Проект "Геометрия для малышей" (оригами)
проект по математике (старшая группа)

Целью данного проекта является развитие у детей математических представлений оригами как технологии конструирования, воспитание человека будущего, который  должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые сложности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объёмные формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektgeom.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города  Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

(дошкольное отделение)

Проект

Геометрия для малышей

(оригами)

Автор:

Ахахлина Галина Николаевна

Новосибирск 2020

Пояснительная записка

Целью данного проекта является развитие у детей математических представлений оригами как технологии конструирования, воспитание человека будущего, который  должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые сложности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объёмные формы.

Оригами способствует концентрации внимания, развитию конструктивного мышления детей, творческое воображение, так же стимулирует развитие памяти. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (квадрат, угол, сторона, диагональ и т. п.). У детей формируется культура труда. Так же оригами способствует созданию игровых ситуаций.

Анкетные данные показали – проект необходим потому, что большая часть детей (92%) хотят познакомиться с искусством  оригами, значением оригами, о его истории и разнообразии.

В группе будет оформлена выставка детских работ:

объемные модели геометрических тел из бумаги и картона,

 детские рисунки «Такие разные фигуры»

 Будет пополнен книжный уголок энциклопедической, художественной, практической литературой о художественных  средствах для изготовления и моделирования геометрических фигур и объемных  геометрических тел. Настольные игры («сложи узор», «сложи квадрат», «мозаика», «геометрическое лото»)

 Разработаны конспекты занятий, оформлены творческие выставки поделок, рисунков.

 Будут осуществлены следующие мероприятия: разработаны рекомендации родителям по изготовлению оригами с детьми, проведены творческие занятия: оригами, рисование; чтение энциклопедической, художественной литературы для детей.

 Будет проведена серия консультаций для родителей по данной теме.

               Проект будет реализовываться с детьми,  родителями.

               Всего в проект будет  вовлечено 18 детей, 36 родителей.

               Длительность проекта: один месяц. (Краткосрочный)

Описание группы

Приоритетным направлением в моей работе является математическое воспитание.

В группе проводится работа по развитию, созданию условий для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечению успешного развития способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребёнка.

 Большое внимание уделяю укреплению здоровья.

 В работе с детьми использую современные формы организации обучения. Занятия провожу по подгруппам и индивидуально в игровой форме.

 Весомый вклад в работу группы вносят родители. Вместе с ними провожу спортивные праздники, развлечения, творческие выставки. Стараюсь, чтобы в группе все развивающие зоны отвечали современным требованиям. Хорошо оснащены литературно – художественная зона, спортивная, творческая мастерская, природный уголок оснащен комнатными растениями по возрасту, методическим, дидактическим материалом, отвечающим современным требованиям.

 В настоящее время актуальной стала проблема  совершенствования умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

 Но чтобы показать детям значимость конструирования, владения техникой оригами мне пришлось изучить разную литературу, разных авторов, разные точки зрения.

 Материал, изложенный в этой литературе доступен для понимания и восприятия детей дошкольного возраста.

 Я решила создать дидактический набор «Объемные модели геометрических тел из бумаги и картона».

Дидактический материал будет постоянно пополняться новыми моделями.

В процессе реализации проекта  дети смогут:

 систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, и геометрических телах. Научаться самостоятельно, планировать и реализовывать  работу по моделированию и  конструированию геометрических фигур и геометрических тел.  

Постановка проблемы

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Анкетные данные выявления уровня развития конструктивных навыков детей 5 лет, через наблюдение показали (на начало учебного года), что у

43% - низкий уровень, 50% - средний уровень,7% - высокий уровень. Тема изучения бумаги, конструирования из бумаги по типу оригами и ее применение актуальна.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.

У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение поделок дома, чтобы закрепить знание базовых форм, привлечь к активному участию  детей интереса и бережного отношения к живой и неживой природе.

Искусство оригами как нельзя лучше позволяет использовать возрастные особенности детей дошкольников, создавать разнообразные программы курса математики, исходя из их возможностей. Еще в XIX веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения детей.

В наше время в Японии, США, России, ФРГ и других странах обучение геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в дошкольных учреждениях, начальных классах, но и в средней и высшей школах.

Большой вклад в научное обоснование математического воспитания дошкольников внесли выдающиеся мыслители  прошлого (Я.А. Каменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой), видные деятели в области дошкольного  воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е.И.Тихеева, Ф.Н.Блехер) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением его результатов.

В настоящее время проблема математического воспитания актуальна и трудна, т.к. в семьях не уделяется достаточного внимания математическому воспитанию. Редко какие родители  используют методические пособия, адресованные, как правило семье и показывают положительный пример изучения с детьми математического материала.                  В соответствии с Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации одной из основных задач стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».  В связи с этим, важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями. Очень важно помочь родителям выбрать ориентиры для воспитания детей. Усвоение и осмысление математических понятий детьми осуществляется   в процессе овладения ими общественно – историческим опытом, опытом семьи, по мере развития и приобретения чувственного опыта.            

 Мною были разработаны анкеты для детей и родителей. Обследовано 36 родителей и 18 детей.

  Анализ анкетирования показал, что 62% родителей не против изучать более глубоко искусство оригами (конструирование), но  информация должна быть адаптирована в соответствии с возрастом; 22% родителей ответили, что эта тема не доступна детям дошкольного возраста; 10% родителей затруднились ответить; 6% родителей отказались отвечать.

 При опросе детей, хотят ли они узнать больше об искусстве оригами (конструировании) ,о истории возникновения оригами, стране -  92% детей ответили, что хотят узнать; 8% не ответили ничего, не проявили интереса.

 На основании изложенного я поставила цель и задачи своего проекта.

 Цель: математического воспитания –   развитие у детей математических представлений оригами как технологии конструирования, воспитание человека будущего, который  должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

 Достижение цели связано с решением следующих задач:

  •   познакомить детей с искусством оригами
  • развитие интереса к моделированию и конструированию
  • развитие логического мышления
  • развитие коммуникативных способностей
  • развитие творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников
  • воспитание эстетического вкуса у детей при изготовлении поделок и композиций
  • воспитание аккуратности, самостоятельности

          Проект рассчитан на один месяц и будет проходить в четыре этапа. В проекте будут участвовать воспитатель группы, дети, их родители.

I – этап. Подготовительный. Рассчитан на одну неделю.

    Задачи

Вид

деятельности

Ответственные

Место и форма проведения

  Сроки

  1. Подобрать необходимую литературу по данной теме.

  1. Выявить знания родителей,

     детей об искусстве оригами      

Изучение методической, научной, художественной литературы; составление анкет.

Проведение анкетирования родителей, детей.

Приложение №1

Воспитатель группы.

Воспитатель группы.

Группа в дошкольном учреждении.

Родительское собрание.

Конкурс на лучшую идею поделки из оригами

февраль,

1  неделя

                    II – этап. (основной). Рассчитан на одну неделю.

    Задачи

Вид

деятельности

Ответственные

Место и форма проведения

  Сроки

  1. Способствовать повышению уровня знаний педагога о технологии оригами

  1. Подобрать детскую литературу по данной теме.

  1. Способствовать развитию интереса родителей к жизни ребенка в ДОУ.

  1. Создать дидактический материал

Изучение нормативных документов, методических рекомендаций научной, художественной литературы.

Список литературы по теме. Приложение № 5

Чтение художественной литературы, загадок, пословиц, стихов, разучивание физминуток.

Организация совместных мероприятий с участием родителей, детей, педагогов.

Подготовка наглядного материала: геометрические фигуры; домики для животных

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Воспитатель группы

Воспитатель группы, дети, родители.

Методический кабинет, библиотека, интернет ресурсы.

Группа в дошкольном учреждении.

МКДОУ, организация дидактических игр

Приложение № 4

МКДОУ, сбор дидактического материала.

Приложение № 3

Февраль, вторая неделя

III – этап.  (основной)  Рассчитан на одну неделю.

Задачи

Вид

деятельности

Ответственные

Место и форма проведения

Сроки

1. Организация игровой образовательной ситуации.

Провести занятие «Домик для любимого животного», с выполнением образцов оригами

Воспитатель группы

МКДОУ, выставка поделок. Приложение № 3

Февраль, 3 неделя

IV – этап.  Заключительный. Рассчитан на одну неделю.

Задачи

Вид

деятельности

Ответственные

Место и форма проведения

Сроки

1. Обобщить полученный опыт. Поделиться опытом с педагогами в ДОУ

Провести итоговое открытое занятие «Путешествие на планету Точных Фигур»

Воспитатель группы

МКДОУ, выставка рисунков, поделок, дидактического материала

Приложение № 3

Февраль, 4 неделя

Ожидаемые результаты.

         В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность МКДОУ мы ожидаем, что дети будут:

- знать специальные термины (книжка и т.д.), условные обозначения и уметь применять их при изготовлении поделки;

            - уметь  пользоваться  пооперационной  картой  и  применять  полученные знания в самостоятельной деятельности;

-знать геометрических понятия (угол, сторона, диагональ, середина,  и т.д.);

- знать математические отношения: цвет, форма, размер;

- знать базовые формы, как основу поделки;

- уметь  ориентироваться  на  плоскости  квадрата  и  треугольника, расположенных по разному;

- точные движения пальцев;

- развитие связной речи;

- выразительность речи, речевое общение между детьми;

- уметь анализировать;

- аккуратно выполнять работу.

                                                                                                                 Приложение № 1

Принцип

Создания дидактического материала

  1. Принцип научности: дидактический материал должен строиться на основе научной концепции.
  2. Принцип предметности: основу дидактического материала составляют предметы, изготовленные максимально сохраняющие подлинность форм, в доступной .для детей форме.
  3. Коммуникативно – информационный принцип: дизайн дидактического материала должен быть таким, чтобы информация легко воспринималась зрителями разного возраста.

                                                                                                                  Приложение № 2

Анкета

Для родителей

                                                          Уважаемые родители!

     Прошу вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Геометрия для малышей», с использованием технологии оригами.

  1. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема?

Да        нет    затрудняюсь сказать    мне безразлично

  1.  Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с технологией оригами, историей возникновения данного искусства?

Да, но информация по данной проблеме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.

Нет, эта тема для дошкольников недоступна их пониманию.

Затрудняюсь ответить.

Мне безразлично.

  1. Имеет ли ваш ребенок представление о технологии оригами?

Да        нет  затрудняюсь сказать   мне безразлично

  1. Какую из предложенных форм работы с детьми вы считаете наиболее приемлемой?

А) Оформление дидактического материала

Б) Создание альбома

В) Фотовыставка

Г) Ваш вариант

Спасибо!

                                                         Анкета для детей

  1. Вы знаете что такое оригами?

Да     Нет

  1. Вы хотите узнать где и когда возникло впервые искусство оригами?

          Да      Нет

  1. вы хотите узнать где можно применять технологию оригами?

Да    Нет

                                                                                                                 Приложение № 3

                                                Перспективный план

                    Проект «Геометрия для малышей» для детей старшей группы

Месяц,

неделя

Тема

Ознакомление с окружающим

Развитие речи

Художественная литература

Февраль,

1 неделя

«Я знаю геометрические фигуры»

Пр. сод.:

Уточнить готовность детей к выполнению деятельности с использованием технологии оригами.

Пр. сод.:

Предложить детям дидактические игры, с использованием конструкторов, лото, настольных игр, содержащих геометрические формы и тела. («Танграмм», «сложи узор», «сложи квадрат», «мозаика», «геометрическое лото»), LEGO, строительный материал и т.д.)

Афонькин С. Ю. «Уроки оригами в школе и дома»

Февраль,

2 неделя

«Что изменилось?

Чудесный мешочек

Кто быстрее найдет

Пр. сод.:

закрепить название геометрических фигур, развивать память, умение определять их на ощупь, упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Пр. сод.:

закреплять умение описывать геометрические фигуры, используя накопленный опыт; закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, используя названия геометрических форм и тел.

Колесникова Е.В. «Математика для дошкольников»

Февраль,

3 неделя

Образовательная ситуация «Домик для любимого животного»

– закрепить знания детей о геометрических формах и фигурах;

– развивать геометрическое мышление у детей;  умение мыслить и выражать свои мысли;

– развивать интерес к геометрии, к технологии оригами.

Пр. сод.:

Актуализация знаний

– Ребята, как вы думаете, какие дома были у животных в математической стране? (в форме разных геометрических фигур)

– А они были плоские или объемные?

– Какие объемные геометрические фигуры вы знаете?

3. Выдвижение гипотез.

Из чего мы можем построить дома? (из бумаги и картона)

– Как мы будем их строить? (сделаем из бумаги)

Пр. сод.:

Проверка решения.

– Где можно узнать как сделать куб, конус, цилиндр из бумаги? (посмотреть в книге, в Интернете, спросить у взрослых)

– У нас есть книга, которая называется «Оригами. Постигаем шаг за шагом " Анна Эм, в ней рассказывается о разных поделках из бумаги, в том числе и как сделать объёмные геометрические формы. Давайте в неё заглянем.

«Оригами. Постигаем шаг за шагом " Анна Эм,

Февраль,

4 неделя

Итоговое занятие «Путешествие на планету геометрических фигур»

- закрепить знание свойств предметов (форма, величина, цвет);

- закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева, внизу, вверху)

Пр. сод.:

Посетили на планете «Геометрических фигур» следующие станции:

- станция «Геометрическая»; (повторение г.форм)

- станция «Отгадай-ка»

( разгадывание ребусов: 100лб, 100п, 7я и др.)

- станция «Направление»; (закрепление навыков ориентировки в пространстве);

- станция «Построй замок»

(развивать умение моделировать из геометрических фигур разные конструкции домов для жителей планеты)

Пр. сод.:

развитие связной речи;

выразительность речи,

речевое общение между детьми;

уметь анализировать;

знать специальные термины и условные обозначения и уметь применять их

при изготовлении поделки;

Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»

                                                                                                                 

 Приложение № 4

Старшая группа

Что изменилось?

закрепить название геометрических фигур, развивать память.

  На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: " Что изменилось?"

шаблоны геометрических фигур

Чудесный мешочек

закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

мешочек с геометрическими фигурами.

Кто быстрее найдет

упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

 Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Воспитатель задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д. В заключение  воспитатель задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

Фигуры, предметы разной формы

Приложение № 5

Список использованной литературы:

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.

2. Эм Анна «Оригами. Постигаем шаг за шагом» /  Анна Эм. – Минск: Харвест, 2010. – 320с.

3. Программа «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

5. Колесникова Е.В. «Математика для дошкольников»/- Москва, 2002. – 206с.