Картотека дидактических игр по математическому развитию
картотека по математике (старшая группа)

Старкова Наталья Григорьевна

Картотека дидактических игр по математическому развитию для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_matematika.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ для старших дошкольников

 


Дидактическая игра «Чудо - лукошко»

Цели: упражнять в счёте до 5; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей лишний; активизировать в речи детей понятие «однородный».

Ход игры

Воспитатель, демонстрируя детям «чудо-лукошко», предлагает отправиться в лес за грибами, за шишками. Рассматривают форму лукошка и выясняют, что лес будет необычный, а математический. вспоминает вместе с детьми правила поведения в лесу, сообщает условия: собирать нужно только однородные предметы (грибы или шишки), у каждого в лукошке должно лежать по 5 предметов. Но тут же возникает проблемная ситуация - как дети попадут в лес? Выслушивает предположения детей и выбирает один выход из сложившейся проблемной ситуации (необходимо сказать заклинание). Дети вместе с воспитателем проговаривают строки стихотворения и оказываются в лесу.

                   Мы  пойдём за шишками в дальний лес,

   Видимо –невидимо там чудес.

          Отыскали красненький мы грибок,

Положили ласково в кузовок.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

                     Да уж вечер близится – нам домой  пора!

   С последними строками необходимо успеть выйти из леса и произвести подсчёт предметов. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, уточняет у детей однородные ли они собрали предметы, и активизирует новое понятие в речи.

Дидактическая игра «Звено летящих самолётов»

Цели:  учить ориентировке на листе бумаги; активизировать словарь детей понятиями, определяющими направление движения: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.д.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что на земле случилась беда, увидеть которую можно только с борта самолёта. Кому срочно понадобилась наша помощь и как нам её оказать?(Выслушивает предположения детей). Воспитатель предлагает всем детям на миг стать лётчиками, вместе с детьми произносит слова:

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Крыло левое вперёд, крыло правое вперёд,

Раз, два, три, четыре - полетел наш самолёт!

Воспитатель предлагает взять самолёт в руки и поставить его на взлётное поле. Затем даёт указания: самолёт быстро поднимается вверх, но быстро падает вниз. Где находится самолёт?(Внизу).

Теперь самолёт летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолёт? После каждой проведённой операции, педагог уточняет у детей местоположение самолёта и активизирует его положение в речи детей. В конце игры уточняет, кто из детей  увидел с неба

что- то необычное, что смогло бы их заинтересовать?


Дидактическая игра  «Весёлый огород»

Цели: учить различать количественный и порядковый счёт в пределах пяти; упражнять в счёте в пределах пяти; активизировать в речи названия овощей;  способствовать развитию  доказательной речи.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что у Мальвины есть чудо – огород.

Что за чудо – огород: огурцы, морковь, горох!

Приходите в огород, посмотреть, как всё растёт!

Однажды ей пришлось уехать, и она попросила ухаживать за овощами    Незнайку.   Но   тот   как    всегда   всё    перепутал…

Воспитатель продолжает свой рассказ: Незнайка забыл про свои обязанности, и случилась беда… Дети, скоро должна вернуться Мальвина.  Что  же  будет?     Выслушивает  предположения  детей.

Педагог выставляет на мольберт имитацию грядки, и говорит, что все овощи завяли. Почему? Дети вспоминают способы ухода за овощами. Но чтобы заново посадить огород, нужно знать, что на какой грядке росло. Воспитатель загадывает детям загадки об овощах, дети называют отгадки словами из загадок. В итоге получилось: на первой грядке росла капуста, на второй – горох, на третьей-помидор, на четвёртой – огурец и на пятой грядке вырос картофель. После чего воспитатель предлагает детям ответить: сколько каких овощей выросло у Мальвины; какой овощ который по порядку  (первая - капуста;   второй - горох  и т.д.).

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза ,убирает овощ и предлагает детям назвать какого овоща не стало и какой по счёту он стоял.  Игра продолжается.


Дидактическая игра  «Новые квартиры»

Цели:   познакомить с образованием числа шесть; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить образованию сравнительной степени прилагательных.

Ход игры

Воспитатель интересуется у детей, хотят ли они узнать, как заселяют свои квартиры жители страны Математика.

Перед детьми лежит изображение дома.  Педагог предлагает в первый подъезд  заселить один квадрат, во второй подъезд – два квадрата, в третий – три, и так до пятого подъезда, каждый раз уточняя у детей, в какой подъезд и сколько квадратов они заселили, в каком подъезде, сколько живёт жильцов, на сколько больше и на сколько меньше. В конце работы воспитатель просит детей выставить ту цифру, которая будет означать, сколько жильцов живёт в этом подъезде, активизирует названия цифр в речи детей, какая из них меньше / больше и на сколько.  Затем предлагает заселить  в следующий подъезд один квадрат. Уточняет, какой он будет в ряду по счёту? Сколько квадратов необходимо ещё заселить, чтобы жильцов в подъезде стало шесть? Какое число больше шесть или пять? На сколько шесть больше пяти? На сколько пять меньше шести? За какой цифрой должна стоять цифра шесть в числовом ряду? По окончании игры подводится итог.


Дидактическая игра «Как фигуры ходили в гости»

Цели: познакомить с трапецией, ромбом; формировать умение осуществлять анализ действий в соответствии с определёнными условиями движения геометрических фигур; развивать связную речь, способность анализировать.

Ход игры

Перед детьми изображение дома, но живут в нём необычные жильцы. Уточняет у детей, кто же живёт в доме? Выясняется, что геометрические фигуры, активизирует в речи названия фигур, какие живут на первом, на втором этаже, какие фигуры живут по соседству с заданной фигурой и т.д. Затем воспитатель сообщает, что фигуры, как и дети,  очень любят ходить друг к другу в гости, но делают это по определённым правилам. Воспитатель озвучивает правила: фигуры могут ходить только по прямой, тут же выясняет вместе с детьми как; фигуры могут ходить в гости только по диагонали, а по прямой не могут. Затем обращает внимание детей на листы бумаги, на которых изображены пустые квадратики и стрелки, идущие от них, предлагает детям записать в квадраты все возможные ходы геометрических фигур по заданному условию. После того, как все дети справились, предлагает поменяться листками и проверить правильность выполнения задания у своего товарища, применяя  приём взаимопроверки. Подводится итог.


Дидактическая игра  «Мышиная арифметика»

Цели: учить составлять множества из разных по качеству элементов; считать в пределах семи; формировать умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; совершенствовать умение употреблять в речи существительные  Р.п. множественного числа.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что в стране Математика даже мышки любят считать, что же они считают? Выслушивает предположения детей. В итоге пришли к выводу, что мышки считают дырочки в сыре. Но котам мыши надоели, всё погрызли, всё поели и те поставили мышеловки. Мышки боятся подходить к сыру.

Возникает проблемная ситуация – как помочь мышкам. Выслушивает предположения детей и решают помочь  серым плутовкам. Как только кот уснёт, детям необходимо посчитать все дырки в сыре и поместить туда столько же мышек, а чтобы кот не догадался – выставить рядом с сыром ту цифру, которая должна обозначать и количество дырок в сыре и количество мышек. После того, как все дети справились, воспитатель уточняет у каждого ребёнка, почему именно такую цифру он выставил, сколько мышек нужно поместить в этом кусочке сыра и т.д. Количество вопросов может быть не ограничено. Подводится итог.

Дидактическая игра  «Наведи в шкафу порядок»

Цели: развивать умение анализировать форму знакомых предметов; раскладывать их в определённой последовательности в соответствии с геометрическими эталонами (круг, квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник); расширять представления о предметном мире; активизировать    словарь    детей   названиями  геометрических   форм.

Ход игры

    В гости к детям пришла Федора и просит их о помощи: «У меня в шкафу скопилось столько вещей, что я теперь не в силах сама справиться с ними, не могу навести порядок потому, что все вещи и предметы должны лежать в определённой закономерности. А обратиться за помощью мне больше не к кому, вот я и пришла в детский сад к детям, чтобы они мне помогли.» Воспитатель интересуется у детей, готовы ли они прийти на помощь Федоре?

Дети вместе с педагогом рассматривают шкаф и называют геометрические фигуры, изображённые  на полках, уточняет, что же они могут означать. Подводит детей к выводу, что на полке с кругом должны лежать все круглые предметы, на полке с прямоугольником – все предметы, имеющие прямоугольную форму и т.д. дети приступают к наведению порядка. После выполнения задания воспитатель вместе с Федорой проверяет правильность (можно использовать приём взаимопроверки), уточняют почему именно эти предметы должны лежать на каждой полке, активизируя тем самым названия геометрических фигур и форм предметов; хвалят детей. Федора благодарит детей за оказанную помощь, а дети в свою очередь желают ей впредь не разбрасывать свои вещи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Дидактическая игра «Каждую фигуру на своё место»

Цели: уточнять знания детей о геометрических фигурах; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко»; способствовать развитию умения правильно делать вывод, в точном соответствии со смыслом.

Ход игры

Воспитатель при помощи художественного слова знакомит детей с понятиями о расстоянии «далеко», «близко». Но тут неожиданно в гости к детям приходит Буратино и говорит, что он никак не поймёт, почему  тот маленький дом стоит далеко, ведь он его видит, а этот близко – ведь он его тоже видит… Воспитатель вместе с детьми помогают решить Буратино его проблему. Они рассматривают карточки, на которых нарисованы схемы глаз. Глаз, который прищурен, он смотрит вдаль, и соответственно видит все предметы, которые находятся далеко, а глаз, который широко раскрыт - он видит всё то, что находится близко, потому что смотрит без напряжения. Воспитатель подводит детей к выводу, что все предметы, находящиеся вблизи   намного   крупнее тех,  которые находятся далеко.

Дети вместе с Буратино раскладывают геометрические фигуры на свои места: те, что поменьше – на лист, обозначающий расстояние «далеко», большие фигуры – на лист, обозначающий расстояние «близко». При выполнении задания, воспитатель интересуется у детей о названии фигур и почему они положили их именно на эту поверхность листа. Так же можно использовать приём взаимопроверки. В конце игры   дети  делают вывод,   воспитатель    анализирует   правильность

выполнения  задания.  


Дидактическая игра  «Весёлая гусеница»

Цели: упражнять в счёте в пределах девяти; учить отсчитывать предметы из большего количества, соответствующие заданному числу; упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры

Воспитатель уточняет у детей, кем раньше была гусеница, кем станет потом. Затем говорит, что сегодня в живом уголке детского сада она нашла много гусениц, что у них случилась беда - они никогда не смогут превратиться в прекрасных бабочек. Дети решают им помочь. Но что же с ними случилось? Гусеницы растеряли свои украшения для крылышек, а без них невозможно стать настоящей бабочкой; все украшения прономерованы от 1 до 9, их нужно собрать и распределить в такой же последовательности. Дети выполняют задание – выкладывают круги с цифрами по порядку от 1 до 9. Используя приём взаимопроверки, дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания. Обращает внимание на то, что бабочками они всё равно не становятся; все вместе приходят к выводу, что им необходимо подкрепиться. Чем?(Свежими листочками). Воспитатель предлагает детям взять столько листьев, какая цифра стоит между цифрами  9 и 7; какая цифра стоит после цифры 6, перед цифрой 4 и т.д. Дети отражают в речи свои действия,  и воспитатель обращает внимание детей на то, что все гусеницы стали весёлыми и превратились в прекрасных бабочек. Затем педагог предлагает каждому ребёнку рассказать,  какая бабочка у него стала. Подводится итог.

Дидактическая игра «Каждый хочет быть первым»

Цели: познакомить с понятием «месяц»; учить детей порядковому счёту; использовать при счёте порядковые числительные; продолжать учить называть  последовательно  дни недели.

Ход игры

Педагог загадывает детям загадку о днях  недели, уточняет,  всегда ли с понедельника начинается неделя? Загадывает загадку о месяцах года и уточняет, всегда ли с понедельника начинается месяц? Выслушивает ответы детей и предлагает проверить,  какой из ответов правильный.

Дети берут карточки со стола (это дни недели),  пересчитываясь по порядку, распределяются на дни недели  и встают в круг и  узнают, что в каждом месяце несколько недель. В центре круга лежат цифры – это дни месяца. Дети идут по кругу друг за другом в хороводе и произносят слова :

Наших братьев ровно семь,

Нам они известны всем,

Каждую неделю кругом,

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний.

Круг останавливается и дети узнают, что понедельник не всегда может быть первым, вторым, десятым. То есть приходят к выводу, что в  понедельник может быть любое число месяца.


Дидактическая игра «Логический поезд»

Цели: развивать логическое мышление; способность анализировать; учить развивать зрительно – мыслительный анализ классификации предметов по нескольким заданным  признакам; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.  

Ход игры

Воспитатель выставляет на мольберт вагоны поезда и читает стихотворение:   Поезд мчится, поезд мчит, поезд радостно стучит,

                               поезд, поезд,  торопись, ветер   обогнав,  примчись!

                      Днём и ночью стук колёс, долго ждать нам не пришлось!

Поезд приехал на свою станцию, рассмотрите внимательно, что вы можете рассказать о нём? Дети считают вагоны, рассматривают окна и выясняют, что все окна разные, состоят из разных геометрических фигур, закрепляют в речи названия фигур. Воспитатель  предлагает рассмотреть внимательно зелёные  вагоны  и узнать: какое из окон №1 или №2 имеет что - то одинаковое с окнами 1 и 2, какое окно можно поместить под цифрой 3; розовые вагоны и узнать: окна каких вагонов – №1 или №2 нужно поместить на свободное место рядом с отдельным окном, чтобы у окон 1 или 2 вагона не было ничего общего с отдельным окном; голубые вагоны: нужно выбрать из окон этих вагонов два окна, которые между собой имеют что – то одинаковое; жёлтые вагоны: какое из окон имеет что – то одинаковое с окном № 1.  Воспитатель хвалит детей и говорит, что поезду необходимо отправляться дальше на другую станцию.  

 


Дидактическая игра «Три поросёнка»

Цели: учить различать и называть время суток, ориентируясь на схематическое изображение; развивать логическое мышление, внимание, связную речь; продолжать обучать классификации по двум свойствам.

Ход игры

Воспитатель загадывает загадку о героях сказки «Три поросёнка». Уточняет у детей, как звали поросят и чем они занимались  в сказке; все поросята строили домики с разной скоростью и вспоминают части суток, отгадывая загадки. Затем говорит, что все три поросёнка построили домики, но кто когда (утром, днём, вечером, ночью) построил домики,    в каком    поселился,   детям   надо   будет  угадать.

Воспитатель достаёт изображение волка и говорит, что Ниф – Ниф построил свой дом не ночью, не вечером, не днём и поселился не во втором и не в третьем домике ;Нуф – Нуф построил свой домик не утром, не ночью, не вечером, поселился не в третьем домике; Наф – Наф построил свой домик не днём, не утром, не ночью, поселился в третьем домике.

Ответы: Ниф – Ниф построил свой домик утром, поселился в первом домике;

Нуф – Нуф построил свой домик днём и поселился во втором домике;

Наф – Наф построил свой домик вечером и поселился в третьем домике.

Подводится итог.


Дидактическая игра  «Спрячь от дождика»

Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; упражнять классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам, объединяя их  во множества; обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы ближайшего окружения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в страну Математика в город Геометрических фигур потому,  что слышала про беду, которая приключилась в том городе. При помощи волшебной палочки дети переместились в город  Геометрических фигур и выяснили, что в нём живут одни фигуры, которые заколдованы злой королевой . Но тут резко начался ливень, а фигуры не могут пошевелиться, ведь они заколдованы. Детям нужно помочь фигурам – спрятать каждую из них под собственный зонт. Посмотрев на зонты, дети догадываются,  у какой фигуры какой зонт. Пока воспитатель читает стихотворение, дети должны спрятать все фигуры от дождя.

 К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри!-

Он пускает пузыри.

 Он весь день по крыше бьёт,

И бормочет и поёт.

Проверяет правильность выполнения задания и просит детей назвать предметы той формы, какую фигуру они прятали. Воспитатель хвалит детей и говорит, что им пора возвращаться в группу. Возвращает детей при помощи волшебной палочки назад.


Дидактическая игра  «Как цифры ходили в гости?»

Цели: закреплять представление о цифрах первого десятка; развивать способность анализировать при выполнении заданных действий; активизировать в речи детей направление движения цифр (по прямой, по диагонали).

Ход игры

Перед детьми изображение дома, но живут в нём необычные жильцы. Уточняет у детей, кто же живёт в доме? Выясняется, что цифры, активизирует в речи названия цифр первого десятка, какие живут на первом, на втором этаже, какие фигуры живут по соседству с заданной цифрой и т.д. Затем воспитатель сообщает, что цифры, как и фигуры,  очень любят ходить друг к другу в гости, но делают это по определённым правилам. Воспитатель озвучивает правила: цифры могут ходить только по прямой, тут же выясняет вместе с детьми как; цифры могут ходить в гости только по диагонали, а по прямой не могут. Затем обращает внимание детей на листы бумаги, на которых изображены пустые квадратики и стрелки, идущие от них, предлагает детям записать в квадраты все возможные ходы цифр по заданному условию. После того, как все дети справились, предлагает поменяться листками и проверить правильность выполнения задания у своего товарища, применяя  приём взаимопроверки. Подводится итог.

Дидактическая игра  «Сварим гороховый суп»

Цели: закреплять умение детей самостоятельно выбирать необходимый   способ  измерения; упражнять в сравнении объёма сыпучих веществ с помощью условной мерки; развивать способность анализировать при решении проблемных задач; упражнять в подборе прилагательных к существительному.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что сегодня повар будет варить очень вкусный  суп, но какой – нужно отгадать загадку: Голова на ножке, в голове горошки. Дети догадываются, что повар на обед будет варить гороховый суп. Но он сегодня пришёл к детям за помощью потому, что не знает, сколько в этой миске гороха (показывает миску с горохом), спрашивает у детей, как же это узнать? Предположения детей. Дети договариваются с поваром о мерке и начинают измерять. Воспитатель уточняет у детей, чтобы не сбиться со счёта,  что должны делать дети каждый раз, когда высыпают из стакана горох? (Выставлять цифру). После того, как горох был измерен, воспитатель спрашивает: -Сколько было полных стаканов гороха? Дети называют наибольшую цифру. Повар благодарит детей и обещает сварить необыкновенно  вкусный суп, а воспитатель просит детей сказать, какой будет суп? (Гороховый, наваристый, вкусный, полезный и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"...

Картотека дидактических игр по математическому развитию

Картотека дидактических игр по математическому развитию...

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"...

Картотека дидактических игр по математическому развитию в младшей группе

Данную картотеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников могут использовать воспитатели ДОУ в свой работе....

Картотека дидактических игр для математического развития детей дошкольного возраста

Дидактические игры по математическому развитию, которые развивают память, внимание, сообразительность....

Картотека дидактических игр по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вам картотеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополни...