Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста «Путешествие в математическое царство»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

 

1.  Цель занятия –  формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста.

 

2.    Задачи:

1. Закрепление счета от 0 до 10 и от 10 до 0, знания места каждой из 10 чисел в этой последовательности.

2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между цифрой и количеством предметов.

3. Совершенствовать умение решать задачи в стихах, задачи на смекалку

4. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).

5.  Развивать у детей, память, воображение, логическое мышление. 

 

6. Вызвать интерес к занимательному материалу по математике.

 

3. Тип занятия – занятие в форме дидактических упражнений и игр.

 

4. Форма занятия – игровая.

 

5. Продолжительность 20 минут.

 

6. Участники – воспитанники старшей группы и воспитатель.

 

7. Возраст обучающихся 5-6 лет.

 

8. Оборудование и материалы:

Сова; набор цифр от 0 до 10;  геометрические фигуры: круг, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы;  цветные карандаши, картинки, игрушки.

9. Методы и приемы работы с детьми:

- игровой (дидактическая игра «скажи наоборот», «Построй дом из геометрических фигур», физкультминутка),

- словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, загадки, поощрение, педагогическая оценка),

- наглядный (раздаточный материал (геометрические фигуры),  иллюстративный материал показ),

- практический (выполнение детьми заданий, анализ, самоанализ, рефлексия).

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста

«Путешествие в математическое царство»

Конспект составила:

Обогоева Надежда Викторовна

Иркутск 2020

Содержание

1. Цель занятия.

2. Задачи.

3. Тип занятия.

4. Форма занятия.

5. Продолжительность.

6. Участники.

7. Возраст обучающихся.

8. Оборудование и материалы.

9. Предварительная подготовка.

10. Методы и приемы работы с детьми.

11. Структура занятия.

12. Ход занятия.

13. Литература.

14. Приложения.


Роль математики в современной науке постоянно возрастает. На сегодняшний день неоспоримым фактом является то, что математика нужна для интеллектуального развития личности.

Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

  1. Цель занятия –  формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Задачи:

1. Закрепление счета от 0 до 10 и от 10 до 0, знания места каждой из 10 чисел в этой последовательности.

2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между цифрой и количеством предметов.

3. Совершенствовать умение решать задачи в стихах, задачи на смекалку

4. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).

5.  Развивать у детей, память, воображение, логическое мышление. 

6. Вызвать интерес к занимательному материалу по математике.

3. Тип занятия – занятие в форме дидактических упражнений и игр.

4. Форма занятия – игровая.

5. Продолжительность 20 минут.

6Участники – воспитанники старшей группы и воспитатель.

7. Возраст обучающихся 5-6 лет.

8. Оборудование и материалы:

Сова; набор цифр от 0 до 10;  геометрические фигуры: круг, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы;  цветные карандаши, картинки, игрушки.

9. Методы и приемы работы с детьми:

- игровой (дидактическая игра «скажи наоборот», «Построй дом из геометрических фигур», физкультминутка),

- словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, загадки, поощрение, педагогическая оценка),

- наглядный (раздаточный материал (геометрические фигуры),  иллюстративный материал показ),

- практический (выполнение детьми заданий, анализ, самоанализ, рефлексия).

10. Структура занятия

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Эмоциональный настрой на занятие. Создание мотивации, интереса к занятию.

3 мин.

Основная часть:

Игра «Найди похожее»

Физкультминутка на счет

Загадки-задачки

Дидактическая игра «Цифры заблудились»

Игра «Построй дом из геометрических фигур»

20 мин.

Заключительная часть

Закрепление счета от 1 до 10

2 мин.

11. Ход занятия:

Организационный момент. Дети рассаживаются на места.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите вы любите сказки.

Дети: ДА!

Воспитатель: А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?

Дети: ДА!

Воспитатель: Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, мы должны немножко подготовиться. Для начала вспомним сказки, в названии которых есть числа.

Дети: «Три поросенка», «Три медведя», «Два мороза», «Белоснежка и 7 гномов», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Цветик –семицветик».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня я предлагаю вам сочинить сказку, какой еще никто не слышал. А путешествовать с нами будет очень мудрая и умная…. Давайте послушаем про нее загадку:

Птица: ушки на макушке,

И большая голова.

Взгляд сердитый, клюв могучий,

Как зовут её?  (Сова)

Дети: Сова

Воспитатель:  Из какой сказки этот герой?

Дети: "Винни-Пух"

Воспитатель: Правильно. Сова будет помогать нам решать математические задания. Итак, ребята я начну, а вы мне будете помогать. Итак, слушайте внимательно.

В некотором Математическом царстве Геометрическом государстве жили геометрические фигуры. Ребята, а как вы думаете, что это были за геометрические фигуры?

Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

(отличаются: по цвету, форме и размеру; похожи: все они геометрические фигуры)

II. Основная часть

Воспитатель: Жили геометрические фигуры дружно, не тужили и любили играть в разные игры. И для нас с вами приготовили игру.

Игра «Найди похожее»

Воспитатель показывает карточки с предметами, а дети должны определить, на какие геометрические фигуры они похожи.

Воспитатель: Как замечательно мы поиграли! А сказка наша продолжается. Однажды приключилась с геометрическими фигурами беда. Пролетал над царством государством злой волшебник, увидел, как весело играют геометрические фигуры, и решил забрать одну из них. И знаете, ребята, кого он забрал? Я вам сейчас подскажу: все четыре стороны одинаковой длины.

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Остались круг, треугольник, прямоугольник одни. Поплакали, погоревали они, да делать нечего, надо идти друга из беды выручать. Ребята, а мы поможем фигурам?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, тогда отправляемся в путь!

Физкультминутка

Один-два – все вставайте.

Три-четыре – приседайте,

Пять-шесть – повернитесь,

Семь-восемь – улыбнитесь,

Девять-десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

Воспитатель: Ребята, смотрите сова нашла какой-то конверт (открывает конверт). Ух ты, а там загадки. Давайте попробуем их разгадать?

Дети: Да, давайте попробуем.

  Задачки – загадки:

  1. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Дети: Четыре

2. Шесть веселых поросят,

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать _

Поросят осталось…

Дети: Пять

3. Шесть щенят

Плюс мама – лайка.

Сколько будет?

Посчитай – ка!

Дети: Семь.

4. Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось?

Дети: Четыре

5. Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек.

Прилетели все на чай.

Сколько чаек, отвечай!

Дети: Девять

6. Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

Дети: Два.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием!

А сказка наша продолжается. Вот идут фигуры тропинками извилистыми, с кочки на кочку перескакивают и пришли на полянку с цветами и бабочками. Только они на полянку ступили, цветы и бабочки вмиг исчезли, а появилась большая пропасть. Но чтобы появился волшебный мост через пропасть, нам нужно выполнить задание.

Дидактическая игра: «Цифры заблудились» (вопросы адресуются конкретному ребенку)

Цифры заблудились, помогите им занять свои места. Кто их поменял местами? Наверное, злой волшебник. (Карточки с цифрами расставлены не по порядку. Дети расставляют цифры от 1 до 10 по порядку)

- Назовите цифру больше 2 на 1 (3)

- Самая маленькая цифра (1), самая большая цифра (10)

- Цифра, которая меньше 7 на 1 (6)

- Назовите соседей цифры 6 (5 и 7)

- Покажите цифру больше 3 на 2. (5)

- Назовите соседей цифры 9. (8 и10)

Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданием. А вот и мост наш волшебный, переходим через пропасть и отправляемся дальше.

Воспитатель: Шли, шли геометрические фигуры, и пришли в царство- государство, где злой волшебник жил. Подошли они к его дворцу, смотрят, а вокруг много разных геометрических фигур и наш квадрат. Стали они просить наших друзей: «Заколдовал нас злой волшебник! Расколдуйте нас, пожалуйста!»

Воспитатель: Для того чтобы расколдовать геометрические фигуры нам предстоит выполнить еще одно задание.

Работа с геометрическим материалом.

Игра: «Построй дом из геометрических фигур»

Загадка: Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.

Трое их – до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? ("Три поросенка")

- Правильно! Три поросенка строили в сказке себе дом, но у некоторых поросят дом получился непрочным. Давайте поможем поросятам построить прочные домики. Домики будут у нас не простые, а геометрические (игра "Собери фигуру").

- Сколько фигур нам понадобилось для строительства домиков? (опрос каждого ребенка)

Закрепление счета:

Кому для домика понадобилась 1 фигура?

Кому для домика понадобились 2 фигуры?

Кому для домика понадобились 3 фигуры? И т.д. до 5

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы! Узнал злой волшебник, что геометрические фигуры выполнили его задание и отпустил квадрата. Вмиг квадрат оказался со своими друзьями и все вместе они вернулись в свое царство-государство. И нам пора возвращаться назад в детский сад, для этого нам надо посчитать от 1 до 10 и обратно (дети все вместе считают).

Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Воспитатель: Ребята, интересную сказку мы сочинили?

(ответы детей)

Вы сегодня на занятии очень хорошо работали. Правильно думали и мыслили. Активно отвечали на вопросы. Молодцы! И нашей Совушке пора лететь к себе в лес. До свидания.

Литература

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Проесс», 2016.

2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004.

3. Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого- социального института;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», - 2005.-392с.

4. Международный образовательный портал. Дидактическая игра «Соотнеси по форме и по цвету» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-sotnesi-po-forme-i-po-cvetu.html

5. Сайт для детей и их родителей «Сто тысяч почему». Игра «Четвертый лишний» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stotysyhc.ru/didakticheskie-igry-na-klassifikatsiyu/

обращения: 31.05.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития

Как я использую в образовательной деятельности современные технологии....

Семинар для воспитателей "Теория и методика социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста"

Для воспитателей ДОУ, актуализация знаний  методики социального воспитания детей дошкольного возраста, знакомство с новыми технологиями....