Проект "Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей дошкольников"
проект по математике (старшая группа)

Дмитриева Ольга Александровна

Представлен паспорт проекта и презентация к проекту "Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей дошкольников" (старшая группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opisanie.docx54.28 КБ
Office presentation icon kyuizener_prezentatsiya.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 14 «Золотая рыбка» комбинированного вида   Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\pdpic11183625306.jpg

ПРОЕКТ

Тема: «Палочки Кюизенера как средство развития

математических способностей дошкольников»

Воспитатель старшей группы:

Дмитриева Ольга Александровна

2021 г.

«Учитесь мыслить, играя».

Е.Заика

Актуальность проекта

Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «почему? как? где?» ставят в тупик неискушенных взрослых.

Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования. Какие это мыслительные игры? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?

Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации.         Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

    Выготский Л.С. писал, что «центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию других функций и ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. Поэтому то, что выполняется автоматически, становится осознанным».

Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к  ребенку  и  его  развитию. Насущной стала  проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера,  рекомендованные  для обучения детей основам математики.

Выбор темы самообразования обоснован заказом детского сада «Теремок», где я работаю. В дошкольном учреждении приобретены дидактические материалы, авторские игры: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. Эти игры развивают гибкость мышления, учат логике. Планируется использовать технологии Кюизенера и Дьенеша в обучении  развития мышления и применять их в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе по математике. Тема востребована, именно это мотивировало меня на качественное выполнение работы по самообразованию.

          Целью данного проекта является создание условий для развития логического мышления с помощью авторской игры математического содержания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать у детей логическое мышление через авторскую игру палочки Кюизенера.
  • Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение.
  • Способствовать формированию у детей делать собственное умозаключение и доказывать решение данной задачи.
  • Развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и умение сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте).
  • Развивать зрительную память и мелкую моторику руки.

Предполагаемый результат:

  • На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.
  • Умеют использовать занимательный игровой материал как в непосредственно образовательной деятельности, так и  в играх самостоятельного характера.
  • Сформированы сенсорные эталоны и умение сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме.
  • Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средства математического развития дошкольников

В основе проекта лежат идеи Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. Колмогорова, В.А. Крутецкого, Л. М.Векнера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Г. Петрова, Ю. Т. Матасова, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Стребелевой и др., которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия индивида с социальной средой. На основе социокультурной теории была предложена теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления, формированием элементарных математических способностей можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Белошистая А.В. в книге «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» описывает две составляющие математических способностей: сенсорные способности (восприятие форм, размеров, количества, пространственного расположения), интеллектуальные способности (мышление: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и др.); при этом внимание, память, воображение выступают в качестве условий успешности математической деятельности дошкольников.
Согласно исследованиям А.В. Белошистой, эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:
основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);
для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.

В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.

Палочки Д.Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте

Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовалась система авторских игр с палочками Кюизенера. Апробация авторских игр проводилась на базе МАДОУ «Теремок» с детьми старшей группы «Звоночки».

Для результативного проведения этих игр были определены следующие этапы:

  1. Подготовительный (создание развивающей среды в группе, составление перспективного плана).
  2. Содержательный (использование игр по развитию элементарных математических представлений в индивидуальной работе с детьми и в свободной деятельности).
  3. Итоговый (открытый показ непосредственно образовательной деятельности с использованием палочек Кюизенера, консультации для  родителей и педагогов).

Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки и конфигурации. Детей привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов.
   Счетные палочки, так широко всем известные, служат не только как счетный материал. С их помощью в доступной пониманию ребенка форме можно знакомить детей с началами геометрии. Предложив рассматривать счетную палочку как единицу измерения, можно научить детей умению выделять элементы фигур и дать им количественную характеристику, можно научить строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздавать связи и отношения между ними.
   Играя со счетными палочками, принимая их за строительный материал, можно формировать у детей геометрические представления и развивать пространственное воображение. При этом не стоит забывать, что это прекрасный фундамент для развития мелкой моторики будущего школьника. В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действий с материалом развиваются такие качества мышления, как активность и самостоятельность. Задачи со счетными палочками нельзя решать каким-либо одним, ранее усвоенным способом, каждая задача в этом смысле уникальна.
  Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагаем игры на построение простых фигур.
На этом этапе дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь детям была представлена полная свобода действий и фантазии.
  В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров. Для закрепления знаний цветовой гаммы, по окончанию игры дети по моей просьбе складывали палочки в одну общую большую коробку в определенной цветовой последовательности: сначала все белые палочки, потом розовые, голубые, красные и т.д.
  Когда дети создавали постройки, отвечая на вопросы воспитателя, старались составить рассказ о том, что они хотят построить и как они будут это делать.
   Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими группами по несколько детей. Это оказалась наиболее удобная и продуктивная форма работы. Фронтальная работа сразу показала свою неэффективность, поскольку из-за большого количества детей, шума и невозможности педагогом охватить вниманием и контролем всех играющих детей, возможность оказывать помощь советами и практически.
 Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами.
   Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая воспитателем помощь детям была в касательной форме: «подумай еще раз, но по- другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений.
  По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных воспитателем; проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей.
   Палочками Кюизенера послужили своеобразной «Цветной алгеброй»: играя, дети учились кодировать и декодировать игру красок в числовые соотношения; обучаясь чередованию цветных полосок в узоре – учились составу числа; на основе игровых упражнений подошли к пониманию свойств чисел (чем больше числа, тем больше вариантов его разложения). Усвоению достаточно сложных математических представлений, формированию интереса к ним помогала игра – одна из самых привлекательных для детей форм детской деятельности.
  Палочки Кюинезера широко и часто использовались не только в свободной игровой деятельности, но и в процессе организованной формы обучения детей. Обязательным моментом на каждом НОД было обращение внимания детей на самые интересные построения детей с эмоционально-положительной оценкой. Словесное поощрение детей побуждало к созданию более сложных и разнообразных форм. Игровые упражнения со счетными палочками проводились, в основном, во второй половине дня, тогда у детей было достаточное количество времени для самостоятельной творческой деятельности.
  Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.
 Для того чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент заинтересованности для детей, например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры). Дети с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал мне в педагогической коррекции детей с низким уровнем активности и слабой заинтересованности к этому виду развивающей деятельности. В начале учебного года Семен, Даниил, Люба были малоусидчивы, не внимательны. На протяжении нескольких занятий, уделяя большее внимание их постройкам и привлекая внимание детей к их работам, давая детям положительные оценки их деятельности, удалось выработать в них самостоятельное желание играть с палочками. Постройки детей с каждым разом становились разнообразнее и усложнялись.
  Для закрепления устойчивого интереса были придуманы награды-символы: «Лучшему конструктору», «Самому старательному!», - которые вручались детям- победителям по итогам, подводимым в конце игры. Многие игры и упражнения со счетными палочками несли проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру «открывали» маленькие математические истины. Задача воспитателя состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Достигнутые результаты

Использование игр на основе Палочек Кюизенера разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений и повысило интерес детей к образовательной деятельности.
Таким образом, игры на основе Палочек Кюизенера целесообразно использовать для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических представлений.

Можно отметить, что дети стали более точно и подробно сравнивать признаки объектов, научились выявлять и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнения и обобщения.

Проводя анализ своей работы, приходим к выводу, что при систематической работе с детьми можно развить у них интерес к математике, творческие способности, гибкость ума и умение самостоятельно делать выводы.

Важным условием для реализации планов является ознакомление родителей с палочками Кюизенера  для закрепления полученных представлений дома.

Заключение

     Подводя итоги проведенной работы, можно отметить, что уровень развития логического мышления у детей значительно повысился.

    Наблюдается динамика развития у детей мыслительных процессов. Накопленный материал будет  использован в дальнейшей работе по теме.

    В дальнейшем продолжить работу по другим авторским играм, например,  «Игры Никитина».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: воспитатель старшей группы Дмитриева Ольга Александровна МБДОУ «Детский сад № 14 «Золотая рыбка» комбинированного вида Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Слайд 2

Вид проекта: информационно- практико-ориентированный. Срок реализации: 2020-2021 учебный год. Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы.

Слайд 3

Актуальность темы проекта Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном, наглядно-действенного и наглядно-образного. Помогают решить следующие задачи : Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету). Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине). Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда. Осваивать прямой и обратный счет. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания. Формировать умение делить целое на части и измерять объекты. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.), инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Слайд 4

Цель проекта: Создание условий для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью авторской игры математического содержания Палочки Кюизенера. Задачи проекта: Развивать у детей логическое мышление через авторскую игру палочки Кюизенера. Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение. Способствовать формированию у детей умения делать собственное умозаключение и доказывать решение данной задачи. Развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и умение сопоставлять предметы (по цвету, длине, высоте). Развивать зрительную память и мелкую моторику руки.

Слайд 5

Предполагаемый результат На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать. Умеют использовать занимательный игровой материал, как в непосредственно образовательной деятельности, так и играх самостоятельного характера. Сформированы сенсорные эталоны и умение сопоставлять предметы по цвету, размеру. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Слайд 6

Этапы реализации проекта Подготовительный (создание развивающей среды в группе, составление перспективного плана). Содержательный (использование игр по развитию элементарных математических представлений в индивидуальной работе с детьми и в свободной деятельности). Итоговый (открытый показ непосредственно образовательной деятельности с использованием палочек Кюизенера, консультации для родителей и педагогов ).

Слайд 7

Джордж Кюизенер Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. П алочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Слайд 8

Знакомство с геометрией с помощью палочек Кюизенера Здесь медь Серебро здесь Счетные палочки, так широко всем известные, служат не только как счетный материал. С их помощью в доступной пониманию ребенка форме можно знакомить детей с началами геометрии. Предложив рассматривать счетную палочку как единицу измерения, можно формировать у детей умение выделять элементы фигур и давать им количественную характеристику, строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздавать связи и отношения между ними.

Слайд 9

Первый этап, или знакомство детей с палочками Кюизенера Знакомство детей с данной математической игрой развивающего характера началось с использования её как игрового материала в группе. Дети играли с ними как с обыкновенными кубиками, палочками, конструктором, создавали различные постройки и конфигурации. Дошкольников привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. На этом этапе дети играли с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывало собственное воображение; с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты. Здесь детям была представлена полная свобода действий и фантазии. В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров.

Слайд 10

Методы и приемы работы с палочками Кюизенера Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и с небольшими группами детей во второй половине дня. Это оказалось наиболее удобной и продуктивной формой работы. Фронтальная работа показала свою неэффективность из-за большого количества детей, шума, невозможности педагогом охватить вниманием и контролем всех играющих детей. Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался элемент соревновательности. Детям предлагалось сделать постройку, выложить узор на соревновательных условиях, и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед ними творческие задачи. Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и проверять их, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая воспитателям помощь детям была в касательной форме: «подумай еще раз, но по-другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений и суждений ребенка.

Слайд 11

Второй этап работы с палочками Кюизенера На втором этапе палочки уже выступают как пособие во время организованной деятельности. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (отношений «больше-меньше», «право-лево», «между», «длиннее», «выше» и др.). Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей .

Слайд 12

Третий этап работы с палочками Кюизенера Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.

Слайд 13

Игровые упражнения с палочками Кюизенера 1. «Цветные коврики». Цель: Углубление представлений детей о составе числа из двух меньших чисел. 2 . «Играем с цветом». Цель: Развитие умения комбинировать цвет в рисунке. 3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Формирование у детей умения измерять объекты. Ознакомление с условными мерками. Закрепление состава числа. 4. «Дополни». Цель: Формирование умения сравнивать рядом стоящие числа. 5 . «Подбери цифру». Цель: Формирование умения соотносить количество предметов с цифрой. 6. «Цветные числа». Цель: Закрепление счета в пределах 10. 7. «По порядку становись». Цель: Упражнение в прямом и обратном счете. Развитие умения находить место числу в числовом ряде. 8. «Кто где живет». Цель: Формирование умения выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины. 9 . «Составь число». Цель: Ознакомление детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. 10 . «Больше - меньше». Цель: Формирование навыка употребления в речи не цвета палочки, а числа, которое оно обозначает. 11. «Найди дом для палочки». Цель: Совершенствование умения у детей соотносить цветные палочки с цифрами. 12 . «Конструирование цифр». Цель: Развитие умения изображать цифру разными способами.

Слайд 14

Повышение интереса к занятиям с палочками Кюизенера через использование альбома «Дом с колокольчиком» Для того чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент заинтересованности. Например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуру). Дошкольники с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности.

Слайд 15

Эмоциональный прием в работе с палочками Кюизенера Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал в педагогической коррекции детей с низким уровнем активности и слабой заинтересованностью к данному виду развивающей деятельности. Так, в начале учебного года Семен, Иван Д., Люба были малоусидчивы, невнимательны. На протяжении нескольких индивидуальных занятий, уделяя большее внимание их постройкам и привлекая внимание детей к работам, делая положительные оценки деятельности, удалось выработать самостоятельное желание играть с палочками. Постройки детей с каждым разом становились разнообразнее и усложнялись.

Слайд 16

Использование проблемно-поискового метода в работе с палочками Кюизенера Многие игры и упражнения со счетными палочками несли проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру, «открывали» маленькие математические истины. Задача воспитателя состояла в том, чтобы подвести детей к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Слайд 17

Достигнутый результат Использование палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в воспитательно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.

Слайд 18

Библиография Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизенера?.- игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.- Москва,2008 2. Дом с колокольчиком.- Альбом-игра для детей 4-5 лет. 3. Кростики. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера. «Посудная лавка». Детям 5-8 лет. 4. На золотом крыльце сидели.- Альбом-игра для подготовки к обучению в школе.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Палочки Кюизенера,как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"

Материал предназначен для педагогов и родителей, желающих в интересной нетрадиционной форме, через игру познакомить ребят с составом числа 10 из 2-х и более меньших. Трудная,неинтересная таблица сложе...

Презентация "Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"

Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математически...

Презентация на тему "Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста"

Игровое обучающие  пособие«Цветные  счетные палочки Кюизенера» В наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования   элементарных математиче...

Опыт работы Тема: «Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

Актуальность  Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, един...

Консультация для родителей "Счетные палочки Кюизенера, как средство развития математических способностей дошкольников"

Счетные палочки Кюизенера как дидактическое материал в освоении математических представлений детей дошкольного возраста....