в комплексе.

Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность. Модели широко используются при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь),  количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т. д. Они способствуют усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксируют фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводят такую же величину (строят дом такой же высоты, как образец; для этого берут палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делают свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксируют отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными).

На занятиях часто использую экспериментирование - метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем). Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения.  Наиболее широко используются дидактические игры.  Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры провожу на занятиях по математике и вне  их. Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играют занятия в нетрадиционной форме, которые вызывают большой интерес у детей:

1. Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.

2. Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

3. Театрализованные занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию.

4. Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей.

5. Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

6. Экскурсии и наблюдения. Для формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получает во время экскурсий и наблюдений, которые организовываются как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. Они становятся ценнейшим источником развивающей информации, т.к. дошкольники знакомятся:

•с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);

• с количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире;

• с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. На них дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Я использую художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления на занятиях, во время прогулок, гигиенических процедур, обучения навыкам самообслуживания, трудовым навыкам.  Это потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи, при формировании временных представлений стихотворения: «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков), у  С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года, «Круглый год», математическое стихотворение «Веселый счет», сказка «Теремок»  помогает запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики: дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку, сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? В сказке «Три медведя» и медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

Проектная деятельность - достаточно эффективный метод обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, например, «Время». Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.

Что, на мой взгляд, делает занятия по математике наиболее эффективными?

-Нетрадиционная форма, что помогает привлечь к работе всех детей.

-Задания развивающего, проблемно-поискового характера.

-Игровая мотивация.

-Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.

-Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной,

двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.

-Чередование видов деятельности.

-Возможность организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

Доклад на педсовет: "Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру"

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...

"Формирование элементарных математических представлений в детском саду"

в статье рассмотрена одна из актуальных проблем дошкольной педагогики – проблема формования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, показано ее значение при форми...

Формы и методы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается необходимость использования  различных видов игр в процессе обучения дошкольников математике, применение   наглядно-деятельностного подхода в организации заняти...