Статья: " Игра и математика в жизни дошкольника"
статья по математике

Бажанова Наталья Сергеевна

Одним из эффективных путей воспитания у дошкольников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. В играх различные знания и новые сведения ребёнок получает свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым для понятия детей, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие  - важные психологические показатели игры.

    Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка , как к обучению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_i_matematika.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и математика в жизни дошкольников

 

Одним из эффективных путей воспитания у дошкольников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. В играх различные знания и новые сведения ребёнок получает свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым для понятия детей, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие  - важные психологические показатели игры.

    Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка , как к обучению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом.

     В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.  В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

   Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры ( даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.

    Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у дошкольников ( восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на занятиях.

    Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности  сходство и различие между ними и т.д.  В этом смысле игра носит обучающий характер.

   С другой стороны, неотъемлемым элементов дидактической игры является игровое действие. Внимание ребенка направленно именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются детям не постой забавой, а интересным, необычным занятием.

   На занятиях по математике дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач: воспитатель должен дать детям знания, соответствующие программе по математике; он должен их научить самостоятельно приобретать знания, проявлять интерес к данному предмету.

 К организации игр можно предъявить определенные требования.

  •  Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности детей.
  • Игра должна быть доступной для детей данного возраста, цель игры – достижимой, а оформление – красочным и разнообразным.
  • Обязательный элемент игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  • В играх желателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит  к повышению самоконтроля ребёнка, к чёткому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации детей.

В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ребенка к деятельности.

  • Особо важна роль активности детей во время проведения игры. В противном случае  педагог не получит желаемого результата от занятия.
  • Говоря о большом воспитательном  и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль педагога при их организации.

         Прежде всего , воспитатель должен положить начало творческой работе детей, но контроль и руководство воспитателя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе будет уничтожена самая сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности ребёнка.

Постепенно  педагог может ( в зависимости от возраста детей) отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным детям.

    Дидактические игры должны быть очень разнообразными , как по содержанию, так и по форме проведения.

  Классифицируя математические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить три типа игр: творческие игры,  игры – соревнования и игры с раздаточным материалом. Примеры таких игр можно найти в разнообразной литературе, адресованной воспитателям детского сада.         Например: 

  • Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Игры и тесты для детей 5-7 лет. Харьков: «Фолио», 1997.
  • Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе М: «М.-Синтез», 2011.
  • Минкевич Л.В. Математика в детском саду. М: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  • Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М: «Просвещение», 1990.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Значение физической культуры в жизни дошкольника"

Каждый родитель хочет вырастить своего малыша здоровым, весёлым, физически крепким. Но как это сделать, какими путями? Обратиться в данной статье имено к этой проблеме меня побудило наблюдение за педа...

Статья «Игры и игрушки в жизни и развитии дошкольника»

Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Многие дети любят играть в мелкие игрушки и обязательно их должно быть много. Другие наоборот, предпочитают большие, мягкие, шумные и т.д. Есть дети, которые ...

Математика в жизни дошкольника в форме деловой игры.

Привлечь внимание педагогов  к рассматриваемой проблеме, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Способствовать творческому поиску....

Математика в жизни дошкольника в форме деловой игры.

Привлечь внимание педагогов  к рассматриваемой проблеме, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Способствовать творческому поиску....

Статья «Игры и игрушки в жизни и развитии дошкольника»

Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Многие дети любят играть в мелкие игрушки и обязательно их должно быть много. Другие наоборот, предпочитают большие, мягкие, шумные и т. д. Есть дети, которые...

Статья «Игры и игрушки в жизни и развитии дошкольника»

Статья«Игры и игрушки в жизни и развитии дошкольника»...

Статья «Игры и игрушки в жизни и развитии дошкольника»

Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Игра развивает ребенка. С помощью игры дети становятся более общительными, внимательными, посушными. В каждой игре устанавливаются какие нибудь правила. Это д...