Интеллектуальная игра "Умницы и умники"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Бабукина Галина Николаевна

Интеллектуальная игра "Умницы и умники" для детей подготовительной группы. Включает материалы по познавательному развитию: ознакомление с природой, математическое развитие, знакомство с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл int._igra_umnitsy_i_umniki.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект интеллектуальной игры  «Умницы и умники»

в подготовительной группе

Воспитатель: Бабукина Г.Н., высшая квалификационная категория,

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6»

     

Технологии, используемые педагогом в мероприятии:

социо-игровая, здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные (интерактивная презентация с озвученными слайдами, интерактивный глобус, говорящая ручка).

Программное содержание:

1. Обобщить и систематизировать знания детей по образовательной области «Познавательное развитие» (в живой и неживой природе, в знании цифр, геометрических форм и фигур;  представления о планетах солнечной системы, родном поселке и стране).

2. Развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; умение включаться в коллективное обсуждение.  

3.Формировать коммуникативные качества, речевую активность, умения договариваться, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

4. Воспитывать у дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям, воспитывать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности и взаимовыручки.
Предварительная  работа:
1. Чтение познавательной информации из детских энциклопедий: «Всё обо всём», «Большая энциклопедия животных», «Большой атлас животных», «Растительный мир», «Наши планеты». Отгадывание загадок.
2. Просмотр презентаций, слайдов о планетах солнечной системы, о своей стране, о родном поселке. Работа с интерактивным глобусом, говорящей ручкой: «Знаток».
5. Беседы с дошкольниками о нравственной культуре (общение, поведение, внимание). Проведение игр по социо-игровой технологии.

6. Разучивание физкультурной минутки, подвижной игры.

7. Проведение игр с детьми: «Узнай и назови», «Кто, где живёт?», «Найди на атласе», «Четвёртый лишний», «Путаница», «Нарисуй узор».

Материал к занятию: интерактивная презентация: 3 тура. В туре – 3 категории  по 5 вопросов в каждой; интерактивный глобус, говорящая ручка «Знаток», книга

Ход игры:

Воспитатель:

Добрый день,  уважаемые гости, мы рады видеть вас у нас в гостях.

- Дети, помните, с нами на осеннем празднике веселился сам царь, у него и указ был такой: петь, танцевать, стихи читать. А сегодня он нам дал другой указ, давайте почитаем:

     Указ: «Провести турнир (интеллектуальную игру) «Умницы и умники».                    

                 Покажите, как умеете играть и как готовитесь к школе.  Царь.

                 Приглашаю вас на бал»

Для умной игры собралась детвора,

Ее начинать нам настала пора!

В игре примут участие 2 команды детей подготовительной группы «Почемучки» и «Всезнайки». Я знаю, что наши умники и умницы приготовили приветствие, давайте послушаем.

Девиз команды «Почемучки» 
Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на «ты»
«Почему?» - вопрос любимый,
Помогает нам расти.
Девиз команды « Всезнайки» 
Пускай, пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать,
Всезнайкой быть совсем не просто,
Ведь, нужно очень много знать! 

Ведущий: Участники готовы? Прошу вас занять места за столами.                                                                                                           Включить заставку («Умницы и умники).

Правила игры:

1. Каждая команда должна посоветоваться, прежде чем ответить на вопрос;  и все вместе выбрать того, кто будет отвечать из команды.

2. Если одна команда затрудняется ответить, то другая команда может дать ответ за нее.   - Ну что, правила понятны? Готовы? Начинаем игру!

            Какая игра без разминки?

Разминка – «Забавные вопросы».

1. Сколько ушей у двух мышей? (4).

2. Сколько лап у двух медвежат? (8).

3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (1).

4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1).

5. Назовите периоды осени.

6. Назовите месяцы зимы.

7. Из-за забора видны восемь лап. Сколько кошек за забором?

8.  На столе лежало 3 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе?

9. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

10. На какое дерево садится ворона после дождя? (на мокрое).

Итоги. Спасибо, командам за ответы.

Итак: сегодня в игре у нас будет 3 тура:

- Мир природы; - Математика; - Наша планета

Объявляется 1 тур  Мир природы.

Перед вами 3 категории вопросов: растения, животные и неживая природа.

В каждой категории по 5 вопросов.

         Какой вопрос команда выберет себе, столько баллов и получит, если правильно на него ответит. Чем больше баллов, тем сложнее вопрос. Так же можно получить дополнительный бал, если команда сможет ответить на вопрос соперников при затруднении у них.

Чтобы узнать, кто первый начнет игру, прошу капитанам выйти ко мне (в какой руке кубик).-  Растения

1. Что необходимо всем растениям для роста? (тепло, свет, земля, вода, воздух).

2. Прочитать стихотворение о любом растении.

3. Что лишнее? Объясните, почему (елка - хвойное дерево, а дуб, рябина, береза – лиственные).

4. Задание с ручкой ЗНАТОК. Почему цветную капусту называют цветной? (в пищу идут не листья, а соцветия капусты). Нажатием ручки дети слушают вопрос, после обсуждения дают полный ответ, затем озвучивается правильный ответ ручкой.

5. Отгадайте цветок на картинке (на слайде) и скажите, где он произрастает? (астра, это садовый цветок).

-  Животные

1. Жилище какого животного называется гайно (дупло)? Белки.После ответа на экране появляется изображение белки.

2. Отгадайте, кто на картинке? Где живет? Какие животные  еще с ним обитают? (белый медведь, живет на севере: в Арктике, где очень холодно. Там обитают моржи, тюлени, песцы, олени…)

3. Кто лишний? (морж – животное Арктики, остальные живут в Африке).

4. Найдите на картинке льва. Расскажите, что вы знаете о нем. Подтвердите это с помощью стилуса.

5. Прочитать стихотворение о животном. 

 -  Неживая природа

1. Стихотворение (дождик, камни, солнце…).

2. Отберите картинки с объектами неживой природы.

3. Что лишнее? (лягушка, она живая, а камни, вода, песок – неживые).

4. Что на глобусе обозначено синим цветом? Какие океаны вы знаете? Проверьте с помощью интерактивного глобуса.

5. Назовите явления неживой природы, которые происходят осенью

(туман, затяжные дожди, заморозки, первый снег, первый лед).

Подведение итогов

Физкультминутка  «Ходят капельки по кругу»

2 тур  Логика и математика.

Условия те же самые.

Число и цифра

1. Сосчитайте от 5 до 12 и обратно от 12 до 5.

2. Наведите порядок в числовом ряду.

3. Задание с интерактивной ручкой стр. 38

4. Задание с интерактивной ручкой стр. 41

5. Состав числа 6.

-  Геометрические фигуры и формы.

1. Назовите, какие вы знаете геометрические фигуры  

2. Какой фигуры не хватает? В таблице.

3. С блоками Дьенеша (отобрать по модели).

4. Найди самый большой треугольник, подтверди ответ ручкой.

5. Что лишнее? (Круг, остальные – геометрические тела: цилиндр, куб, параллелепипед, конус, шар).

-  Веселые задачки

1. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели

    Три румяных наливных, два с кислинкой. Сколько их? (5)

2. У пенечков пять грибочков и под елкой три.

    Сколько будет всех грибочков, ну- ка посмотри? (8)

3. 6 карандашей у Миши, 3карандаша у Гриши,

    Сколько же карандашей у обоих малышей? (9)

4. В шкафу на полке 5 книг,  я прочитала 3 из них.

     Осталось сколько книг читать?  Вы это можете узнать?

5.  Шесть друзей в футбол играли, одного домой позвали

     Смотрит он в окно, считает, сколько всех друзей играет? (5)

Физкультминутка ( с фигурами)           Итог (считаем баллы)

 

3 тур Страны и планеты.

-  Моя страна

1. Как называется страна, в которой мы живем? Какие народы населяют нашу страну?

2. Выберите флаг России? Что обозначают цвета? (белый – мир, чистота, благородство; синий – верность, честность, правдивость; красный – смелость, отвагу, великодушие).

3. Что лишнее? Почему? (Символы России: герб, флаг, гимн).

4. Покажи на глобусе нашу страну.

5. Стихотворение о  Родине.

-  Космос  

1. Назови планеты солнечной системы

На какой планете мы живём?

2. Где находится планета Земля в солнечной системе? Назовите ее соседей.

3. Озвученный слайд. Что космонавты принимают в пищу?

4. Какие животные первыми побывали в космосе?

(Белка и Стрелка, 19 августа 1960 года на борту прототипа корабля "Восток" стали первыми живыми существами с планеты Земля, которые пробыли на орбите более суток и благополучно вернулись домой)

5. Как называется путь, по которому двигаются планеты? У какой из планет самый  короткий и самый длинный путь? (у Меркурия – короткая, а у Нептуна самая длинная орбита).

- Моя малая Родина

1. Как называется наш поселок, какие знаете улицы в поселке, на какой улице находится наш детский сад?

2. Что это? Расскажите (на картинке мемориал на центральной площади поселка)

3. Выбрать из предложенных картинок герб нашего района и рассказать, что на нем изображено. В серебряном поле на зеленой земле черная машина для крашения полотен с золотыми лопастями, которая символизирует старинное занятие жителей города и района - аграрное производство, льноводство и исторические традиции в обработке сельскохозяйственной продукции. Серебряное поле символизирует чистоту и мягкость льняных полотен. Изумрудный цвет - символ жизни и плодородия, изобилия природных богатств.

3. Показать на глобусе место положения нашего поселка.

5.Прочитать стихотворение о Родине.

Подведение итогов.

Вывод. Все задания выполнены, все туры пройдены, мы выполнили указ царя?

Какое задание  показалось  вам самым трудным, интересным.

Что помогло вам ответить на вопросы?

- Ребята! А здесь в указе написано (я, оказывается, не дочитала до конца):

А самым умным и смекалистым я приготовил сюрприз….

Каждый из вас сегодня старался и все достойны победы. Молодцы!

Вручение медалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально- познавательный марафон «Умники и умницы»

Интеллектуальный марафон – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуац...

Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Реализация данной программы поможет сформировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, в рамках дополнительного образован...

Интеллектуальная игра-викторина «Умники и умницы».

Интеллектуальные игры-викторины целесообразно проводить как итоговое мероприятие по выявлению знаний детей по разным областям развития. Также они способствуют развитию познавательной активности, творч...

Конспект проведения Интеллектуальной игры-викторины «Умники и умницы»

Обеспечение безопасность жизнедеятельности. Содержания воспитательного процесса на наличие работы по ЗОЖ и ОБЖ  с применением игровых технологий....

Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Программа может быть использована  педагогами дополнительного образования....

Сценарий интеллектуально-игрового конкурса "Умники и Умницы о Богатырях"

Данный материал является часть программы "Скоро в школу!" и направлен на формирование предпосылок универсальных учебных действий детей подготовительной группы....

Программа интеллектуально-развивающей направленности «Умники и умницы» для дошкольников от 5 до 7 лет по играм В.В.Воскобовича

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекв...