Проект "В стране геометрических фигур" по программе МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
материал по математике (младшая группа)

Пуля Галина Алексеевна

Содержание: 

1. Паспорт проекта (Автор, тема, проблема, детская цель, образовательные цели, участники проекта, сроки реализации, результат, форма презентации результата).

2. План-схема реализации проекта "В стране геометрических фигур". (Этапы, основные направления реализации проекта, материалы и средства реализации проекта, примечания.)

3. Практические материалы по основным направлениям реализации проета:

  • План работы.
  • Технологическая карта проекта "В стране геометрических фигур".
  • Игровые ситуации.
  • Наблюдения.
  • Дидактические игры.
  • Стихотворения.

4. Выводы о результатах проекта.

Список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_strane_geometricheskih_figur.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Паспорт проекта

        

Автор проекта: Пуля Галина Алексеевна, воспитатель, «МДОБУ Кудровский ДСКВ №2»

Ф.И.О., должность, № ДОУ

Тема проекта: «В стране геометрических фигур», краткосрочный, групповой, информационно-ориентированный

название, тип, вид

Проблема, решаемая в проекте: Что такое геометрические фигуры и какие они бывают?

 

Детская цель проекта: что такое геометрические фигуры и формы; их классификация.

Образовательные цели взрослого: сформировать и изучить всю проектную деятельность, все этапы и требования к процессу и результату выполнения, создать условия для реализации данного проекта, а также обеспечить группу необходимым оборудованием.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Сроки реализации проекта: краткосрочный проект 2 недели.

Результат (продукт) проекта: формирование навыков рассказывания, используя альбом, сделанный своими руками «в стране геометрических фигур»; развитие аналитической деятельности и умения классифицировать; знакомство с новыми геометрическими фигурами и формами.

Форма презентации результата (продукта) проекта: занятие «Путешествие в страну геометрических фигур»; альбом «в стране геометрических фигур».


  1. План-схема

реализации проекта

«В стране геометрических фигур», краткосрочный, групповой,
информационно-ориентированный

Таблица 1.

Этап (сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

Подготовительный (поисковый)

Проблема: «Для чего нужны геометрические фигуры? Где они встречаются в повседневной жизни?»

1. Консультация для родителей с целью ознакомления с темой, задачами проекта и содержанием работы.

2. Рассказ воспитателя о геометрических фигурах и формах.

3. Рассматривание геометрических форм и фигур.

Погружение в проблему путём мотивации.

Аналитический

Цель и задачи проекта, план работы над проектом

1. Разучивание стихотворений о геометрических фигурах и формах.

2. Познавательное занятие «Наши геометрические фигуры».

3. Беседа «Какие геометрические фигуры есть вокруг нас».

Формирование цели и задач проекта. Разъяснение в решении поставленных задач.

Практический

(основной)

Реализация плана работы по всем направлениям проекта.

1. Наглядно-дидактические пособия, геометрические фигуры различных форм и цветов, специальная методическая литература, дидактические игры, геометрический конструктор разных цветов.

2. Составление тематического проекта «В мире геометрических фигур» для детей. Создание и подбор компьютерных презентаций по заданной теме проекта.

3. Демонстрация геометрических фигур и форм.

4. Подбор и составление материала для родителей: папки-раскладки, геометрические фигуры, консультации. Составление и рекомендации по изучению материала и литературы с детьми.

5. Составление и подбор картотеки физкультминуток, дидактических игр, пальчиковых гимнастик, подвижных игр.

Наблюдение, помощь в усвоении нового материала.

Презентационный (Заключительный)

Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур»

1. Коллективная работа по созданию альбома «в мире геометрических фигур» (рисование).

«Строим дом из геометрических фигур», «Рыбки в аквариуме» (лепка).

«Машина», «Корабль», «Насекомые», «Ракета» (аппликация).

2. Выставка работ «в мире геометрических фигур».

3. Рассказывание стихотворений по теме, разгадывание загадок и ребусов о геометрических фигурах.

Организация и проведение игры.

        

3. Практические материалы по основным направлениям реализации проекта.

План работы.

  • Рассказ воспитателя о геометрических фигурах. Знакомство с геометрическими фигурами.
  • Просмотр наглядно-дидактического пособия. Формирование умения классификации геометрических фигур.
  • Знакомство с тремя основными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).
  • Познавательное занятие «Геометрические фигуры вокруг нас».
  • Сюжетно-ролевая игра «Три друга – круг, квадрат и треугольник».
  • Знакомство с геометрическими формами. Их демонстрация. Формирование умения классификации геометрических форм.
  • Наблюдение «Различие геометрических фигур и форм».
  • Разгадывание загадок и ребусов о геометрических фигурах и формах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (на определение геометрических фигур на ощупь).
  • Лепка из пластилина «Строим дом из геометрических фигур», «Рыбки в аквариуме». Пальчиковая гимнастика «Геометрические фигуры».
  • Наблюдение «Какие геометрические фигуры вокруг нас». Беседа «Какие геометрические фигуры есть в нашей группе».
  • Дидактическая игра «Постоим фигуру». «Геометрическая» физкультминутка.
  • Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур». Рассказы детей о геометрических фигурах и формах на основе полученных знаний. Демонстрация совместного альбома «В мире геометрических фигур».

        

        

Технологическая карта проекта «В стране геометрических фигур»

Этапы

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

Результат каждого этапа

Подготовительный (поисковый)

Знакомство с темой проекта посредством игры.

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Погружение в проблему с помощью мотивации

Обращение внимания на то, что любознательные дети много знают о различных геометрических фигурах и формах.

Проблема «Что такое геометрические фигуры и формы? Какие они бывают? Чем отличаются?»

Аналитический

Участие в различных играх, беседах, упражнениях.

Заучивание стихотворений о геометрических фигурах.

Д/и «Найди лишнюю фигуру».

Формирование задачи и цели. Помощь в определении необходимого для решения поставленных задач.

Сбор необходимой информации для решения поставленных в проекте задач.

Цель и задачи проекта, план работы над проектом

Практический

Участие в практической части работы над проектом: изготовление поделок из пластилина, бумаги; рисование; конструирование из геометрического строительного материала.

Д/и «Сложи квадрат и треугольник»

Дид.упр. с играми Воскобовича и палочками Кюизенера.

Наблюдение и помощь в усвоении нового материала.

Проведение совместной работы с детьми: рассматривание наглядно-дидактического пособия, раздаточного материала, работают с геометрическим конструктором.

Реализация плана работы по всем направлениям проекта.

Презентационный

Участие в игровой ситуации «Путешествие в страну геометрических фигур».
Рассказывание выученных стихотворений о геометрических фигурах.

Организация и проведение игры

Доклады, наглядно-дидактическое пособие.

Демонстрация совместного альбома «В мире геометрических фигур».  

Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур».

Цель:

  • Закрепить полученные знания о геометрических фигурах и формах, которые были получены в ходе проекта.
  • Закрепить знания о геометрических фигурах и формах, умение определять и называть их.
  • Расширить представления детей о геометрических фигурах. Дать понятие их нахождения в повседневной жизни вокруг нас.
  • Развивать умение работать в группе.

Материал:

  • Наглядно-дидактические пособия.
  • Геометрические фигуры различных форм и цветов.
  • Геометрический конструктор.

Ход НОД:

В.: - Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы отправимся в волшебное путешествие в страну геометрических фигур. Мы с вами уже знакомы с геометрическими фигурами и формами, вместе говорили о них, рисовали, рассматривали. Давайте теперь отправимся в страну геометрических фигур.

В.: - Посмотрите, кто к нам пришёл в гости! Это же мишка! Что же у тебя случилось, мишка?

М.: - Ох, ребята, я сделал тележку, только вот она почему-то не едет. А я не могу понять, почему же так происходит. Может вы мне поможете?

В.: - Ну что, ребята? Поможем разобраться, почему же не едет тележка у нашего мишки? Давайте тогда её внимательно рассмотрим.

(У тележки все колёса разной формы.)

В.: - Ребята, посмотрите внимательно на колёса мишки. Какой они формы? Одинаковой или разной?

(Ответы детей.)

В.: - Колёса разной формы, правильно. А чтобы мишкина тележка поехала, какой формы должны быть колёса? (Круглой.)

В.: - Тогда давайте найдём колёса правильной формы и поставим их на тележку, что она поехала. (Дети совместно с воспитателем меняют колёса.)

В.: - Мишка, а что это у тебя выпало из тележки, можно посмотреть?

(Воспитатель достаёт конверт с геометрическими фигурами и выкладывает их перед детьми. Затем берет круг и показывает детям.)

В.: - Ребята, какая это геометрическая фигура? (Ответы детей).

В.: - Правильно, это круг. Обведите по его краям пальчиком. Скажите, у круга есть углы? А стороны? Посмотрите, есть ли в нашей группе предметы круглой формы?
(Мяч, обруч, тарелка.)

В.: - А теперь давайте возьмём треугольник. Обведите его по сторонам пальчиком. Что у него есть? (Углы.)

В.: - Сколько углов у треугольника? Давайте их сосчитаем. Есть ли в нашей группе предметы, похожие на треугольник? (Нарисованная крыша у дома, пирамидка.)

В.: - Всё верно. (Воспитатель берёт квадрат и показывает его детям.)

В.: - А теперь возьмите такую же фигуру, как и у меня. Как она называется? Обведите фигуру пальчиком и давайте вместе посчитаем сколько углов у квадрата? Есть ли в нашей группе предметы квадратной формы? (Стол, ковёр.)
В.: - Правильно. Сколько всего геометрических фигур мы с вами посмотрели? Давайте сосчитаем фигуры.

В.: - Ребята, мишка хочет мне что-то сказать (Прикладывает игрушку к уху). Он хочет с вами поиграть, вставайте все в круг.

Мишка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Меду видно не нашёл.

Чтобы мёд нам тот достать,

Нужно на носочки встать.

В.: - Ой, ребята, наши геометрические фигуры заскучали. Давайте вернёмся к ним. Положите перед собой треугольник и квадрат. Сравним их. Чем похожи треугольник и квадрат? (У них есть углы.) А чем отличаются?

В.: - Сейчас положите перед собой квадрат и круг. Сравним их. Чем они отличаются? (У квадрата есть четыре угла и четыре стороны, а круга нет углов и сторон.)

В.: - Молодцы, ещё у мишки есть волшебные палочки. Из них можно выложить различные фигуры. (Воспитатель выкладывает треугольник из трёх палочек.) Что это за геометрическая фигура? Попробуйте выложить точно такой же треугольник, как и у меня. Это, ребята, треугольник.

В.: - А теперь давайте выложим квадрат. (Выкладывают квадрат)

В.: - Ребята, вы все молодцы! Давайте ещё раз скажем мишке, какой формы должны быть колеса у тележки? Благодаря вашей помощи мишка знает, почему тележка не ехала. Теперь он сможет перевозить на этой тележке различные грузы. Он говорит всем ещё раз «спасибо» и прощается до следующей встречи.

Наблюдения.

1. «Различие геометрических фигур и форм».

Материал: Геометрические фигуры и формы (квадрат, круг, треугольник; шар, куб, пирамида).

Ход наблюдения:

Показать детям сначала геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), а затем геометрические формы (куб, шар, пирамиду).

Взять одновременно квадрат и куб.

В.: - Ребята, а чем они между собой похожи?

В ходе ответов объяснить, что куб состоит из 6 квадратов.

В.: - А вот треугольник и пирамида. Чем они похожи?

Выяснить в ходе наблюдения, что пирамида состоит из 4 треугольников и основания.

Аналогично выяснить, что шар – это объёмный круг.

Вывод: 

В.: - Ребята, получается, что наши геометрические формы похожи на геометрические фигуры, но их различие в том, что геометрические фигуры – это плоские фигуры, а геометрические формы – это объёмные фигуры.

2. «Какие геометрические фигуры вокруг нас».

Ход наблюдения:

Внимательно рассмотреть помещение и определить, какие геометрические фигуры и формы имеют разные предметы в группе. Например, стол, часы – круглый, окна, пол, стены – квадратные, стул, пирамидка – треугольные.

Вывод:

В.: Ребята, мы с вами выяснили, что вокруг нас много предметов, которые похожи на разные геометрические фигуры и формы. Таким образом, нас с вами везде будут окружать различные геометрические фигуры и формы, а значит нам с вами нужно научиться их различать и называть.

Дидактические игры

1. «Чудесный мешочек».

Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.

В мешочке лежат геометрические фигуры разных цветов и форм. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, а затем достают их и называют цвета.

2. «Построим фигуру».

Детям предлагается составить из палочек квадрат и треугольник.

3. «Найди предмет такой же формы».

Детям предлагается в окружающем мире найти предметы определённой формы – квадратной, треугольной, круглой.

4. «Найди лишнюю фигуру»

Детям поочерёдно демонстрируются карточки с изображением геометрических фигур, затем предлагается внимательно рассмотреть и изучить их. Задаются вопросы: «Чем похожи данные фигуры? А чем отличаются друг от друга? Какая фигура лишняя и почему?»

5. «Сложи квадрат и треугольник»

Детям предлагается сложить геометрические фигуры с помощью дополнительного материала (палочек Кюизенера, игр Воскобовича).

«Геометрическая» физкультминутка.

Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры, дети выполняют движения:
Треугольник - прошагай,
Квадрат - приседай,
Ну, а если круг – дружок.

Пальчиковая гимнастика.

Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть:
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольник и овал,
А ещё прямоугольник,
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.

Стихотворения про геометрические фигуры.

Круг         Треугольник

Посмотрите-ка вокруг!        Треугольник – три угла,
Пальчиком рисуем круг.        Посмотрите детвора:
Куклы были вместе в ряд,        Три вершины очень острых -
А теперь в кругу сидят.         Треугольник – «остроносый»

Наше солнышко в окне -         Стороны в нём тоже три:
Золотой круг в вышине.        Раз, два, три – ты посмотри.
Круглый мячик здесь лежит,        Треугольник мы рисуем,
В ручки к вам он поспешит.        Знать теперь его мы будем.

Квадрат         Овал

Познакомьтесь, вот квадрат!        Вот овальный огуречик,
Он знакомству очень рад!        Из него и человечек
В нём угла уже четыре,         Получиться может ловко:
Не его ровнее в мире.        Ручки, ножки, голова.

Стороны четыре в нём,        Наш овал нам сделать просто:

Две скрепляются углом.        Круг растянем – больше роста.

Круг в нём может разместиться,        Нет углов и нет сторон,

В куб он сможет превратиться.         Очень вытянутый он.

Ромб        Прямоугольник

Ромб – фигура непростая,        Как окно прямоугольник,

Две в себе объединяет:         Аккуратный, словно школьник.

Треугольник раз и два –         Он похож на дверь, на книжки,

Фигура стала вдруг одна.         И на ранец у мальчишки.

Четыре в ромбе стороны,         На автобус, на тетрадку,

Между собой они равны.        На большую шоколадку.

Четыре в ромбе и угла,         На корыто поросёнка

Равны между собой по два.        И на фантик у ребёнка.

Загадки про геометрические фигуры.

Нет углов у меня        Прикатилось колесо,

И похож на блюдце я.        Ведь похожее оно,

На тарелку и на крышку,        Как наглядная натура

На кольцо, на колесо,         Лишь на круглую фигуру.

Кто же я такой, друзья?         Догадался, милый друг?

(Круг)         Ну, конечно, это … (круг)

Он давно знаком со мной        Я фигура – хоть куда,

Каждый угол в нём прямой.        Очень ровна всегда.

Все четыре стороны         Все углы во мне равны

Одинаковой длины.        И четыре стороны.

Вам его представить рад,         Кубик – мой любимый брат,

А зовут его … (квадрат)        Потому что я … (квадрат).

Не овал я и не круг,        Три угла,

Треугольнику не друг.        Три стороны

Прямоугольнику я брат,         Могут разной быть длины.

А зовут меня… (квадрат).        (Треугольник).

4. Выводы о результатах проекта.

За время реализации проекта в ходе совместной работы дети принимали активное участие, доводили начатые дела до конца, научились договариваться и планировать совместную деятельность в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные и познавательные способности.

Были улучшены и расширены знания у детей о геометрических фигурах и формах. Ребята научились преобразовывать один математический объект в другой. Могут различать и называть различные геометрические фигуры.

Также были освоены новые физкультминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и дидактические игры.

Была улучшена координация движений и мелкая моторика рук.

Список использованной литературы:

Помораева И.А., Позина В.А.: Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа. ФГОС.

Новикова В.П., Тихонова Л.И.: Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал.

Глаголева Л.В.: Сравнение предметов.

Смоленцева А.А., Суворова О.В.: Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.

Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста: Методическое пособие.

Артюхова И.С. Белькович В.Ю.: Сборник развивающих игр. Играем, дружим, растём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений наук...

Мониторинг по программе От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Познавательное развитие" Средняя группа

Мониторинг по программе От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г.  "Познавательное развитие"  средняя группа...

Мониторинг по программе "От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Речевое развитие" средняя группа

Мониторинг по программе "От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Речевое развитие"  средняя группа...

Мониторинг по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г. "Социально-коммуникативное развитие" средняя группа

Мониторинг по программе «От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, А. Васильевой.М: Мозаика- Синтез,2014г.  "Социально-коммуникативное развитие" средняя группа...

Рабочая программа старшей разновозрастной группы на 2019 – 2020 учебный год Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016)

Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М.А. Васильевой,...