картотека дидактических игр по фэмп в средней группе
картотека по математике (средняя группа)

Елена Анатольевна Степаненко

В картотеке  даётся полное описание  дидактических игр по фэмп в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного    учреждения «Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка»  г. Невинномысска

                                                    КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  по ФЭМП

В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ

                                                                     Составила : Степаненко Е.А.

« Количество и счет»

1. Дидактическая игра: « Божьи коровки»

Цель: закрепить знание цифр и счёта до 5 .

Материал: лист с цифрами и божьи коровки.

Ход: Посчитайте, сколько у божьей коровки точечек найди такую цифру.  Наложите по  количеству.

 

2. Дидактическая игра: «Точечки»

Цель: закрепить счёт закрепление навыков счета, состава числа; развитие зрительного восприятия, логического мышления.

Материал: разрезные карточки.

Ход игры: детям предлагается выложить цветную дорожку, а разложить карточки по порядку, в пределах 5-ти или 10-ти. Точки на разрезных карточках могут располагаться по-разному, это развивает внимание.

3.Дидактическая игра: "Собери фигуру" (счётные палочки)

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

4.Дидактическая игра:  « Мои первые цифры»  

Цель: познакомит ребёнка с цифрами и числами, научит определять количество предметов с соответствующим числом, сравнивать количества.

В процессе игры у ребенка развиваются внимание, мышление, память, речь, формируются простейшие математические представления.

Ход игры: найти предложенные ведущим элементы, расположить в ряд по общему признаку.

«Геометрическая форма»

1.Дидактическая игра "Составь предмет"

 Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Материал:  Наборы разных геометрических фигур.

Ход игры: Раздаются образцы - карточки и предлагается составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты.

Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.                                              

2.Дидактическая игра: "Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы. 

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

3.Дидактическая игра:  « Носики - курносики»

Цель: размещение деталей по носу и цветам геометрических форм, развивать внимание.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур сочетанием их по цвету. Дети должны внимательно  накладывает на свою карточку так, чтобы фигура  с правильным носиком и цветом совпала, с нарисованной.

4. Дидактическая игра: «Домино»

Цель: закрепить геометрические фигуры.

                                 

5. Дидактическая игра: « Весёлые человечки»

Цель: знание геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Определение цвета.

Материал: образцы и геометрические формы

6. Дидактическая игра: « Мороженое»

Цель: развитие внимания, сосредоточенности, закрепление цветов, выполнение по образцу.

Материал: карточки с образцами мороженного и круги разного цвета.

Ход игры:  Детям раздают карточки, на которых  изображены  мороженое. По образцу украшают своё мороженное  геометрическими  фигурами  по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры.

7. Дидактическая игра: « Форма и цвет»

Цель: знание геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Определение цвета.

Ход игры Детям раздают карточки, на которых  изображены разные сюжеты, надо подобрать определённую геометрическую фигуру по цвету и  форме.

8. Дидактическая игра: « В мире Формы»

Цель: закрепить форму.

Ход игры: находить карточки с соответствием формы.

9. Дидактическая игра: « Весёлая логика»

Цель: развивать логическое мышление, образное и аналитическое мышление, совершенствуются зрительно-пространственное восприятие и зрительная память. Формируется умение разделять предмет на части и соединять части в целое.

Ход игры: Половинки карточек с деталями предметов перемешивают и раскладывают в центре игровой поверхности рисунками вниз. Игроки делятся на пары, затем берут себе по одному элементу с игровой поверхности и определенное время внимательно рассматривают. После чего обмениваются своими элементами в парах и в порядке очереди задают друг другу вопросы о том, что и как изображено на элементе.
Задача каждого игрока - составить и задать сопернику 5 вопросов и, в свою очередь, ответить на 5 его 

 10. Дидактическая игра: « Найди фигуру»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур и цветов.

Ход игры: предлагается по форме найти соответствующую фигуру.

11.Дидактическая игра: « ЭВА блоки»

Цель: учить из крупных геометрических фигур создавать различные конструкции. Развивать  мелкую моторику.

Ход:  Детям предлагаются блоки для самостоятельного построения.

12.Дидактическая игра  "Узнай и запомни"

Цель: развивать внимание и память.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д.), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.

Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит нарисовать . то что было у него на карточке. По мере усвоения игры детям усложняем (4-5 форм).

13.Развивающая головоломка

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур)

        «Величина»

1.Дидактическая игра: "Широкое - узкое"

Цель: продолжить  формировать представление «широкое - узкое».

Ход игр:  На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

2. Дидактическая игра: "Кто скорее свернет ленту"                    

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Материал: ленты разной длины.

Ход игры: предлагается детям научиться свертывать ленту и показывает  как это надо сделать, дает каждому попробовать. Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту.

3. Дидактическая игра: "Какие бывают фигуры"

Цель: закрепить формы: овал, прямоугольник, треугольник, квадрат. Давать  их в паре с  квадратом - треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал:  крупные  и поменьше картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг.

Ход игры: Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.    

«Ориентировка в пространстве»

1.Дидактическая игра: "Сделай столько же движений"

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Ход игры:

Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

2.Дидактическая игра: "Ищи и находи"

Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Ход игры. Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

3.Дидактическая игра:  "Справа как слева"

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры: По заданию воспитателя дети на листе рисуют геометрические формы: например слева круг, справа квадрат и т.д.

4.Дидактическая игра:  "Расскажи про свой узор"

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

5.Дидактическая игра:  "Назови свой автобус"

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Ход игры: Ставятся на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями.  Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят свой автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

6.Дидактическая игра "Стань на место"

Цель:  упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Ход игры:  По очереди вызываются  дети, говорят, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

  7.Дидактическая игра «Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Ход игры: объяснение  задания: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения.  Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

 

« Ориентировка во времени»

1.Дидактическая игра: "Когда это бывает" 

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры. Дети рассматривают картинки, делают выводы. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из - какого - либо стихотворения

 Затем воспитатель перемешивает картинки и потом вместе с детьми  располагает их в порядке следования действий суток.                                      

                       

 2.Дидактическая игра: «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Ход игры: По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается. 5.        

3. Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»
Цель: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход: Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих:

 "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую

 "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …",

"Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …

1. Дидактическая игра: « Божьи коровки»

Цель: закрепить знание цифр и счёта до 5 .

Материал: лист с цифрами и божьи коровки.

Ход: Посчитайте, сколько у божьей коровки точечек найди такую цифру.  Наложите по  количеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе ДОО

Картотека дидактических игр в средней группе по формированию элементарных математических представлений....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы

Картотека дидактических игр для формирования и развития математических представлений для средней возрастной дошкольной группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

Дидактические игры по ФЭМП для детей средней группы, которое можно использовать в образовательном процессе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

quot;Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели". А. Маркушевич...

картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.и т.д....