Формирование математического мышления и пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике

НаталияИвановна Коваленко

Формирование элементов математического мышления и развития пространственного воображения у детей, имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Для успешного освоения программы школьного обучения, ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение и ориентироваться в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математического мышления и пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста

 

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, принимать в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Формирование элементов математического мышления и развития пространственного воображения у детей, имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Для успешного освоения программы школьного обучения, ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение и ориентироваться в пространстве.

Ребёнок учится выделять цель и осуществлять для её реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость представлять, сопоставлять, обобщать, группировать материал.

Развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) Мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщенно мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определенными понятиями. Причем познание реальной действительности реализуется путем образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает – и как исходный элемент познания – и как его результат. А для того, чтобы у ребенка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.

Одной из главных опор мышления является формирование у ребенка пространственного воображения, так как именно внутренние образы, их содержание служат базой для умственных действий лежащих в основе многих процессов – от простого воспоминания, до абстрактного рассуждения. Уже к семи годам ребенок должен обладать достаточно гибкими внутренними образами, чтобы с их помощью находить решение задач. К обучению в начальной школе у детей должен накопиться богатый эмпирический опыт, на основе которого развивается пространственное воображение, и другие способности ребенка, что создает основу для формирования системы знаний в той или иной области.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр, лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность.

Обучая детей в игре, идёт стремление к тому, чтобы радость постепенно перешла в радость учения, учение должно быть радостным.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей, способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Дж. Брунер считал, что на основе этого опыта психически нормального ребенка можно научить основам любых наук, но не методом фактического увеличения объема материала, а через окрашенные, необычные и ярко оформленные задания настраивают ребенка на воспоминания прошлого опыта и оперирования им.

Развивая внутренний план действий, логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, ребенок не только готовится к более сложной умственной деятельности, но и приобретает способность оперативно реагировать на события реальной, повседневной жизни.

В своих работах А .Н. Холмагоров особое значение уделял «геометрическому воображению» или «геометрической интуиции», выделяя данную характеристику как элемент системы, составляющей математические способности.

Особое значение уделяется рисунку как на линованной, так и не на линованной бумаге как прямое отражение умственного развития ребенка, так как он рисует не то, что видит, а то что знает о данном предмете. Именно через рисунок активно формируется внутренний план, на основе которого и происходит переход от символа к знаку.

В заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умение классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития последующего школьного обучения.

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходства и различия, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий. Обучение детей классификации способствует успешному владению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Буклет для педагогов и родителей "Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks"

Логические игры с конструктором Artec Blocks  способствуют развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; про...

Мастер- класс «Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks».Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы СОК "Кванториум"

Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления  и творческого воображения дошкольников.За...

"Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks".Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды «Кванториум ДОО»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем ...

Конспект индивидуального занятия по формированию сенсорных эталонов и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Возраст: 6 летЗаключение ПМПК: ЗПР, ЗРРЦель: закреплять сенсорные эталоны и формировать правильные пространственные представления....

Авторская программа коррекционного курса "Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровень"

Данный коррекционный курс направлен на:- формирование пространственных представлений;- формирование понимания предложно-падежных конструкций пространственного значения;- формирование умения употреблят...