картотека игр по математике
картотека по математике (старшая группа)

Имамова Гульшат Фановна

картотека игр по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_matematike.docx680.99 КБ

Предварительный просмотр:

Составь геометрическую фигуру

Цель игры:  уточнение и закрепление знаний о формах, развитие воображение и логического мышления.

Ход игры: педагог предлагает из счетных палочек составить фигуры:

  • Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
  • Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
  • Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
  • Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
  • Составить 3 равных квадрата из10 палочек
  • Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
  • Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
  • Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.

Составь геометрическую фигуру

Цель игры: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Ход игры: педагог предлагает из счетных палочек составить фигуры:

  • Составить квадрат и треугольник маленького размера
  • Составить маленький и большой квадраты
  • Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.

Цель игры: развивать умение различать предметы по цвету и форме.

Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресуется Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

Цель игры: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй, должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель игры: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: на столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Цель игры: развитие внимания, скорости реакции, закрепление знания числового ряда.

Ход игры: играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 5. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 4 и 6 (сначала меньшее)

Сложи квадрат

Цель игры: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Ход игры: для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

  • Разложить кусочки квадратов по цвету
  • По номерам
  • Сложить из кусочков целый квадрат
  • Придумать новые квадратики.

Числовой ряд

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель игры: Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры:  играют двое детей, сидят за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз все карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13).

Некоторые, из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет повторно карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Найди и назови

Цель игры. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.

Ход игры. На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: "Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

Составление геометрических фигур

Цель игры: Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать известные им геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: "Будем составлять фигуры на столе и рассказывать о них". Дает задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.

Вопросы для анализа: "Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур".

2. Составить маленький и большой квадраты.

Вопросы для анализа: "Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата? Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек?"

Можно дать задание на составление большого и маленького треугольника. Анализ выполнения задания проводится аналогично.

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая -2.

После анализа детям предлагают составить любой четырехугольник и доказать правильность выполнения задания.

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники. Маленькие фигуры составляются из нитки, сложенной вдвое.

Анализ фигур проводится по схеме: "Сравните и скажите, чем отличаются, чем похожи фигуры. Докажите, что фигура составлена правильно".

Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон), упражнение в составлении будут способствовать усвоению детьми способов решения головоломок первой группы. Их предлагают детям в определенной последовательности:

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).

Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельных треугольника, квадрата. После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику, квадрату другого, для чего достаточно 2, 3 палочек.

Составление фигур из треугольников и квадратов

Цель игры: Учить  составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Ход игры: 1. Воспитатель предлагает отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это сделать, и составляйте".

     После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.), а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением "пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки".

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.

Вопросы для анализа: "Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?"

Составление фигур из треугольников и квадратов. Вариант 2

Цель игры: Составлять фигуры путем пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением: "пристроил к одной фигуре другую", обдумывать практические действия.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фигуры они составляли, пользуясь приемом пристроения. Сообщает, чем они сегодня будут заниматься - учиться составлять новые, более сложные фигуры. Дает задания:

1. Отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 равных треугольника.

2. Из 9 палочек составить 4 равных треугольника. Подумать, как это можно сделать, рассказать, затем выполнять задание.

Вопросы для анализа: "Как составил 4 равных треугольника из 9 палочек? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате и сколько?"

Составление фигур из треугольников и квадратов. Вариант 3

Цель игры: Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы: "Из скольких палочек можно составить квадрат, каждая из сторон которого равна одной палочке? 2 квадрата? (из 8 и 7). Как будете составлять 2 квадрата из 7 палочек?"

1. Отсчитать 10 палочек и составить из них 3 равных квадрата. Подумать, как надо составлять, и рассказать.

2. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Сначала рассказать, а затем составлять.

Составление фигур из треугольников и квадратов. Вар. 4

Цель игры: Упражнять детей в умении высказывать предположительное решение, догадываться.

Ход игры: 1. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Подумать и сказать, как надо составлять.

Вопросы для анализа: "Какие фигуры получились? Сколько треугольников, квадратов, четырехугольников? Как составляли? Как удобнее, быстрее составлять?"

2. Из 10 палочек составить 2 квадрата – мал. и большой.

3. Из 9 палочек составить 5 треугольников.

4. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.  

5. В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.  

6. Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.

7. В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3, равных треугольника.

8. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата.

9. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

10. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

 11. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы остались 3 квадрата.

12. В фигуре из 4 квадратов переложить 2 палочки так, чтобы получилось 5 квадратов.

13. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

14. Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре.

Угадайка

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения.

Цель игры: тренировка мышления при выполнении логических операций и действий, развитие воображения и внимания.

1. 2 сына и 2 отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (1)

2. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)

3. 2 колхозника шли из деревни в город, а навстречу им ещё 5 колхозников. Сколько колхозников шли из деревни в город? (2)

4. На складе было 5 цистерн с горючим, по 6 т в каждой. Из двух цистерн горючее выдали. Сколько цистерн осталось? (5)

5. Две лошади пробежли 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20)

6. Что было завтра, а будет вчера? (сегодня)

7. Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше? (8)

8. Чтобы сварить 1 кг мяса требуется один час. Сколько времени потребуется для варки ½ кг мяса? (1 час).

9. Сколько концов у двух с половиной палок? (6).

10. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (стая).

11. Стоит в поле дуб. На дубе 3 яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось? (на дубе яблоки не растут).

12. На грядке сидели 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке? (1. Остальные улетели).

13. У мальчика в коробке было 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух? (неизвестно).

14. Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (не одного).

15. На груше росло 50 груш, а на иве – на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (на иве груши не растут).

16. Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково).

17. Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? (2 кг.).

18. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа).

19. В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (одного купили вместе с клеткой).

Закончи раскрашивать орнамент, сохраняя ритм

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/1.jpg

Продолжи раскрашивать шарфик

Закончи раскрашивать орнамент, сохраняя ритм

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/15.jpg

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/16.jpg

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/17.jpg

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/18.jpg

Выбери правильный вариант

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/19.jpg

Раскрась рисунок так, чтобы получился ритм.

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/20.jpg

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/21.jpg

Найди ошибку и продолжи ряд.

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/22.jpg

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/23.jpg

Раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с зеленым.

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/27.jpg

Раскрась нижне кольцо первой пирамидки красным карандашом, второе снизу кольцо пирамидки - синим, третье кольцо третьей пирамидки - зеленым, четвертое снизу кольцо четвертой - коричневым. Раскрасьте остальные кольца так, чтобы пирамидки получились одинаковыми.

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/28.jpg

Раскрасьте квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два -разными. 

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/29.jpg

Самую короткую полоску раскрасьте в зеленый цвет, а самый длинный карандаш - в оранжевый.

http://mirdetok.tomsk.ru/public/Image/razvitie/30.jpg

Цель игры: В игре формируются навыки счета, умение видеть  равенство групп предметов, расположенных по - разному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по математике для детей дошкольного возраста.

Чудесный квадрат (Если ребенку 5 лет) Эта игра из Франции.Справа, слева, вверх и вниз. (Если ребенку 5 лет).Игрушка - путешественник (Если ребенку от 3 до 5 лет).По совету Марии Монтессори(Еслиребенку...

Картотека игр по математике

Картотека игр по математике...

Картотека стихов по математике.

Стихи по математике....

картотека игр по математике

картотека игр по математике...

Картотека игр по математике.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...

"Картотека игр по математике"

Дидактические игры по развитию количественных представлений...