Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми второй младшей группы (с 3 до 4 лет) по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича Тема: «Подарки для Мишика».
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Ананьева Ирина Гельмединовна

Занятие направлено на формирование элементарных математических представлений. С помощью этого занятия дети закрепляют умение определять и называть: цвет, форму предметов, количество предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект НОД51.5 КБ
Microsoft Office document icon Технологическая карта 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

взрослого с детьми второй младшей группы  

по формированию элементарных математических представлений

 с использованием развивающих игр В. ВВоскобовича 

Тема: «Подарки для Мишика».

Составил:

воспитатель

 первой кв. категории

Ананьева И.Г.

Цель: формирование  элементарных математических представлений

Задачи:

1.Закреплять умение называть и определять:

 - цвет, форму предметов;

- количество предметов (много-один, столько-сколько)

- уравнивать группы предметов, используя приемы наложение и приложения.

2.Упражнять в умении составлять из частей целое.

3. Закреплять умение  отвечать на вопросы, выполнять словесные инструкции.

4.Развивать внимание, мышление, память, речь.

5.Воспитывать интерес к математическим играм.

Материал: Плоскостная игрушка-мишка Мишик, игры «Логоформочки» (по количеству детей); МиниЛарчик (4 шт); «Разноцветные лепестки Ларчик»; развивающая среда «Фиолетовый лес».

Словарная работа: много, один, столько, сколько, поровну, над, под, прямоугольник, полукруг, четырехугольник.

Предварительная работа: игры и упражнение на определение цвета, формы, величины, сравнение предметов.

Индивидуальная работа: Эльнар, Тимур, Даша, Вова – закреплять умение использовать приёмы наложения и приложения при сравнении групп предметов, Лиза – привлекать к ответам.

Организационный момент.

В-ль:  - Дети, а у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

           (дети здороваются).

Дети садятся полукругом на стульчики.

В-ль:  Ребята, хотите узнать, кто ещё сегодня пришёл к вам в гости? Отгадайте загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большой той сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна

Ответы детей (Мишка)

- Правильно, мишка. Нашего гостя зовут Мишик. Он пришёл к нам из красивого фиолетового леса.

Воспитатель берёт  плоскостную игрушку-мишку.

- Здравствуй, Мишик. А почему ты такой грустный? Что случилось?

Мишка воспитателю на ушко говорит, что случилось.

- Мишик мне сказал, что у него сегодня  день рождения, ему подарили игры, а он не знает, как в них играть? 

- Мишик, покажи, какие игры тебе подарили? (Мишка показывает игры)

- Как хорошо, что ты пришел именно к нам. Наши ребята умеют играть в эти игры и тебя научат.

Игровое упражнение «Собери фигуру» (Д/И «Логоформочки»).

Воспитатель показывает детям игру

- Как называется эта игра? (логоформочки)

- Я предлагаю вам сесть за стол и показать Мишику, как играть в Логоформочки. (дети садятся за стол)

- Найдите, пожалуйста, на игровом поле треугольник  и положите его перед собой.

- Тимур, какого цвета у тебя треугольник? (красный).

-  Верно, теперь возьмите круг и положите его над треугольником.

- Эльнар, куда ты положил круг? (над треугольником)

- Правильно, возьмите, пожалуйста, квадрат и положите его под треугольником.

- Лиза, где лежит твой квадрат? (под треугольником).

-Вова, какого цвета у тебя круг? (красного).

- Даша, а где лежит у тебя треугольник? (под кругом, над квадратом).

-Хорошо, а теперь положите фигуры на свои места.

Если дети не справляются, использовать мольберт для наглядного показа.

- В игре остались ещё части геометрических фигур, они лежат у вас на тарелочках. Давайте  попробуем сложить из частей целые геометрические фигуры:  круг, квадрат, треугольник.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает затрудняющимся детям.

- Рита, из каких частей состоит круг? (из двух полукругов).

- Катя, какие части ты взяла, чтобы сложить квадрат? (два прямоугольника).

- Андрюша, из чего состоит треугольник? (из треугольника и четырёхугольника).

- Правильно, положите части геометрических фигур на место.

- Мишик, тебе понравилась эта игра?

Мишка: Да.

Воспитатель показывает следующую игру.

- Кто знает, как называется эта игра? (разноцветные лепестки)

- На день рождения можно подарить цветы. Посмотрите, какой цветок я  выложила для Мишика.

-  Андрюша, из чего состоит этот цветочек. (Из лепестков и серединки)

- Рита, какого цвета лепестки у цветка? (красного)

- Верно, Даша, какой формы серединка? (круглая).

- Правильно, Вова, как ты думаешь, сколько лепестков у цветочка? (много).

- А серединок сколько? (одна).

- Лиза, а как ты думаешь, где находится цветок вверху или внизу? (вверху).

- Верно. Дети, я предлагаю вам выложить цветы для Мишика.

Девочки выкладывают маленькие цветочки с красной серединкой и желтыми лепестками, но только вверху.

Мальчики – большие цветы с жёлтой серединкой и синими лепестками - внизу.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает затрудняющимся детям.

- Даша, какого размера твой цветок? (маленький)

- Лиза, а какого цвета лепестки у цветка? (красного)

- Эльнар, серединка у твоего цветка, какой формы? (круглая).

- Вова, какого цвета лепестки у твоего цветочка? (синего). А серединка какого цвета? (жёлтая).

- Катя, а где ты собрала свой цветочек вверху или внизу? (вверху)

- Молодцы, красивые цветочки получились. Я предлагаю спеть для нашего Мишика «Каравай».

Физкультминутка – хоровод.

Дети становятся в круг, игрушка на стульчике в центре круга.

Как на Мишин День рождения

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

С днем рожденья поздравляй!

- Давайте все вместе крикнем: «С днём рождения!» (дети кричат хором)

- Дети,  Мишик приглашает нас в свой волшебный лес. Он хочет угостить нас чаем. Пойдёмте.

 (Дети проходят к развивающей среде «Фиолетовый лес»,  садятся на стульчики полукругом).

- Посмотрите, какая красивая полянка. Мишик предлагает вам расставить на ней тарелочки и чашечки для угощения.

- Сначала девочки возьмут по тарелочке и поставят их на полянке.

- Теперь мальчики расставят свои тарелочки.

- А я поставлю тарелочку для Мишика.

- Сколько тарелочек на полянке? (много)

- А сейчас мальчики над тарелочками поставят чашечки.

- Девочки поставят свои чашечки.

- Посмотрите, чего больше чашечек или тарелочек? (тарелочек)

- На сколько? (на одну)

- А как вы думаете, чего меньше, тарелочек или чашечек? (чашечек)

- На сколько чашечек меньше (на одну)

- Что нужно сделать, чтобы и чашечек и тарелочек было поровну? (поставить еще одну чашечку)

- Мишик приготовил для нас пирожные. Возьмите по одному пирожному  и положите на тарелочку.

(дети выкладывают пирожные на тарелочки)

- А чем обычно едят пирожное? (ложечками).

- Верно. Возьмите по одной ложечке и положите их рядом с тарелочками.

Воспитатель кладёт ложечку за Мишика 

Дети: ой, а мне не хватило ложечки.

- И правда не хватило. Ребятки, чего больше пирожных или ложечек? (пирожных).

- Верно. Катя, а на сколько больше? (на одну).

- Дети, а чего меньше, ложечек или пирожных? (ложечек меньше).

- Правильно. Даша, а на сколько меньше? (на одну).

- А если я уберу одно пирожное, будет поровну? (да).

- Но тогда у нас … (кто-то из детей) останется без пирожного. Что нужно сделать, чтобы было поровну? (ложечку).

- Верно. Добавим одну ложечку.

- Рита, теперь у нас сколько ложечек? (много)

- Столько сколько пирожных? (да)

- Как сказать по-другому? (поровну)

 - Правильно, пирожных и ложечек стало поровну.

- Дети, нам пора с Мишиком расставаться и возвращаться в детский сад.

- О чем просил нас Мишик?

- Как вы думаете, он самостоятельно сможет в эти игры играть?

- А что вам самим сегодня больше всего понравилось?

- А что было самое трудное для вас?

 - Ну а сейчас пора прощаться. Поблагодарим нашего Мишика за угощенье и попрощаемся с нашими гостями.

Дети:  Большое спасибо, до свидания!



Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Образовательная деятельность

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Возраст детей

3-4 года

Тема НОД

«Подарки для Мишика»

Цель

Формирование  элементарных математических представлений

Задачи

  1.Закреплять умение называть и определять:

 - цвет, форму предметов;

- количество предметов (много-один, столько-сколько)

- уравнивать группы предметов, используя приемы наложение и приложения.

 2. Упражнять в умении составлять из частей целое.

3. Закреплять умение  отвечать на вопросы, выполнять словесные инструкции.

4.Развивать внимание, мышление, память, речь.

5.Воспитывать интерес к математическим играм.

Материал

1. Развивающая среда "Фиолетовый лес"

2. Игрушка-мишка Мишик .

3. Игры «Логоформочки» (по количеству детей)

4.  МиниЛарчик (4 шт)

5.«Разноцветные лепестки Ларчик»;

 

Предполагаемый результат

Умение: определять и называть цвет, форму предметов; сравнивать количественные группы предметов; уравнивать группы предметов, используя приемы наложения, приложения

Этапы НОД

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение

    в игровую

    ситуацию

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в

деятельность.

 -Дети, а у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

           (дети здороваются).

Дети садятся полукругом на стульчики.

- Хотите узнать, кто ещё сегодня пришёл к вам в гости? Отгадайте загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большой той сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна

Ответы детей (Мишка)

- Правильно, мишка. Нашего гостя зовут Мишик. Он пришёл к нам из красивого фиолетового леса.

Воспитатель берёт  плоскостную игрушку-мишку.

- Здравствуй, Мишик.  Как вы думаете почему Мишик грустный? (ответы детей)

Мишка воспитателю на ушко говорит, что случилось.

- Мишик мне сказал, что у него сегодня  день рождения, ему подарили игры, а он не знает, как в них играть?

- Мишик, покажи, какие игры тебе подарили? (Мишка показывает игры)

- Как хорошо, что ты пришел именно к нам. Наши ребята умеют играть в эти игры и тебя научат.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, включаются в игровую ситуацию.

Умение слушать, принимать поставленную задачу

Приветствие, диалог, введение в ситуацию.

II.Актуализация

     Знаний.

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Игровое упражнение «Собери фигуру» (Д/И «Логоформочки»).

Воспитатель показывает детям игру

- Как называется эта игра? (логоформочки)

- Я предлагаю вам сесть за стол и показать Мишику, как играть в Логоформочки. (дети садятся за стол)

-Найдите, пожалуйста, на игровом поле треугольник  и положите его перед собой.

- Тимур, какого цвета у тебя треугольник? (красного).

-  Верно, теперь возьмите круг и положите его над треугольником.

 - Эльнар, куда ты положил круг? (над треугольником)

- Правильно, возьмите, пожалуйста, квадрат и положите его под треугольником.

- Лиза, где лежит твой квадрат? (под треугольником).

-Вова, какого цвета у тебя круг? (красного).

- Даша, а где лежит у тебя треугольник? (под кругом, над квадратом).

-Хорошо, а теперь положите фигуры на свои места.

Если дети затрудняются, использовать мольберт для наглядного показа.

- В игре остались ещё части геометрических фигур, они лежат у вас на тарелочках. Давайте  попробуем сложить из частей целые геометрические фигуры:  круг, квадрат, треугольник.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает затрудняющимся детям.

- Рита, из каких частей состоит круг? (из двух полукругов).

- Катя, какие части ты взяла, чтобы сложить квадрат? (два прямоугольника).

- Андрюша, из чего состоит треугольник? (из треугольника и четырёхугольника).

- Правильно, положите части геометрических фигур на место.

- Мишик, тебе понравилась эта игра?

Мишик: Да.

Воспитатель показывает следующую игру.

- Кто знает, как называется эта игра? (разноцветные лепестки)

- На день рождения можно подарить цветы. Посмотрите, какой цветок я  выложила для Мишика.

-  Андрюша, из чего состоит этот цветочек. (Из лепестков и серединки)

- Рита, какого цвета лепестки у цветка? (синего)

- Верно, Даша, какой формы серединка? (круглая).

- Правильно, Вова, как ты думаешь, сколько лепестков у цветочка? (много).

- А серединок сколько? (одна).

- Лиза, а как ты думаешь, где находится цветок вверху или внизу? (вверху).

Включаются в активную познавательно-речевую деятельность.

Выкладывают геометрические фигуры  в заданном месте; определяют цвет. Составляют из частей целое.

Называют составные части геометрических фигур. Определяют группы предметов (много-один)

Умение анализировать

Выполнение задания,  ответы  на вопросы воспитателя.

III. Затруднение в ситуации.

Фиксация затруднения, понимание его причины.

 - Верно. Дети, я предлагаю вам выложить цветы для Мишика.

-  Девочки выкладывают цветы с маленькими лепестками красного цвета и жёлтой серединкой, вверху.

-  Мальчики – большие цветы с жёлтыми лепестками и белой серединкой, внизу.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает затрудняющимся детям.

- Даша, какого размера твой цветок? (маленький)

- Лиза, а какого цвета лепестки у цветка? (красного)

- Эльнар, серединка у твоего цветка, какой формы? (круглая).

- Вова, какого цвета лепестки у твоего цветочка? (жёлтого). А серединка какого цвета? (белая).

- Катя, а где ты собрала свой цветочек вверху или внизу? (вверху)

Выполняют задания, основываясь на имеющемся опыте.

Сравнивают имеющиеся лепестки по размеру, цвету.

Определяют место расположения цветка (вверху, внизу)

Умение фиксировать затруднение, выявлять его причину.

Действия детей.

IV. Открытие нового знания или способа действия.

Формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

- Молодцы, красивые цветочки получились. А сейчас я предлагаю спеть для нашего Мишика «Каравай».

Физкультминутка – хоровод.

Дети становятся в круг, игрушка на стульчике в центре круга.

Как на Мишин День рождения

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

С днем рожденья поздравляй!

- Давайте все вместе крикнем: «С днём рождения!» (дети кричат хором)

- Мишик мне снова хочет что то сказать. (Мишка воспитателю на ушко говорит).

- Дети, Мишик приглашает нас в свой волшебный лес. Он хочет угостить нас чаем. Пойдёмте.

 (Дети проходят к развивающей среде «Фиолетовый лес»,  садятся на стульчики полукругом).

- Посмотрите, какая красивая полянка. Мишик предлагает вам расставить на ней тарелочки и чашечки для угощения.

- Сначала девочки возьмут по тарелочке и поставят их на полянке.

- Теперь мальчики расставят свои тарелочки.

- А я поставлю тарелочку для Мишика.

- Сколько тарелочек на полянке? (много)

- А сейчас мальчики над тарелочками поставят чашечки.

- Девочки поставят свои чашечки.

- Посмотрите, чего больше чашечек или тарелочек? (тарелочек)

- На сколько? (на одну)

- А как вы думаете, чего меньше, тарелочек или чашечек? (чашечек)

- На сколько чашечек меньше (на одну)

- Что нужно сделать, чтобы и чашечек и тарелочек было поровну? (поставить еще одну чашечку)

Активизируют мыслительные процессы.

Сравнивают группы предметов, используя приемы наложения, приложения.

Умение сравнивать группы предметов

Слушают, отвечают на вопросы, выполняют действия.

V. Введение новых знаний в систему знаний.

Закрепление полученных знаний в практической деятельности.

- Мишик приготовил для нас пирожные. Возьмите по одному пирожному  и положите на тарелочку.

(дети выкладывают пирожные на тарелочки)

- А чем обычно едят пирожное? (ложечками).

- Верно. Возьмите по одной ложечке и положите их рядом с тарелочками.

Воспитатель кладёт ложечку за Мишика 

Кто-то из детей: - Ой, а мне не хватило ложечки.

- И правда, не хватило. Ребятки, чего больше пирожных или ложечек? (пирожных).

- Верно. Катя, а на сколько больше? (на одну).

- Дети, а чего меньше, ложечек или пирожных? (ложечек меньше).

- Правильно. Даша, а на сколько меньше? (на одну).

- А если я уберу одно пирожное, будет поровну? (да).

- Но тогда у нас … (кто-то из детей) останется без пирожного. Что нужно сделать, чтобы было поровну? (добавить ложечку).

- Верно. Добавим одну ложечку.

- Рита, теперь у нас сколько ложечек? (много)

- Столько сколько пирожных? (да)

- Как сказать по-другому? (поровну)

 - Правильно, пирожных и ложечек стало поровну.

Уравнивание групп предметов (столько-сколько, поровну)

Умение выполнять задания по словесному указанию.

Анализ индивидуальных достижений, фиксация результата.

VI.Осмысление (итог).

Подведение итога, впечатления детей,

 - Дети, нам пора с Мишиком расставаться и возвращаться в детский сад.

- В какие игры вы сегодня играли? («логоформочки», «разноцветные лепестки»).

- Как вы думаете, он самостоятельно сможет в эти игры играть?

- А что вам самим сегодня больше всего понравилось?

- А что было самое трудное для вас?

 - Ну а сейчас пора прощаться. Поблагодарим нашего Мишика за угощенье и попрощаемся с нашими гостями.

Дети:  Большое спасибо, до свидания!

     

Отвечают на вопросы воспитателя

Умение запоминать, анализировать

МБДОУ ЦРР ДС №58

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

 взрослого с детьми второй младшей группы

по

«Подарки для Мишика»

                           

                                                                                                      Составил:

воспитатель

 первой кв. категории

Ананьева И.Г.