Комплекс игр и упражнений по познавательному развитию
методическая разработка по математике (средняя группа)

Кудинова Зинаида Александровна

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящие психику детей, делающие их жестокими, бесчеловечными. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения и развития познавательных действий. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми, а игра для ребёнка – это лучшая сфера развития познавательных действий, её процесс всегда удовольствие.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_nipkro_igry.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

«КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Выполнила: Кудинова Зинаида Александровна

Программа " От рождения до школы"

Задачи образовательной деятельности:

1. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.

2. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов( цвет, размер, вес); подбирать предметы по 1-2 качествам(цвет, размер, материал).

3. Продолжать расширять  умение детей с обобщенными способами исследования разных объектах с помощью сенсорных эталонов(цвет, форма, величина).

4. Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.

5. Обогащать социальные представления о людях — взрослых и детях:

особенностях внешности,  отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.

6. Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.

7. Развивать элементарные представления о родном городе и стране.

8. Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.

ИГРЫ 

 Дидактические игры по познавательному развитию

«Занимательная математика»

(Средняя группа)

1. «Укрась бабочку»

Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету.

Правила игры:Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. Выбрать из кружков разного цвета круги одного цвета и  украсить крылышки бабочек кружками  одного цвета.

Оборудование:Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Игровые действия: воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

Результат: в конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее. К каждой бабочке подобраны кружки одного цвета.

2. «Почини одежду зайчатам»

Цель: развивать умение выделять цвет и форму как особые свойства предметов. Закреплять умение классифицировать однородные предметы по цвету и форме.

Правило игры: нужно подобрать заплатки такого же цвета и формы, что и дырки на одежде зайчат.

Оборудование:Игрушка зайчик, одежда из картона, заплатки  разных цветов.

Игровые действия: воспитатель рассказывает детям о беде, которая приключилась с зайчихой: купила она своим зайчатам подарки – платья, шорты, рубашки, юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает одежду из картона). Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчихе: подобрать заплатки и залатать дырки. Уточняет, на какие геометрические фигуры похожи дырки на юбочках и шортах.

Результат: подобраны все заплатки к дыркам на одежде зайчат.

3.«Кто больше назовёт действий»

Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Активизировать словарь детей за счет слов действий.

Правила игры: Назвать профессии и действия, которые предполагает профессия.

Оборудование: Иллюстрации профессий, фишки.

Игровые действия:

Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Никиты лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает продавец? Дети – продает, отрезает, расставляет, и др. Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы.

Результат: За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек. Подобраны ко всем перечисленным профессиям слова означающие действия.

4. «Угадай по описанию»

Цель: формирование умения сравнивать по признакам предмета.

Правила игры: найти сходства и различия предметов.

Оборудование: Картинки снеговиков.

Игровые действия: воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.

Посмотрите на лица снеговиков. Они? У каждого два глаза и оранжевый нос.

На головах? Головные уборы разного цвета.

В руках?

Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.

.

Результат: умеют находить свойства и различия предметов.

5. «Найди в букете такой же листок»

Цель: развитие умения сравнивать предметы.

Правила игры: найти листок, который подходит данному цветку.

Оборудование: Букеты из листьев деревьев.

Игровые действия:

вариант 1: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

вариант 2: ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист.

Игровые действия:

вариант 1: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

вариант 2: ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист.

Результат: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев.

 Упражнения по познавательному развитию

"Занимательная математика"

(Средняя группа)

1. Упражнение "Выполни рисунок"

Цель: развивать умения пользоваться пользоваться геометрическими фигурами , развивать воображения.

Правила:

Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п..Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении. 

Даны графические изображения 2-4 данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы. 

Оборудование: Лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги .

Игровое действие: Двоим воспитанникам предлагается выполнить рисунок в две руки. Первый ученик делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй воспитанник, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

Результат: Выполнить рисунок в паре с использованием геометрических фигур.

2. Упражнение "Волшебники" (рисование эмоций, чувств)

Цель: Развивать у детей эмоциональности и творческого воображения.

Правила: Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника». Нарисовать настроение на заготовленных шаблонах "мордочек".

Оборудование: Изображение с двумя волшебниками, шаблоны с мордочками разных эмоций.

Игровое действие:Воспитаннику предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

Результат: Нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».

3. Упражнение "Сложи картинку"

Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение из геометрических фигур.

Правила: Сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.

Оборудование: готовые изделия(из картона) вырезанные в форме геометрических фигур .

Игровое действие: Воспитатель раздает готовые изделия в форме геометрических фигур, тем временем дети выкладывают картину .

Результат:  Сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.

4.  Упражнение «Сочиняем сказку»

Цель: Развитие речи по средствам сочинительства, учить детей сочинять сказку с помощью иллюстраций.

Правила:  Придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Оборудование: Иллюстрации три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса.

Игровое действие: Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений  три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса .  Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Результат: Придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

5. Упражнение "Геометрические фигуры"

Цель: Учить определять геометрические фигуры на картинке, развивать внимание.

Правила:Предоставляют детям  карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Нужно определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов.

Оборудование: карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур.

Игровое действие: Воспитатель дает детям карточки с рисунками состоящих из геометрических фигур, детям нужно определить сколько геометрических фигур на карточке и какие фигуры изображены.

Результат: Определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений по познавательному развитию "ДИДАКТОЛОГиЯ"

Предназначена для реализации психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности  увоения программы Детского сада и детей с нормальным развитием...

Картотека игр и игровых упражнений по познавательному развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Учить детей соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение,активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.Закрепить знания о разных видах предметов: игрушки, мебель, одеж...

"Занимательные задания и упражнения на познавательное развитие дошкольника"

Вечный вопрос любого родителя дошкольника:"как и чем занять ребенка с пользой дома?"У нас есть несколько идей, с котор ыми мы с Вами непременно поделимся.Есть секрет-чем больше играют наши д...

Комплекс игр и упражнений,направленный на развитие психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе

Разработанный комплекс игр и упражнений будет способствовать развитию психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, а соответственно сформирует предпосылки к уче...

Комплекс упражнений, направленных на развитие познавательно-исследовательских умений.

Комплекс упражнений на развитие познавтельно - исследовательских умений....

«Интерактивные игры и упражнения в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Интерактивные игры и упражнения в познавательном развитии детей дошкольного возраста»...