Картотека Логико - математических игр для старшего дошкольного возраста.
картотека по математике (старшая группа)

Манина Ирина Владимировна

Цель: развивать у детей логическое мышление, внимание, слуха моторную координацию движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_matematicheskih_igr.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Брусничка»

Картотека

Логико - математических   игр

для старшего дошкольного

возраста.

                                                                                 Манина И.В.

«Больше – меньше».

Цель: развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слуха моторную координацию движений.

Правила игры. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Вариант. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

«Покажи по – разному».

Цель: учить операциям сравнения; совершенствовать координационные способности.

Правила игры. Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения. Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т. п.

«Кто знает, пусть дальше считает».

Цель: закрепить умение порядкового счёта в пределах 10; развивать координацию движений, слуховое внимание.

Материал: мяч.

Правила игры. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше».

Вариант. Ведущий бросает мяч и говорит: «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

«Тихая охота».

Цель: развивать умение решать математические примеры; совершенствовать координационные и скоростные способности.

Материал: муляжи или картинки с изображением ягод и грибов с примерами и корзинки с цифрами.

«Разговор по телефону».

Цель: развивать пространственные представления.

Материал: палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

«Конструктор».

Цель: формировать умения раскладывать сложную фигуру на такие, которые у нас имеются; тренировать в счёте до десяти.

Материал: разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображённых на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живёт там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Ещё прямоугольник и два круга...

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг ёлочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса — Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

«Муравьи».

Цель: научить детей различать цвета и размеры; формировать представления о символическом изображении вещей.

Материал: фигуры красные и зелёные, большие и маленькие квадраты и треугольники.

Правила игры. Нужно взять большие и маленькие, зелёные квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьёв, сказав, что большой зелёный квадрат - большой чёрный муравей, большой красный треугольник - большой красный муравей, маленький зелёный квадрат - маленький чёрный муравей, маленький красный треугольник - маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребёнок это понял. Показывая названные фигуры, он должен назвать соответствующих муравьёв.

Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и чёрные, большие и маленькие муравьи. Чёрные муравьи могли ходить только по чёрным дорожкам, а красные - только по красным. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие - только через маленькие. И вот встретились муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живёт каждый муравей, и покажи ему дорогу».

«Сравни и заполни».

Цель: развивать умение осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепить представления о геометрических фигурах.

Материал: набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по - другому фигуры и знаки вопроса.

«Заполни пустые клетки».

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Материал: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет (усложнение по сравнению с игрой 7), найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

«Где какие фигуры лежат».

Цель: познакомить с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Материал: набор фигур.

Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладётся одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце. За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

«Третий лишний».

Цель: учить детей объединять предметы во множества по определённому свойству; продолжать работу по закреплению символики; развивать память.

Правила игры. На странице изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы. Игра допускает множество вариантов. Возьмите, например, большой зелёный квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместите выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно помещать только к диким зверям, домашних животных -  к домашним, диких птиц - к диким, домашних - к домашним. Куда попадет зелёный квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг? Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.

Игра постепенно усложняется: вначале дополняют рисунки одним животным или одной птицей, затем двумя, тремя и самое большее - четырьмя. Трудность решения возрастает в связи с необходимостью запомнить, что представляют фигуры.

«Рассеянный художник».

Цель: развивать наблюдательность и счёт до шести.

Материал: цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6). Начать игру можно так:

«На улице Бассейной один художник жил и иногда рассеянный неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».

Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?

«Сколько? Какой?».

Цель: закрепить счёт в пределах десяти; познакомить с порядковыми числительными и с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

Материал: цифры.

Правила игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,…десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка — первая, дед — второй, бабка — третья и т. д.).

Решить простейшие задачи.

1.Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыплёнка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утёнка убегут клевать листочки?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусёнок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусёнка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

Дед — первый. Мышка — последняя. Если уйдёт дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Можно составить и другие задачи.

«Почини одеяло».

Цель: познакомить с геометрическими фигурами; развивать умение в составлении геометрических фигур из данных.

Материал: фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушёл в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

«Рассеянный художник».

Цель: развивать наблюдательность и счёт до десяти.

Материал: цифры.

Правила игры. Исправить ошибки художника, поместив у диска правильные цифры из набора.

«Магазин».

Цель: развивать внимания и наблюдательности; научить различать аналогичные предметы по величине; познакомить с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».

Правила игры. Игра делится на три этапа.

1. Магазин. У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрёшек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких?) На какой полке они стоят? Что стоит: слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина, справа от кувшина; слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?

Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.

2. Что купил серый волк? Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк.

3. Что купил заяц? На следующий день после волка в магазин пришёл заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

«Светофор».

Цель: познакомить с правилами перехода (проезда) перекрёстка, регулируемого светофором.

Материал: красные, жёлтые и зелёные круги, машины, фигурки детей.

Правила игры. Игра состоит из нескольких этапов.

1. Один из играющих устанавливает определенные цвета светофоров (наложением красных, жёлтых или зелёных кругов), машины и фигурки детей, идущие в разных направлениях.

2. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения.

3. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофоров и положением машин и пешеходов.

Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.

«Где чей дом?».

Цель: развивать наблюдательность; закрепить представления: «выше — ниже», «больше — меньше», «длиннее — короче», «легче — тяжелее».

Материал: фигуры.

Правила игры. На рисунке изображены зоопарк, море и лес. В зоопарке живут слон и медведь, в море плавает рыба, в лесу на дереве сидит белочка. Зоопарк, море и лес назовём «домами». Возьми из набора: зелёный и жёлтый круги, жёлтый треугольник, красный квадрат, зелёный и красный прямоугольники и поставь их около животных там, где они нарисованы. Вернись к рисунку цветной таблицы и помести каждое животное туда, где оно может жить. Например, лису можно поместить и в зоопарк, и в лес.

Когда животные будут размещены, то сосчитай, сколько животных помещается в каждом «доме». Ответь на вопросы, кто выше: жираф или медведь; слон или лиса; медведь или еж? Кто длиннее: лев или лиса; медведь или ёж; слон или медведь? Кто тяжелее: слон или пингвин; жираф или лиса; медведь или белочка? Кто легче: слон или жираф; жираф или пингвин; ёж или медведь?

«Космонавты».

Цель: учить кодировать практические действия числами.

Материал: многоугольник, треугольники, фигурки космонавтов.

Правила игры. Игра осуществляется в несколько этапов.

1. Вырезанный многоугольник наклеить на толстый картон. В центре проколоть отверстие и вставить заострённую палочку или спичку. Вращая полученный волчок, убеждаемся, что он попадает на грань, где написано 1 или 2, или на грань чёрного или красного цвета, где ничего не написано.

2.В игре участвуют два космонавта. Они по очереди вращают волчок. Выпадение 1 означает подъём на одну ступеньку; выпадение 2 — подъём на две ступеньки; выпадение красной грани — подъём на три ступеньки, выпадение чёрной — опускание на две ступеньки (космонавт забыл что-то взять и должен возвратиться).

3.Вместо космонавта можно взять маленькие треугольники красного и чёрного цвета и двигать их по ступенькам в соответствии с количеством выпавших очков.

4.Вначале космонавты располагаются на основной площадке и по очереди вращают волчок. Если космонавт стоял на стартовой площадке и ему выпадает чёрная грань, то он остается на месте.

5. От основной площадки до первой площадки отдыха ведет шесть ступенек, от первой площадки отдыха до второй площадки отдыха — ещё шесть ступенек; от второй площадки отдыха до стартовой площадки — ещё четыре ступени. Чтобы добраться от основной площадки до стартовой, нужно набрать 16 очков.

6. Когда космонавт достигает стартовой площадки, то ему нужно набрать четыре очка до старта ракеты. Побеждает тот, кто улетает на ракете.

«Заполни квадрат».

Цель: развивать умение упорядочивать предметов по различным признакам.

Материал: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Правила игры. Первый игрок кладёт в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например, красный квадрат, зелёный круг, жёлтый квадрат.

Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.

«Поросята и серый волк».

Цель: развивать пространственные представления; повторение счёта и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве — неизвестном государстве — жили-были три брата-поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф - Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил домик из кирпича. Каждый из поросят жил в лесу в своём домике. Но вот наступила осень, и пришёл в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошёл серый волк.)». Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришёл к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошёл по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежала к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошёл к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там никого нет, кроме двух палок, рассердился ещё больше, взял эти палки и пошёл к Наф-Нафу. Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и понят что он не может его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял её и голодный ушёл из леса. (Сколько палок унёс с собой волк?)». Если волк попадает к Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку у домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

«Примеров много — ответ один».

Цель: изучить состава чисел; формировать навыки сложения и вычитания в пределах десяти.

Материал: набор карточек с числами.

Правила игры. Игра имеет два варианта.

1. Играют двое. Ведущий кладет на красный квадрат карточку с любым однозначным числом, например, с числом 8. В жёлтых кругах уже обозначены числа. Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7, 5, 4. Если игрок не допустил ошибки, то он получает очко. Затем ведущий меняет число в красном квадрате, и игра продолжается. Может случиться так, что чисел в красном квадрате окажется мало и нельзя по указанным правилам заполнить пустые круги, тогда игрок должен закрыть их перевернутыми карточками. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.

2. Ведущий кладёт карточку с числом на красный квадрат и сам же дополняет до него числа 2, 1, 3, 4, т.е. ведущий заполняет пустые круги, умышленно допуская кое-где ошибки. Второй игрок должен проверить, кто из нарисованных птиц и зверей допустил ошибку, и исправить ее. В красный квадрат можно класть карточки с числами 5, 6, 7, 8, 9, 10. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает тот, кто обнаружит и исправит ошибки.

«Торопись, да не ошибись».

Цель: закрепить знания состава чисел первого десятка.

Материал: набор карточек с числами.

Правила игры. Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, большим пяти. Каждому из двух играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось то число, которое помещено в круг. Если нельзя подобрать числа, удовлетворяющие данному условию, то игрок должен перевернутой карточкой закрыть «лишний» пример. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Игру можно продолжить, заменив числа в круге (начиная с пяти).

«Рассели ласточек».

Цель: упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.

Материал: вырезанные карточки с числами.

Правила игры. Играют двое. Необходимо разместить в два домика ласточек, которые сидят по рядам (на проводах горизонтально), а затем ласточек, сидящих по столбцам (вертикально). Игроки выбирают любой ряд ласточек: или ласточек на проводах и соответствующие им два домика слева и справа, или ласточек и соответствующие им домики сверху и снизу. Затем первый игрок закрывает карточкой с числом свой домик. Число показывает, сколько птиц будет проживать в домике. Второй игрок должен расселить остальных птиц этого ряда или столбца. Он тоже закрывает свой домик карточкой с соответствующим числом. Необходимо перебрать все способы размещения птиц. Затем выбирается следующий ряд или столбец, и первым закроет свой домик второй игрок, а первый покажет карточкой число птиц, которые остались. Выигрывает тот, кто найдёт больше способов расселения птиц в два домика.

«Раскрась флаги».

Цель: упражнять детей в образовании и подсчёте тех или иных комбинаций предметов.

Материал: вырезанные зелёные и красные полоски, цепочки из букв К и 3.

Правила игры. Играют двое. Каждый играющий должен с помощью пяти полосок — трех красного цвета и двух зелёного цвета - выложить флаги. Вот один из способов образования такого флага: КЗККЗ. Остальные девять способов необходимо найти. Для удобства сравнения можно построение каждого флага сопровождать цепочкой букв К и 3, где буква К обозначает красную полоску, а 3 - зелёную. Так, построенный на образце флаг можно обозначить цепочкой КЗККЗ (последовательность цветов указывается слева направо). Итак, каждый игрок должен найти свои способы образования флага и каждый из способов обозначить соответствующей цепочкой букв. Сравнивая цепочки букв, легко определить победителя. Выигрывает тот, кто найдёт больше способов.

«Цепочка».

Цель: тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Материал: квадратные карточки с числами и круглые карточки с заданиями на сложение или вычитание чисел.

Правила игры. Играют двое. Первый игрок выставляет карточку с любым числом в пустой квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные квадраты карточками с числами, а каждый круг круглой карточкой с соответствующим заданием на сложение или вычитание, чтобы при движении по стрелкам все задания были выполнены правильно. Если второй игрок не ошибся при выставлении карточки, то он получает очко, а если ошибся, то теряет очко. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Дерево».

Цель: формировать классифицирующую деятельность (таблица -  классификации фигур по цвету, форме и величине; таблица - по форме, величине, цвету).

Материал: два комплекта «Фигуры» по 24 фигуры в каждом (четыре формы, три цвета, величины). Каждая фигура - носитель трёх важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия этих трёх свойств: красный, большой прямоугольник; жёлтый, маленький круг; зелёный, большой квадрат; красный, маленький треугольник и т. п. Перед тем как использовать игровой материал «Фигуры», необходимо хорошо изучить ого.

Правила игры. На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмём, например, зелёный

маленький прямоугольник и начнём двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображён прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше ёлочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой — маленькая. Значит, мы пойдём по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зелёный прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Комплект фигур разделяют пополам между двумя игроками, делающими поочередно свои ходы. Число фигур, поставленных каждым из игроков не там, где они должны «вырасти», определяет число штрафных очков. Побеждает тот, у кого это число меньше. Игра, проводимая на основании рисунка второй таблицы, проводится по таким же правилам.

«Сколько вместе».

Цель: формировать у детей представления о натуральном числе; усвоение конкретного смысла действия сложения.

Материал: набор карточек с числами, набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Ведущий кладёт в зелёный и красный круги определённое число фигур (круги, треугольники, квадраты). Второй играющий должен пересчитать фигуры в этих кругах, заполнить соответствующие квадратики карточками с числами, между ними положить карточки со знаком «плюс»; между вторым и третьим квадратиками поместить карточку со знаком «равно».

Затем надо узнать количество всех фигур, найти соответствующую карточку и закрыть ею третий пустой квадратик. Дальше игроки могут поменяться ролями и продолжить игру. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

«Сколько осталось?».

Цель: развивать навыки счёта предметов, умение соотносить количество и число; формировать у детей конкретного смысла действия вычитания.

Материал: числовые карточки, набор геометрических фигур.

Правила игры. Один из играющих кладёт определённое число предметов в красный круг, затем в зелёный. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри чёрной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно». Затем определить, сколько предметов осталось в зелёном круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

«Каких фигур недостает?».

Цель: упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Материал: большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат) трёх цветов.

Правила игры. Играют двое. Распределив между собой таблички, каждый игрок должен проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трёх цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нём недостает большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом. Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым жёлтым квадратом, а в третий ряд — большой круг с малым красным кругом (усложнение по сравнению с игрой 8). Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Затем играющие обмениваются табличками. Игру можно повторить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

«Как расположены фигуры?».

Цель: упражнять детей в анализе групп фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой.

Материал: набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).

Правила игры. Каждый игрок должен внимательно изучить расположение фигур в трёх квадратах своей таблички, увидеть закономерность в расположении, а затем заполнить пустые клетки последнего квадрата, продолжив замеченное изменение в расположении фигур. Первый игрок должен увидеть, что все фигуры в квадратах смещаются на одну клеточку по часовой стрелке, а второй игрок должен обратить внимание на фигуры, стоящие на одинаковых местах, т.е. слева вверху стоят два треугольника и один прямоугольник, а справа внизу два прямоугольника и один треугольник. Значит, слева вверху надо расположить прямоугольник, а справа внизу — треугольник. Для заполнения двух других клеток пригодна эта же закономерность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.

В статье описываются этапы формирования навыков моделирования у детей дошкольного возраста. Представлены виды моделей, использующихся в дошкольном образовании. Приводятся примеры из практики МДОУ №21 ...

Организация проведения логико-математических игр в старшем дошкольном возрасте

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка...

Статья: Организация исследовательской логико-математической деятельности в старшем дошкольном возрасте.

В статье раскрываются некоторые аспекты, проблемы и актуальность исследования взаимосвязей логико-математической деятельности детей и их полноценного развития...

картотека логико-математических игр для детей дошкольного возраста 4-7 лет

картотека логико-математических игр для детей дошкольного возраста 4-7 лет....

Картотека логико – математических игр для старшего дошкольного возраста

Картотека логико – математических игр для старшего дошкольного возраста...