План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП Тема: «Ориентировка в пространстве»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Худи Анна Ильинична

Конспект занятия по ФЭМП 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_femp.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, элементарные математические представления, умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

1.Образовательные задачи:

-закреплять знания о геометрических фигурах;

-упражнять в пространственном ориентировании и ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);

-учить понимать учебную задачу;

- формировать умение работать в паре;

2.Развивающие задачи:

-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

-развивать смекалку, зрительную память, воображение;

-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

3.Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Тип занятия: занятия усвоения новых знаний и умений

Форма занятия: традиционная форма занятия

Продолжительность: 25 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: старшая группа, 5-6 лет.

Оборудование и материалы: лист бумаги А4, набор плоских геометрических фигур, цифр; простые и цветные карандаши.

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, графический способ изображения животных при помощи плоских геометрических фигур, упражнения в ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу),

Методы и приемы работы с детьми: беседа, пересказ, наглядные картинки.

Ход занятия:

1. Игра « Кто? Что?» (с мячом)

2.Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения (маршрутная карта «Путешествие к планетам»)

3. Беседа «Что надо знать, чтобы пройти по маршрутной карте?»

4.Работа с геометрическими фигурами (каждым ребенком называется фигура, ее цвет, выкладывается в определенный угол прямоугольного листа по заданию воспитателя)

5.Работа в парах (по очереди дети «примеряют» роль воспитателя )

6.Решение простой логической задачки «Отгадай-ка»

7. Дидактическая игра с использованием маршрутной карты «Путешествие к планетам»– заключительное упражнение на отработку пространственного ориентирования (на ковре)

4. Физминутка «Зарядка для космонавта» (на ковре)

5. Практическая часть (за столом)

Беседа по схемам, сопоставление представленных схем с действиями человека

Акцентирование внимания на ранее усвоенной теме: ориентировка на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);

6. Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Доброе утро, ребята, давайте улыбнемся друг другу, сегодня у нас занятие по математике.

-Ребята, давайте разомнемся и немного поиграем с мячом.

Вставайте полукругом. Я буду бросать каждому из вас мяч, а вы попробуйте ответить быстро на мой вопрос.

-Кто слева от тебя? (Ответы детей.)

-Кто справа от тебя?

-Что над головой?

-Что под тобой? И т.д.

(следить за тем, чтобы дети правильно отвечали на вопросы «кто» или «что»)

Молодцы! Вы были очень внимательны. 

Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла поздравительная открытка. Но, по-моему, в ней есть какой-то секрет. Я не могу его разгадать. Помогите мне, пожалуйста.

(Детям предлагается рассмотреть маршрутную карту «Путешествие к планетам»)

Наводящие вопросы детям:

-Что изображено? Как вы догадались, что это карта?

-Куда направляется космический корабль?

-Как ему добраться до планеты?

-Что надо знать? (Дети самостоятельно выходят на ответ, что надо знать направление движения налево, направо)

3-5 минут

Основной момент

Молодцы! Давайте выполним задание прямоугольника. Надо поселить все геометрические фигуры в один дом. Красный прямоугольник будет жить в центре листа, зеленый круг – в левом верхнем углу, синий треугольник – в левом нижнем. (Дети выкладывают фигуры, называя цвет, форму).

Ребята, давайте поиграем. Теперь тот, кто в паре слева, будет воспитателем. Даю задание и слежу за тем, чтобы оно выполнилось правильно.

(Часть задания дети выполняют самостоятельно, заполняя свободные углы прямоугольного листа, работая в парах по принципу «воспитатель-ребенок».

Обратить внимание на детей, имеющих трудности с речью, дать возможность высказаться каждому, прививать навык взаимопроверки)

Вы замечательно справились с этим заданием, давайте решим задачку.

Маша прожила уже четыре весны, четыре лета, четыре осени и четыре зимы. А Гриша - четыре года. Кто из детей старше?

(Если дети испытывают затруднения, задать наводящие вопросы. Ребенок, который решил логическую задачку первым, становится командиром космического корабля)

Дидактическая игра (на ковре)

Командир, пригласите звездную команду в путешествие к другим планетам.

Вариант игры. Воспитатель обозначает на полу групповой комнаты стрелками разного цвета маршрут следования, указывает направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сделай 5 шагов и т.д.» В конце маршрута ребенок находит сюрприз и должен сказать, как он его нашел.

Вы замечательно справились с этим заданием, давайте отдохнем немножко.

Физминутка «Зарядка для космонавта» (на ковре)

Левой рукой в воздухе «рисуем» квадрат, а правой треугольник. Сначала по-очереди, затем одновременно.

Практическая часть (за столом)

Ребята, если вам дадут карту, укажут путь стрелками, вы найдете свою планету?

-Что показывают стрелки на карте? (Ответы детей.)

-Вы хотели бы по-настоящему отправиться в космическое путешествие? (Ответы детей.)

-Давайте в такое путешествие отправим космонавта. Посмотрите на эти картинки. Что изображено? (Ответы детей.)

-Где расположена схема человечка? (слева на листе)

-А что справа? (ничего)

-Из каких фигур состоит схема? (Ответы детей.)

-А почему схемы такие разные? Что они означают? (стоит, бежит, идет, сидит)

-Как вы догадались, что этот человечек бежит? (ноги и руки согнуты, как во время бега)

-А разве это космонавт? Чего не хватает? (скафандра, кресла и т.д.)

(Показать на примере одной схемы свой вариант и убрать. Дети должны самостоятельно создать образ человека. Одеть, обуть и т.д.

Напомнить, что задача ребенка: повторить схему на правой части листа, а не на левой.

Правильно, вы постарались.

16-18 минуты

Заключительный момент

Ребята, вы большие молодцы, мне понравилось как вы работали и старались.

Давайте вспомним, чем вы занимались?

2-3 минуты