Флексагоны -игры
занимательные факты по математике (подготовительная группа)

Кузнецова Анна Владимировна

Познакомить со свойвствами флексагонов и их видами : хексахексафлексагон, трихексафлексагоны, тритетрафлексагон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fleksagony_igry.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА С ХЕКСАХЕКСАФЛЕКСАГОНОМ

«ВЕСЕЛЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК»

Оборудование: разноцветные хексахексафлексагоны.

Цели и задачи

  1. Познакомить со свойствами флексагона: изменяется по цвету, форме.
  2. Расширять представление о свойствах флексагона.
  3. Развивать умение моделировать сенсорные эталоны форм, называть их (равнобедренный треугольник, трапеция, ромб и др.), перечислять геометрические фигуры, из которых можно построить половину, третью и шестую части флексагона.
  4. Закреплять навыки счета.
  5. Продолжать формировать понятие симметрии.

Ход игры

I        этап

При ознакомлении с флексагоном следует использовать прием
проблемной ситуации:  персонажем получен волшебный подарок, что с ним
делать — неизвестно. Нужно помочь персонажу.

Детям предлагается рассказать, во что можно играть с флексагоном.
Уточняется,  к какому классу можно отнести эту фигуру.

Воспитатель «случайно» складывает флексагон так, что он раскрывается.
Детям дается время поэкспериментировать с флексагоном.

II этап

Детям дается несколько минут для припоминания свойств флексагона,  задаются вопросы: «Как называется эта фигура?», «Чем она отличается от
обычного шестиугольника?», «Сколько она имеет сторон, вершин, углов?».

Предлагается сложить флексагон пополам, назвать получившуюся фигуру, сосчитать углы, назвать фигуры, из которых состоит трапеция (треугольник, ромб). Детям 5 лет предлагается выложить трапецию из реальных
геометрических фигур, более старшим детям — только назвать их.

Предлагается самостоятельно сложить ромб, сосчитать углы; раскрыть флексагон и рассказать о нем.

III этап

Вспомнить с детьми, что такое ось симметрии. Предложить показать и
сосчитать количество осей симметрии у флексагона. Показать их.

Исследовательская задача. Детям предстоит ответить на вопросы: «Если
вывернуть флексагон, изменится ли количество осей симметрии? Почему?».

Детям  предлагается  сложить флексагон пополам и сказать, сколько
одинаковых фигур получилось. Какие это фигуры? Сколько у каждой фигуры углов?

Сколько углов будет у двух трапеций, составляющих плоскость флексагона?
А сколько углов у флексагона?

ИГРА С ТРИХЕКСАФЛЕКСАГОНОМ

«ДВЕНАДЦАТЬ»

Оборудование: трихексафлексагоны на каждого ребенка. Первая плоскость флексагона — числа от 1 до 12; вторая — месяцы; третья — циферблат часов. Две часовые стрелки, большая и маленькая.

Цели и задачи

  1. Познакомить со свойствами трихексафлексагона.
  2. Закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 12.
  3. Расширять представления о временах года, сезонах и сезонных явлениях, о цикличности сезонных явлений и названиях месяцев.
  4. Дать представления о временных промежутках (минута, секунда).
  5. Активизировать знания о цикличности временных процессов; продолжать знакомить с циферблатом, с функциями часовых стрелок.

Ход игры

1        этап

Детям дается несколько минут, чтобы они рассмотрели и поиграли с флексатонами. Первая плоскость рабочая. Дети считают до 12 в прямом и обратном порядке, затем считают от заданного числа. Выворачивают флексагон, считают по памяти, проверяют результат.

II этап

Повторить название месяцев. Дети находят поверхность флексагона, которая наиболее подходит для этого. Каждому сезону принадлежит поле определенного оттенка. Дети несколько раз повторяют названия месяцев, ведя пальчиком от одного к другому, темп ускоряется. Педагог, а затем кто-либо из детей называют сезон, другие дети — месяцы, и наоборот.

III этап

Детям показывают секундомер, знакомят с временным отрезком —
секундой.

Отмечается, сколько времени понадобится для того, чтобы найти
скрытую сторону флексагона, полностью вывернуть флексагон.

Вызывается ребенок, который засекает время. Далее дети считают пятками до 60. Педагог показывает, как на циферблате отмечают минуты.

Дети тренируются называть минуты с использованием поверхности
флексагона с изображенным на нем циферблатом.

IV этап

Детям предлагается вспомнить, о чем они узнали на прошлом занятии (повторить последний пункт III этапа). Далее предлагается найти плоскость флексагона, которую можно использовать как часы. Дети показывают заданное значение времени по команде воспитателя.

ИГРА С ТРИТЕТРАФЛЕКСАГОНОМ

«УТРО - ДЕНЬ - ВЕЧЕР - НОЧЬ»

Оборудование: тритетрафлексагон со светлой (утро), темной (ночь) и скрытой, окрашенной двумя цветами (день, вечер) сторонами.

Цели и задачи

Уточнение, закрепление и конкретизация понятия «сутки» через подход «часть — целое».

Ход игры

Сначала педагог, затем каждый из детей,  раскладывая флексагон, называют последовательность частей суток (скрытая сторона флексагона отыскивается и складывается по горизонтальной оси симметрии, один из получившихся прямоугольников соответствует понятию «день», другой — понятию «вечер»). При выполнении задания закрепляется понятие «ось симметрии» и ведется развитие связной речи детей с помощью ответов на вопросы типа «Что ты (твои родители, друзья, домашние животные) делаешь в это время суток?».