Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе
материал по математике (старшая группа)

Сартакова Лилия Владимировна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_femp_v_starshey_gruppe.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе

Д/и «Считай, не ошибись».

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит от их размеров.

В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Д/и «Собери в корзину»

Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

Д/и «Путаница».

Цель: учить определять место числа в натуральном ряду, совершенствовать навыки счёта в пределах 10.

По всей площадке лежат изображениями вниз цифры и числовые фигуры. Между ними расстояние достаточное, чтобы смогли пройти дети. Метки лежат у противоположной стены, слева, друг под другом. С началом музыки, дети двигаются по площадке между карточками. Когда музыка прекращается, ребенок берет ближайшую к нему карточку и бежит к метке. Там он кладет ее на место в числовом ряду в соответствии со значением цифры или числовой фигуры. Затем все дети проверяют ошибки и исправляют их.

Дидактическая игра «Найди клад» (с блоками Дьенеша)

Задачи:

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра «Чего не хватает»(с блоками Дьенеша)

Задачи:[/b]

Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения

Ход игры:

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

Дидактическая игра «Угощение для медвежат» (с блоками Дьенеша)

Задачи:

Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»

Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.

Ход игры:

В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами» (с блоками Дьенеша)

Задачи:

Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры:

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1. затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2. после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

Д/и «Фигуры высшего пилотажа»

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу».

Поставьте самолет на взлетное поле (голубой лист бумаги) в середине листа.

Самолет быстро поднимается вверх и летит в верхний правый угол. Повторите, как поняли. Приём.

(Дети повторяют: самолёт летит в верхний правый угол).

Самолёт меняет направление и быстро летит в нижний правый угол. Повторите, как поняли. Приём.

(Дети повторяют: самолёт летит в нижний правый угол).

Самолёт меняет курс и летит в верхний левый угол. Повторите, как поняли. Приём.

(Дети повторяют: самолёт летит в верхний левый угол).

Самолёт резко падает вниз, он летит в нижний правый угол. Скажите свои координаты, куда летит самолет? Приём.

(Дети повторяют: самолёт летит в нижний правый угол).

Теперь, самолёт летит в верхний правый угол. Повторите, как поняли. Приём.

(Дети повторяют: самолёт летит в верхний правый угол).

Самолёт стремительно летит в нижний левый угол. Повторите, как поняли. Приём.

(Дети повторяют: самолёт летит в нижний левый угол).

Самолёт требует посадки и летит в центр листа. Повторите, как поняли. Приём.

(Дети повторяют: самолёт летит в центр листа).

Д/и «Игра с яблоками»

Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление; упражнять в счете в пределах шести; развивать воображение.

На полу, на большом расстоянии друг от друга, лежат обручи, в них цифры.

На подносе яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, месяц.

- Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановиться, вы возьмете по одному яблоку. В них есть «семечки», посчитайте, сколько их, и встаньте около той цифры, которая соответствует количеству «семечек».

По сигналу дети отыскивают в обручах нужную цифру. Около каждой цифры должно стоять по два ребенка, у которых яблоки разного цвета.

- Проверьте друг друга: все ли правильно выполнили это задание?

Затем воспитатель спрашивает у детей, около какой цифры они стоят и почему?

Игру можно повторить, предварительно положив яблоки на стол.

Примечание. Когда дети стоят около цифры, не обращайте внимания на цвет яблок. Дети могут допускать ошибки при пересчете. Обменявшись яблоками, они уточняют свои действия и исправляют допущенные ошибки.

Д/и «Что где находится».

Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Воспитатель вызывает ребенка и спрашивает, что где у него находится: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Д/и «Что ближе?»

Цель: измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии «далеко», «близко».

По картинкам определить, что находится ближе, а что дальше.

Д/и «Угадай, какое число пропущено?».

Цель: продолжать учить определять место числа в натуральном ряду, называть пропущенное число.

Для этой игры можно использовать «математические цветочки», где правильный ответ прикрепляют декоративными прищепками.

Д/и «Что изменилось?»

Цель: закреплять умения определять местоположения предметов относительно себя.

Воспитатель меняет местоположение предмета, а ребенок должен сказать, что где находился предмет и где стал находиться относительно себя.

.

Д/и «Исправь ошибку».

Цель: учить преобразовывать неравенство в равенство и наоборот.

Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку, то он становится ведущим.

Д/и «Закончи предложение».

Цель: закрепить представление о частях суток.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

1. Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

2. Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

3. Делаем зарядку мы утром, а обедаем (днем)

4. Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Д/и «Сосчитай и назови».

Цель: уточнять представления о том, что число не зависит от формы и расположения предметов.

Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

Д/и «Дни недели»

Цель: развивать чувство времени, умение последовательно называть дни недели.

Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит:

«Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт свой вопрос, например: «Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.

Д/и «Разноцветные фигуры»

Цель: уточнить представления о геометрических фигурах и об объёмных формах. Развивать внимание, восприятие, образную память.

Вариант 1. Перед ребёнком выкладываются фигуры разных цветов и игровое поле и предлагается разложить фигуры в пустые ячейки так, чтобы они совпадали по цвету.

Вариант 2. Перед ребёнком выкладываются фигуры и предлагается отобрать фигуры определенной формы.

Вариант 3. Перед ребёнком выкладываются фигуры разных цветов и предлагается отобрать фигуры определенной формы и цвета.

Вариант 4. Перед ребёнком выкладываются фигуры (треугольник и квадрат) и предлагается «построить домик». Возможны различные конфигурации и варианты построек.

Д/и «Льдинка в кругу»

Цель: упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление.

Игра проводится с небольшой группой детей. На земле рисуют 10 кругов на небольшом расстоянии один от другого. В каждом круге пишут цифру (от 1 до 9, один круг остается пустым. (Цифры расположены не по порядку.) С помощью считалки выбирается ведущий. Он встает в пустой круг; в руках у него «льдинка» (любой предмет, который можно бросить). Он бросает ее в круг с любой цифрой и перепрыгивает в этот круг. Дальше «льдинку» необходимо перебросить в следующий круг в порядке возрастания (или убывания). Игра повторяется с другим ведущим.

Д/и «Танграм».

Цель: развивать мыслительные операции, творческие способности, воображение.

Д/и «Времена года»

Цель: закрепление умений детей сопоставлять время года с характерными погодными условиями и поведением людей и животных.

На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 12 изображениями вниз. Играющие берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрами на карточках. Каждый ребенок – один из двенадати месяцев. Педагог задает вопросы: – Первый месяц года, как тебя зовут? Второй? – Июнь, между какими месяцами ты находишься? – Октябрь, ты какой месяц по счету в году? Карточки возвращаются на стол, перемешиваются, игра повторяется. Усложнение. Педагог задает «месяцам» вопросы: – Апрель, в каких сказках встречается твой месяц? – Сентябрь, назови сказку, в которой встречается твое время года. – Февраль, вспомни пословицу о своем времени года. – Декабрь, придумай загадку о своем времени года.

Далее воспитатель просит назвать, какие погодные условия в определенный месяц года и поведение людей и животных.

Д/и «Не ошибись»

Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с объемными геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, уточняет названия, цвет и форму, величину. Затем предлагает разложить геометрические фигуры по форме, по величине, по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).

Д/и «Помоги Незнайке».

Цель: развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам.

Д/и «Каких фигур не хватает».

Цель: упражнять в выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам.

Разложите фигуры по ячейкам так, чтобы в каждом ряду фигуры повторились только один раз (дети делятся на группы, у каждой группы своя таблица).

Д/и «Монгольская игра»

Цель: развивать логическое мышление, внимание.

Детям необходимо составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; развивать логическое мышление.

Игра «Делаем забор» с палочками Кюизенера

Цель. Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом; переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную; упражнять в счете. Закреплять знания о том, что число предметов не зависит от расположения предметов в пространстве.

Материал. Для воспитателя: магнитная доска или фланелеграф; цветные счетные палочки (розовые, голубые, желтые). Для детей: цветные счетные палочки (розовые, желтые, голубые); карточка.

Описание: На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа розовая по горизонтали, следующая голубая по вертикали и розовая по горизонтали. Все палочки стоят в ряд без интервалов. Воспитатель предлагает детям выложить заборчик из таких же палочек, как на доске, и повторить этот рисунок два раза.

Вопросы

– В каком заборе больше дощечек: заборе, изображенном на доске, или заборе, выложенном на столе?

– Каких дощечек больше – голубых или розовых?

– Сколько в ряду палочек одного цвета?

– Сделайте так, чтобы все дощечки были одной высоты.

– Какого цвета дощечки надо добавить, чтобы они стали одинаковыми по высоте?

– Сколько раз этот узор повторяется в заборе?

Игра «Три подружки» с палочками Кюизенера

Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, обозначать словами результат сравнения (выше – ниже); измерять с помощью условной мерки; моделировать предметы по воображению.

Материал. Цветные счетные палочки; карточка.

Описание: Воспитатель читает строчки стихотворения:

Три веселых девочки

Спорили в саду.

Таня выше Леночки.

Я тоже подрасту.

После прочтения предлагает детям придумать имя третьей девочки, затем выложить этих девочек из палочек, поставив их в ряд от самой высокой (рис. 7, цв. вкл.).

Вопросы

– Кто первой стоит в этом ряду? (Таня.) Объясните почему.

– Что можно сказать о росте Тани? (Она самая высокая.) Кто ниже Тани?

– Что можно сказать о росте каждой девочки?

– Кто стоит перед Леной? Какого она роста? Кто стоит после Лены? Какого она роста?

– У кого из девочек платье самое длинное? А короткое?

– Назовите имя самой длинноногой девочки?

– Кто в группе девочек выше всех? Кто ниже?

– У кого из девочек в группе самая длинная юбка? Платье?

– Что у них длиннее – юбка или платье?

– Подберите палочки, равные по росту каждой девочки. Поставьте девочек по росту от самой низкой. Назовите имена подружек слева и справа.

Игра «Лестница» с палочками Кюизенера

Цель. Закреплять умение детей сравнивать предметы по высоте, длине, ширине; обозначать результат сравнения словами (длиннее, шире, выше, равные по длине, ширине, высоте). Упражнять в счете.

Материал. Цветные счетные палочки; карточка.

Описание: Педагог предлагает детям выложить лестницу. Лестница может получиться любой высоты, в зависимости от того, сколько палочек возьмут дети и какой они будут длины.

Работа парами

– Как узнать, чья лестница выше?

– Из скольких палочек построена лестница?

– Сколько ступенек в лестнице?

– Чья лестница шире?

– Сколько шагов сделает ребенок, чтобы подняться до самой верхней ступеньки?

У детей могут получиться лестницы одной высоты, но с разным количеством ступеней.

В этом случае воспитатель может спросить, почему получилось разное количество шагов.

Занятие может закончиться пальчиковой гимнастикой «По ступенькам вверх», «По ступенькам вниз»: дети «перешагивают» указательным и средним пальцами ступеньки.

Д/и «Формы»

Цель: познакомить детей с основными геометрическими телами и учить находить похожие на них предметы.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание. Воспитатель объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

Д/и «Песочные часы».

Цель: развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитатель просит детей рассмотреть песочные часы и высказать свои предположения как они работают (высказывания детей). Затем предлагает понаблюдать за работой песочных часов.

Далее предлагается выполнить задание, выложить различные фигурки из счетных палочек на время, используя песочные часы.

Д/и «Сделай столько»

Цель: упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах девяти

Д/и «Найдите такую же фигуру».

Цель: развивать восприятие объёмных фигур; обучать умению выделять и сохранять указанный признак фигуры.

Д/и «Найди ошибку художника».

Цель: совершенствовать представления о частях суток и временах года.

Надо на картинке исправить ошибку, что не может быть в определенное время чуток.

Д/и «Сложи узор».

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. Развивать глазомер.

Узор можно складывать из геометрических фигур, палочек Кюизенера, счетных палочек и т. д. по готовому образцу или по замыслу.

Д/и «Сколько?»

Цель: совершенствовать умения считать в пределах десяти.

Воспитатель показывает на определенные предметы, а дети должны посчитать и сказать сколько этих предметов.

Д/и «Живая неделя».

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Д/и «Сколько и где?»

Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей.

Д/и «Птицы прилетели»

Цель: учить ориентироваться на ограниченной плоскости; упражнять в измерении протяженности с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»; упражнять в счете.

Д/и «Считаем по порядку».

Цель: закреплять умение о порядковом и количественном счёте.

Дети считают предметы разные предметы по порядку, потом воспитатель спрашивает: «Которым по счету стоит медведь, а заяц и т. д.».

Д/и «Найди клад».

Цель: продолжать развивать пространственные представления, творческие способности, воображение.

Дети ищут клад, выполняя правильно команды воспитателя. Например, «Сделайте 10 шагов вперед, 3 шага влево и т. д.».

Д/и «Добрось до меня»

Цель: продолжать учить употреблять слова: «ближе», «дальше». Ведущий с красным мешочком в руках начинает игру. По сигналу бросает красный мешочек как можно дальше. Остальные игроки начинают бросать свои мешочки туда же.

Воспитатель спрашивает у игроков: чей мешочек ближе всего к красному мешочку? Как можно это узнать? Почему так думаете?

Дети самостоятельно пытаются ответить на вопросы.

Воспитателю необходимо дать возможность высказаться всем играющим. Необходимо, чтобы дети не только сказали, но и показали, как и чем можно измерить расстояние если под рукой ничего нет - шагами, ступнями (если дети найдут небольшую палочку, то они могут измерять ей делая отметку)

Подсчитывая количество шагов, ступней или палочек, дети делают вывод: чем меньше мерка, тем больше мерок будет использоваться в измерении расстояния, тем самым выясняется,чей же мешочек ближе к красному мешочку.

Д/и «Что где находится».

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Д/и «Отгадки»

Цель: упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали.

Д/и «Что сначала, что потом».

Цель: совершенствовать ориентировку во времени. Учить устанавливать последовательность событий. Развивать внимание, наблюдательность.

Д/и «Муха»

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости листа, развивать внимание.

Сначала «Муха» находится в левом нижнем углу, затем она переместилась на клеточку вверх, на клеточку вправо и т. д.

Д/и «Путешествие по комнате».

Цель: способствовать развитию пространственных ориентировок, внимания, связной речи.

Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям, вызывают 5-6 детей.

Д/и «В магазине игрушек»

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.

Приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы детского сада.

Дидактические игры  развивают логику, мышление,ориентировку в пространстве....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы по программе "Детство"

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы по программе "Детство"...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

Картотека дидактических игр для формирования и развития математических представлений для старшей возрастной дошкольной группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе...