План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП Тема: «Счет в пределах 9»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Яптунай Ксения Львовна

Тема: «Счет в пределах 9»

Цель: формирование математических представлений детей об образовании числа 9; геометрических фигурах; ориентировании в пространстве.

Задачи:

Образовательные: Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. Продолжать учить определять свое место положение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и дружеские взаимоотношения между детьми (навыки работы в коллективе).

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: 9 листьев и снежинок, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник и треугольник), кукла.

Раздаточный материал: двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребенка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_schet_v_predelah_9-ti.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Счет в пределах 9»

Цель: формирование математических представлений детей об образовании числа 9; геометрических фигурах; ориентировании в пространстве.

Задачи:

Образовательные: Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. Продолжать учить определять свое место положение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и дружеские взаимоотношения между детьми (навыки работы в коллективе).

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: 9 листьев и снежинок, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник и треугольник), кукла.

Раздаточный материал: двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребенка)

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Здравствуйте!

Как ваше настроение? Ребята, какая погода на улице?

Правильно снежная, морозная, у нас на Севере уже наступила ранняя зима.

Ребята, а что это у нас на доске?

Давайте посчитаем их.

(Вместе с детьми с помощью вопросов устанавливаю, что листьев и снежинок поровну, по восемь)

 - Каким числом можно обозначить количество листьев?

- А снежинок?

- Что можно сказать о количестве листьев и снежинок?»
   Вызываю ребенка и  вместе с ним добавляю один лист и прошу посчитать их.

Спрашиваю:

-Сколько у нас теперь листьев?

-Какое число мы получили?

- Как мы получили число девять?

- Какое число больше: девять или восемь?

- Какое число меньше: восемь или девять?

-Как сделать так, чтобы листьев и снежинок стало поровну?»
   (Вместе с детьми устанавливаем равенство и поясняем образование числа).

2. Основная часть.

 Аналогичная работа выполняется на раздаточном материале с использованием кругов разного цвета.

- Перед вами лежат двухполосные карточки и круги разного цвета. На верхнею полоску положите 8 красных кругов, а на нижнюю 8 синих.  

(Проверяю правильность выполнения задания)

- Добавьте на верхнюю полоску 1 красный круг.

- Сколько у нас красных кругов?

-Какое число мы получили?

- Как мы получили число девять?

- Какое число больше: девять или восемь?

- Какое число меньше: восемь или девять?

-Как сделать так, чтобы красных и синих кругов стало поровну?

Физминутка «Вот так»

Как живешь?

А идешь?

Как бежишь?

А плывешь?

Машешь вслед?

А шалишь?

Усаживаю детей на свои места. Предлагаю отгадать загадки, но сначала предупреждаю, что не выкрикивать, а поднимать руку и отвечать по одному. Каждому ребенку за правильно отгаданную загадку даю карточку с изображением угаданной фигуры.

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? 
(круг)

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... 
(квадрат)

Растянули мы квадрат,
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим,
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».
   В групповой комнате заранее расположены предметы, имеющие форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

Дети, отгадавшие загадки, берут карточки с изображениями соответствующих геометрических фигур и ищут в группе предметы такой же формы. Слежу за правильностью выполнения задания и предлагаю детям объяснить свой выбор.

Например: «Я выбрал салфетку, она похожа на квадрат, у нее четыре угла и четыре стороны».

 Игровое упражнение «Что где?»
 Предлагаю детям рассказать о том, что где находится в группе (дети сидят за столами).
 Затем предлагаю детям поиграть с Куклой.  

Ребята по очереди выполняют задания куклы: встают впереди, сзади куклы, рядом с ней, между куклой и ребенком и называют свое местоположение относительно куклы.

3.Заключительная часть

 Ну, вот и все, на сегодня задания окончены.

Чего нового вы сегодня узнали (образование числа 9)

Что вам больше всего понравилось?

-снежная, морозная

-снежинки и листочки