Кружок "Заниматика"
методическая разработка по математике
Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибылей и убытков занимал умы великих ученых, которые заложили фундамент этой титулованной «царицей» науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatika.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
1.1.Концепция программы.
Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибылей и убытков занимал умы великих ученых, которые заложили фундамент этой титулованной «царицей» науки.
Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и
архитектуру Творения.
Как и великому ученому, ребенку интересно подсчитывать. Для него математика - это тоже еще одно, особое «тридевятое царство, тридесятое государство».
Ребенок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка - это его стихия. Но ведь математика - это тоже особого рода «выдумка без обмана», это мир идей. Этот мир существует объективно. Математика обладает уникальным развивающим «эффектом»: «Она ум в порядок приводит», то есть наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение творческий потенциал личности.
- Актуальность.
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно предсказуем для человека.
В настоящее время в связи с новыми задачами, представленными в программах народного образования, особую актуальность в воспитании детей дошкольного возраста приобрел вопрос о развитии мышления.
В психологической литературе мышление рассматривается как сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью, которое позволяет познавать, как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность. Существуют три вида мышления: Конкретно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и логическое мышление.
Логическое мышление - это мышление с опорой на понятие, которое отражает общую картину, развивается у детей к концу старшего дошкольного возраста.
Известно, что логическое мышление включает в себя ряд логических операций, таких как анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификация и т.п. Логическое мышление среди многообразия взаимодействий всех форм познавательной деятельности в соответствии с основной структурой объектов и определяет более широкий смысловой контекст, внутри которого осуществляется наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.
В настоящее время насущной проблемой становится индивидуально – дифференцированное обучение и коррекционная работа с детьми, так как все методы, приемы и формы обучения строятся на личностно - ориентировочной модели, основанной на бережном и чутком «штучном» отношении к ребенку и его развитию. Очень важно научить ребенка ассоциативному мышлению и логическому осмыслению своих и чужих действий с младенческого возраста научить правильно, анализировать происшедшие события.
Поэтому математика - это одна из основных частей умственного развития. Как каждый ребенок с рождения имеет свой характер, так каждый ребенок сообразно этому врожденному потенциалу, мыслит. Одни пространственными образами, для передачи которых нужно много слов и эмоций, другой - точно, емко, немногословно, но в «яблочко».
Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению.
1.3 Новизна.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять применение их в других видах деятельности, новой обстановке. Развитие логического мышления - одно из важнейших условий становления личности ребенка и его умения вписываться в окружающую среду.
Много внимания уделено организации предметно-развивающей среды, чтобы у детей были условия для самостоятельных интересных и полезных занятий. В доступном для детей месте находятся различные мозаики, счетные палочки, пирамидки, трафареты, конструкторы «Лего», настольно-дидактические и развивающие игры, головоломки и т.д.
Известно, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления. Поэтому я ежедневно уделяю большое внимание пальчиковому тренингу. Дети завязывают узлы на толстой веревке, нанизывают пуговицы на леску, наматывают толстые нитки на катушки. Сделала специальные моточки, играя с которыми дети наперегонки наматывают веревку на палочки. Дважды в день в игровой форме провожу специальные комплексы пальчиковой гимнастики, которые специально подбираю из специальной литературы и журналов «Дошкольное воспитание»
Свою позицию в воспитании и обучении детей я определила так: «Вместе с ребенком!», то есть вместе с детьми проделывать сложный путь самостоятельного «открытия» не навязывая своего мнения не торопя никакого, не пытаясь ответить вместо ребенка, мягко направляя его поиск в нужное русло.
- Цель программы
Повышать интерес к математике;
- расширять кругозор;
- знакомство с элементами кодирования;
- развивать умение выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- совершенствовать умение в составлении кроссвордов и ребусов;
- развивать умение рассуждать строго и логически, аргументировать свой ответ;
- развивать логическое мышление, математическую зоркость;
- развивать внимание, творческое воображение, фантазию, любознательность, интуицию. Сообразительность, скорость мышления;
- развивать речь, обогащать и активизировать словарный запас;
- воспитывать организованность, взаимопомощь, выдержку, дисциплинированность, волю к достижению целей, самостоятельность.
- Задачи.
Использовать занимательный игровой математический материал - как средство развития приемов умственной деятельности. Развивать у детей действия логического типа посредством предметного моделирования, с помощью которых открыть детям количественные, пространственные и временные отношения.
Формировать логико-математические понятия на основе операций классификации, сериации и понятии о сохранении.
Использовать занимательный игровой математический материал - как средство развития приемов умственной деятельности.
- Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации в данной программе 5-6 лет.
Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей
между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем существенный перелом наступает примерно в пять лет. Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям. Во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних. Во-вторых, не деференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением. В-третьих, дошкольник отражает не единую причину данного явления, а обобщенную закономерность.
Математика становится для старших дошкольников языком описания происходящих в реальном мире процессов и переходит в старшей группе от отдаленных понятий к математическим высказываниям.
1.7 Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
1.8Формы и режим занятий.
При наполняемость группы 25 человек, работа кружка проводится 2 раза в неделю, по 12 и 13 человек. В первый день две подгруппы по 6 человек и во второй день по 6 и 7 человек.
Дни работы кружка выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей, в соответствии с расписанием образовательной программы.
Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз неделю. Но при реализации определённых задач количество заданий для каждого ребёнка регулируется индивидуально.
Продолжительность работы кружка в старшей группе 25 мин. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии свыше указанными причинами.
В начале каждой беседы проводится пальчиковая гимнастика, физ.минутки.
Формы проведения кружка различны. Предусмотрена как теоретическая, так и практическая работа.
1.9 Ожидаемые результаты.
В конце года дети начинают овладевать логическими операциями, лучше анализируют, сравнивают, упорядочивают, классифицируют, группируют, делают некоторые умозаключения, объяснять свои действия. У них появился интерес к самостоятельным занятиям в «Уголке занимательной математики».
Таким образом, овладевая логическими операциями, ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко, концентрируется в нужный момент на сути проблемы. Процесс учебы приносит радость и удовольствие.
Цель:
Работа кружка сводится к поддержанию интереса детей. Обучая их в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость от учения, а учение должно быть радостным.
Задачи:
- Развивать у детей логическое мышление через ребусы, кроссворды, задачи-шутки, шашки.
- Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ,
обобщение, классификация, сравнение.
- Способствовать формированию у детей умения делать собственное
умозаключение и доказывать решение данной задачи.
- Развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы
(по цвету, длине, ширине, высоте).
5. Развивать зрительную память и мелкую моторику руки.
Материалы необходимые для работы:
- Наглядный материал
- Дидактические игры
- Ребусы и кроссворды на каждого ребёнка
- Занимательные квадраты
- Танграм
- Колумбово яйцо
- Шашки
- Альбомы
- Цветные карандаши
Месяц | Тема | Задачи |
ОКТЯБРЬ I неделя | «Как люди научились считать» | Повысить интерес к математике, расширять кругозор, придать интересам детей общественно-полезную направленность, обогащать словарный запас. |
II неделя III неделя | «Первые цифры» | Познакомить детей с первыми цифрами и их написанием в разных странах, развивать внимание, память, любознательность, воспитывать организованность. |
IV неделя | «Магия чисел» | Познакомить детей с «добрыми» и «злыми» цифрами. Развивать внимание, память, любознательность. |
НОЯБРЬ I неделя II неделя | «Семь чудес света» | Познакомить детей с возникновением дней недели. Рассмотреть «семь чудес», побеседовать об их возникновении. Развивать смекалку, воспитывать самостоятельность. |
III неделя | «Ребус» | Познакомить с понятием «ребус», его возникновением. Разновидностями ребусов и приёмами их решения. Развивать внимание, память, любознательность, воспитывать организованность. |
IV неделя | «Разгадываем ребусы» | Учить детей разгадывать ребусы. Развивать внимание, смекалку, словарный запас. |
ДЕКАБРЬ I неделя | «Составление ребусов» | Учить детей составлять ребусы. Развивать усидчивость, любознательность, смекалку. |
II неделя III неделя | «Кроссворд» | Познакомить детей с понятием «кроссворд» и его возникновением. Показать разнообразие кроссвордов, приёмы их разгадывания на практике. Развивать внимание, память , смекалку, воспитывать взаимопомощь. |
IV неделя | «Поле чудес» развлечение | Закреплять умение разгадывать кроссворды разного вида, развивать смекалку, речь, чувства взаимопомощи, воспитывать самостоятельность. |
ЯНВАРЬ I неделя | «Задачи-шутки» и шуточные истории | Познакомить детей с задачами-шутками и шуточными историями. Показать их разнообразие. Развивать чувства юмора, творческое воображение, сообразительность, воспитывать организованность. |
II неделя | «Задачи-загадки» и задачи в стихах | Познакомить детей с новыми видами задач, показать пути решения таких задач, развивать сообразительность, интуицию, смекалку, воспитывать дисциплинированность. |
III неделя | «Путешествие в страны чудес» развлечение | Закреплять умение разгадывать задачи разного вида, развивать смекалку, речь, чувства взаимопомощи, воспитывать самостоятельность. |
IV неделя | «Задачи на смекалку и рассказы-головоломки» | Познакомить с новыми видами задач и рассказов. Учить находить решения таких задач. Развивать смекалку, сообразительность, воспитывать самостоятельность. |
ФУВРАЛЬ I неделя II неделя | «Шарады, пентаграммы» | Познакомить с понятием «шарада» и «пентаграмма», учит находить их решение, развивать творческое воображение, сообразительность, воспитывать самостоятельность. |
III неделя | «Занимательные квадраты» | Дать представление о занимательных квадратах, учить составлять и находить их решение, развивать смекалку, математическую зоркость, логическое мышление, воспитывать взаимопомощь. |
IV неделя | «Танграм», «Колумбово яйцо» | Учить анализировать, сравнивать, обобщать, развивать речь, фантазию, творческое мышление, воспитывать самостоятельность. |
Март I неделя | «Царство геометрических фигур» развлечение | Развивать смекалку, интуицию, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи. |
II неделя III неделя | Графические рисунки | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, видеть клетки. |
IV неделя | «Первые часы» | Познакомить детей с возникновением часов их разнообразием. Развивать внимание, сосредоточенность, память. |
Апрель I неделя II неделя | «Который час» | Закреплять умение детей определять время по разным видам часов. Развивать смекалку, сообразительность, память, речь. |
III неделя | «Ориентировка во времени» | Способствовать развитию ориентировке детей во времени: (последовательность дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствовать представления детей о режиме дня, развивают чувство времени. |
IV неделя | «Шашки» | Дать представление о возникновении шашек. Познакомить детей с новой игрой. Развивать внимание, усидчивость, логическое мышление. |
Май I неделя II неделя | «Играем в шашки» | Развиваем внимание, память, диалогическую речь. |
III неделя IV неделя | ДИАГНОСТИКА | Выявить уровень знаний. |
Математический кружок
«Заниматика»
Руководитель:
Карамышева М.П.