Дидактическая игра, как средство обучения основам математики.
методическая разработка по математике

Левина Юлия Николаевна

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

     Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики.

     В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

     Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность. Из всего этого следует, что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. В книги Лыковой «Дидактические игры и занятия»  написано о своеобразии дидактических игр, об их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей: игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, оценка или результат. Основная цель – решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Игровая задача заложена в самом названии игры «Я начну а ты продолжи» (Счет), «Что бывает такой формы», «Что бывает такого цвета», «Волшебный мешочек» и т д  Чем игровые действия разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дидактические игры делятся по характеру: на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

     Играя с детьми в дидактические игры для обучения их основам математики я применяла такие виды  работы, как совместная игра-забава, выполнение  задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого, использовала такие приемы, как показ действий с предметами, обучение целесообразными действиям с данными предметами, прямой показ , показ с объяснением, словесное указание и конечно практические действия; наложения, приложения, ощупывания, группировки на два признака: величину – форму.

     Знакомство детей с математическими понятиями происходит в обычной реальной жизни на обычных предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Математическое содержание включали в виды деятельности детей: в игру, в рисование, в лепку, в труд, прогулку, приготовления к обеду и т д. Задания, данные детям в занимательной форме дидактических игр, усвоились быстрее, прочнее и легче. Источником познания детей является чувственный опыт. Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал – дидактические игры с математическим содержанием. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста.

     В работе могут быть использованы следующие виды деятельности с детьми:

  • Социально-организованная: индивидуальная работа.
  • Совместная: игровая деятельность с детьми, экспериментальная деятельность с детьми.
  • Самостоятельная: деятельность детей в свободное время по интересам в уголках.

    Играя с детьми возможно:

  • учить их сравнивать материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие.
  • закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, различать и называть цвета и форму, заменять название формы названиями соответствующих предметов: круг, квадрат и т. д , различать и называть величину.
  • развивать:
  •  интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности
  • образное и логическое мышление, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять
  • способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения.
  • Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие...

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики.

   В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умств...