Конспект НОД «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Бобонец Лариса Викторовна

Люди всех возрастов проявляют интерес к играм-головоломкам. Но одно из почетных мест занимают ребусы разных видоа , с разными правилами разгадывания. но для детей работа с ребусами решает множество педагогических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igry_golovolomki.docx245.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт -Петербурга

Конспект НОД

 «Познавательно-речевое развитие

 через игры –головоломки»

Воспитатель:

Бобонец Л. В.    

Люди всех возрастов проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с разными правилами разгадывания.

Но, а для детей работа с ребусами решает очень много педагогических задач:

  • Знакомство с окружающим его миром и явлениями природы;
  • Расширяют кругозор детей;
  • Развивают зрительную и моторную память; внимание через яркие рисунки, картинки.
  • Развивает речь ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стишки.
  • Помогает открывать новые стороны нашего русского языка.

Ведь ребус-это один из видов словесных игр. Это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде рисунков предметов, букв, знаков.

Разгадывание ребусов для многих людей доставляет большое удовольствие -это своеобразная гимнастика ума, превосходная тренировка для логического мышления, терпения, силы воли, усидчивости, настойчивости. Такой досуг не требует особых условий, его можно проводить в одиночку, с друзьями, в кругу семьи.

А самые простые ребусы могут решать и дошкольники. Представляем конспект занятия для детей подготовительной группы, на котором решаются все задачи, перечисленные выше.

  • Продолжать учить детей разгадывать простые ребусы.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей.
  • Знакомить с окружающим миром, явлениями природы.
  • Развивать логическое мышление, любознательность, пытливость, тренировать внимание и память, обогащать речь.
  • Вырабатывать навыки доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

  • Составление перспективного плана.
  • Подбор и изготовление демонстрационного материала.
  • Беседа-знакомство с историей возникновения ребусов.
  • Знакомство с правилами разгадывания ребусов.
  • Индивидуальная работа с детьми по разгадыванию ребусов.

Оборудование:

  • Кроссворд по загадкам: «загадочный»;
  • Карточки на каждого ребёнка;
  • Разные виды ребусов – картотека.

Ход занятия.

Воспитатель:

Каждый из вас, ребята, не раз слышал такое слово: «кроссворд» и не раз мы с вами учились их разгадывать. Давайте сегодня разгадаем вот это кроссворд и узнаем тему нашего занятия.

Кроссворд: «Загадочный».

  • Кланяется, кланяется, домой придёт растянется (топор).
  • Что же это за девица, не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель)

  • Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою, я с радостью этим зверям отдаю – (зубы).

  • То назад, то вперёд, ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе, продырявил море (утюг).

  • Между 2-х светил сижу я один – (нос).

Дети вписывают последнюю и первую букву слова-отгадки в клеточки, и читают получившееся слово РЕБУС.

C:\Users\Иван\Documents\DSCF4756.JPG                     C:\Users\Иван\Documents\DSCF4757.JPG

Воспитатель:

Что означает слово «ребус»? – ребёнок читает стихотворение про ребус.

-Да, это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и знаков. Для того, чтобы прочесть, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все предметы, изображённые на картинке и понять, какой знак что означает.

Вот, например: такой рассказ. В нём не всё, а только некоторые слова заменены рисунками, но он уже напоминает ребус.

Дети читают рассказ.

C:\Users\Иван\Documents\DSCF4755.JPG

Воспитатель:

А вот в этой головоломке нужно сложить первые буквы нарисованных предметов и прочитать, что получилось.

Дети вписывают в клеточки 1-ю букву изображённых предметов, полученные слова читают.

C:\Users\Иван\Documents\DSCF4759.JPG

Воспитатель:

Если бы все ребусы были такими простыми, отгадывать бы их мог легко каждый, на деле они сложнее.

Сейчас мы с ребятами покажем, как мы научились разгадывать самые простые ребусы.

На столе разложены разные ребусы, дети берут любой и самостоятельно объясняют правило разгадывания.

  • Если предмет на рисунке перевёрнут, его название читают справа налево (наоборот)C:\Users\Иван\Documents\DSCF4769.JPG

  • Если впереди рисунка стоит запятая (одна или несколько), то не читается первая буква слова, если запятая стоит после рисунка, не читается последняя буква слова.C:\Users\Иван\Documents\DSCF4760.JPG

  • Если одна буква изображена в другой, то читается так……

C:\Users\Иван\Documents\DSCF4763.JPG               C:\Users\Иван\Documents\DSCF4764.JPG

C:\Users\Иван\Documents\DSCF4765.JPG

  • Если стоит цифра и буква, то читаются и цифры, и буквы.

C:\Users\Иван\Documents\DSCF4766.JPG

  • Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая буква, её надо читать вместо зачёркнутой.

  • Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, её не надо вообще читать.

C:\Users\Иван\Documents\DSCF4767.JPG

  • Если рядом с рисунком изображают буквы, читается так…..

C:\Users\Иван\Documents\DSCF4768.JPG

Воспитатель:

Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вас похвалить каждого, но это слово я зашифровала, вы должны его сами отгадать.

Раздаются карточки на каждого ребёнка разные.  

Дети вписывают буквы и читают слово:

M:\DSCF4773.JPG

МОЛОДЕЦ.

ВОТ И ПОДОШЛО К КОНЦУ НАШЕ ЗАНЯТИЕ, КАЖДЫЙ ИЗ ВАС- МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Познавательно-речевое развитие через игры –головоломки»

Пояснительная записка.Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с...

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гости к дядюшке АУ»

Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Грибы»Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в ...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Познавательно-речевое развитие через игру

Для родителей и педагогов ДОУ...

Проект познавательно- речевой "Игрушки и игры в детском саду"

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творче...