РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ
консультация по математике

Шмарова Татьяна Владимировна

Ценность дидактических игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_pri_formirovanii.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ

Шмарова Татьяна Владимировна, воспитатель

МБОУ гимназия "УВК №1" структурное подразделение - детский сад.

      В дошкольной педагогике существует несколько подходов к классификации дидактических игр. Е.И. Удальцова предлагает деление дидактических игр по характеру используемого материала на:

1) Игры с предметами - это игры с дидактическими игрушками (бочонками, шарами, матрешками), мозаикой, различными природными материалами (листьями, семенами). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

     Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами.

     В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница становится, менее заметна. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраски предметов, различие в цветах.

2) Настольно-печатные игры могут представлять собой: парные картинки (игровая задача - подобрать картинки по сходству); лото (игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь); домино (в игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера); разрезные картинки и складные кубики.

3) Словесные игры - игры, направленные на формирование грамматически правильной, связной речи, обогащение словаря детей. В этих играх дети не только выбирают предмет и называют его, но и рассказывают о нем более подробно. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, обогащают словарный запас, развивают речь детей.

     А.И.Сорокина выделяет виды игр, сгруппированных по виду деятельности: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

     Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игровых действиях, становиться близким ребенку, радует его. Цель игры - путешествие - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находиться рядом, но не замечается ими. Игры - путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчает преодоление трудностей и достижение успеха.

     Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры - путешествия, но они проще по содержанию и короче по продолжительности. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать;

     Игры - предложения: «Что было бы», «Что бы я сделал?». Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

     Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровывать. Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопросов и заканчивается ими. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственного труда.

     Игры-беседы. В основе игр-бесед лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе  воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость этого общения, желание повторить игру. Ценности игры-беседы заключаются в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов.

Обязательным элементом дидактических игр является:

- Отражение учебного материала.

- Выделение игровых задач.

- Наличие правил.

- Действия играющих.

- Подведение итогов игр.

Выделяется классификация игр (по степени инициативы):

1. Игры, возникающие по инициативе детей - самостоятельные, режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей - организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

Дидактические игры, используемые в ДОУ для формирования у детей представлений о величине, с точки зрения цели:

- Дидактические игры на закрепление пройденного материала (данные игры я использовала в свободной детской деятельности);

- Обучающие дидактические игры (используются как само занятие, как часть занятия);

- Развивающие (при внесении детям развивающих игр необходимо сделать презентацию игры, объяснить детям правила и цели игры).

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.

Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Литература

1. Васильева Т. Дидактические игры и упражнения в системе сенсорного воспитания дошкольников. В сб.: Совершенствование умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Челябинск, 2010.

2. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника: учеб.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2015. - 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников представлений о величине.

Этот методический материал поможет педагогам в работе с детьми  разного возрастапо данной теме.В нем подобрана методика ознакомления дошкольников с величиной,предложены дидактические игры....

Формирование у дошкольников представлений о величине.

Этот методический материал поможет педагогам в работе с детьми  разного возрастапо данной теме.В нем подобрана методика ознакомления дошкольников с величиной,предложены дидактические игры....

«Формирование у дошкольников представлений о величине предмета»

Формирование у дошкольников представлений о величине создает  чувственную основу для овладения в последующем величиной  как  математическим ...

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТА.

Формирование у дошкольников представлений о величине предмета...

«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника....

Комплекс дидактических игр для формирования у детей представлений о величине у детей от 4 до 5 лет

Комплекс дидактических игр для формирования у детей представлений о величине у детей от 4 до 5 лет...