Картотека дидактических игр в подготовительной группе по математике
картотека по математике (подготовительная группа)

Герасимова Надежда Александровна

Картотека дидактических игр по математике в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did_igr_po_matem_i_chast.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр по математике

в подготовительной группе

«Незнайка в гостях» №1

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

 Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.      

Содержание.  Воспитатель обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

«Художники» №2

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Содержание. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

«Матрешки» №3

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

«Подбери фигуру» №4

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

«Встань на свое место» №5

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке

«С одним обручем» №6

Цель: формировать представление об отрицании с помощью частицы «не».

Материал. Обручи разных цветов, фигуры разных цветов.

Содержание. Вариант 1. В. предлагает положить все красные фигуры внутри обруча, все остальные вне него. Какие фигуры внутри обруча? (красные). Вне обруча? (зеленые, желтые). А как назвать их одним словом? (не красные).                                                                                                           

Вариант 2. В. предлагает положить внутри обруча желтые фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не желтые).                                                                                                         

Вариант 3. В. предлагает положить внутри обруча квадратные фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не квадратные)

«Поездка» №7

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

Материал. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких.

Содержание. В. рассказывает: «Ребята, в детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими треугольниками, а мальчиков большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше)? Почему некоторые дети подумали, что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 больше 8.» 0дин ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под один. В.заключает: « Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше, надо считать предметы и сравнивать их число».

«Подумай и закрась» №8

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

Содержание. Детям дается задание зажечь огни в доме: в первом этаже столько, сколько квадратов нарисовано справа от домика, во втором столько, сколько нарисовано треугольников.

«Кто быстрее подберет коробки» №9

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Материал. 6-8 коробок разного размера.

Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

«Поставь блюдце на место» №10

Цель: упражнять детей в счете.

Содержание. В. спрашивает: «Как узнать, сколько блюдец надо принести,   чтобы каждую чашку поставить на блюдце?» Одному ребенку он предлагает сосчитать чашки, другому отсчитать и принести 7 блюдец, третьему - проверить, хватит ли блюдец для того, чтобы на них поставить чашки.

«Найди нужную картинку» №11

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами . Затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним мартышка, последним - мишка», или «В середине большой чайник, справа от него - голубая чашка, слева - розовая чашка» и т.д.

«Кто какого роста?» №12

Цель: установление отношений между величинами.

Содержание. В. вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

1. В подотовительную группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

 2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите. 

«Сломанная машина» №13

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Содержание. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

«Какое время года» №14

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности времен года. Отгадайте загадки:

Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома,

Зовут меня...(зима)

Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, движения полна,

Зовут меня ....(весна)

Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это

Вы все меня. Я ...        ,  ~   -  ,(лето)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен,

И елочек. Я ...        ,        .(осень)

Назовите по порядку названия времен года, начиная с весны. С лета. С зимы. С осени.

Прочитайте ребенку стихотворение «Времена года» А. Кузнецовой:

Придумала мать дочерям имена:

Вот — Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды —

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет Земля.

«Живые числа» №15

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Назови скорей» №16

Цель: формирование знании о днях недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

«Что звучит и сколько» №17

Цель: упражнять в порядковом счете звуков.

Материал. Барабан, металлофон, 2 палочки, бубен, погремушка, ширмочка.

Содержание. В. размещает на столе барабан, металлофон, палочки, бубен, погремушку. Предлагает детям сначала послушать, как звучит каждый инструмент, затем ставит ширмочку и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Надо будет угадать, на каких инструментах я играла, и сколько всего было звуков? Педагог извлекает 3 звука. Ребенок отвечает: «Один раз вы ударили по барабану, 1 раз по металлофону, 1 раз палочкой, всего было три звука». Задание повторяется — педагог извлекает от 2 до 5 звуков.

«Сложи фигуру» №18

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают,  из  какого количества они составили фигуру.

«Помоги сосчитать» №19

Цель: упражнять в прямом и обратном счете.

Содержание. В. говорит: «Вчера вечером я купила морковь. Помогите мне сосчитать, сколько морковок у меня оказалось. Я буду помещать морковки ей наборное полотно, а вы тихонько считайте, сколько их стал. (Помещает 10 морковок). Сколько у меня морковок? Теперь я буду убирать «морковки в корзинку, а вы хором называйте» число морковок, которое остается на наборном полотне. Десять без одной — говорит В. - Девять - отвечают дети. И т. д. Кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1? (Вызывает нескольких детей).

«На что это похоже» №20

Цель: развитие умственных способностей.

Содержание. В. предлагает детям 9-10 картинок поочередно, дети говорят на что это похоже. Вне занятия в течение дня дети самостоятельно рисуют собственные картинки и предлагают другим детям сказать, на что это похоже.

«Нарисуй по описанию» №21

Цель: развитие внимания, воображения.

Содержание. В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его.

«Что получилось?» №22

Цель: развивать умение пространственной ориентировки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставьте точку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клетка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна клетка — вправо, две — вверх, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, две — вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна вправо, одна — вверх, одна — вправо, две — вверх, одна — вправо, одна — вверх».

«Угадай, какое число пропущено» №23

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

«Расскажи про свой узор» №24

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине –треугольник.

«Аэродром» №25

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.

Материал. Игрушки (самолеты, 5ракеты).

Содержание. В.: «Посмотрите, у меня на столе несколько самолетов. Это аэродром. Сколько у меня самолетов? . Как проверить правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют (…) самолетами? Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами? (выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром). Аналогично: «На космодроме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр для подготовительной группы в ДОУ

методический материал для работы с детьми дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для подготовительной группы

Дидактические игры являются эффективным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить актив...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

Картотека дидактических игрдля детей подготовительной группы по образовательным областям  ФГОСРечевое  развитие                      ...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

Картотека дидактических игр для детей подготовительной  группы  по образовательным областям  ФГОС...

Картотека дидактических игр для подготовительной группы

1 «Что вокруг нас?».Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, м...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи

Цель:Развивать умение детей делить слова на слоги.Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.Закреплять умение детей определять место звука в сло...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

собранные в картотеке игры направлены на развитие внимания, логического мышления, воображения, обогощение словарного запаса детей 6-7 лет...