РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по математике (старшая группа)

статья "Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочеткова М.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад  №80 Невского р-на

Санкт-Петербурга

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Источником познания дошкольника является чувственный и интеллектуальный опыт. Но следует отметить, что такой опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.

В старшей  группе уточняются представления детей о некоторых промежутках времени - частей суток (утро, день, вечер, ночь); учат оценивать последовательность действий (была, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра). Под влиянием обучения формируются умения понимать и правильно обозначать протяженность времени (долго-недолго, давно-недавно), обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах.

В старшей группе продолжают обучать распознаванию пространственных направлений от себя: вперед, назад, налево, направо; в конце года они должны уметь обозначать положение того или иного предмета относительно себя (впереди - шкаф, сзади - стул, справа - дверь, слева - окно, вверху - потолок, внизу - пол, стена - далеко, стул - близко)

Математическое развитие детей старшей группы заключается в формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счете, части и целом. Они понимают, что число предметов не зависит от их величины, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счета (слева-направо или справа-налево). Эти представления помогают ребенку лучше ориентироваться в окружающей жизни, точнее выделять и оценивать особенности предметов и явлений, воспринимаемых им.

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.  

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», так считал В. А. Сухомлинский

Важно отметить, что в каждой игре есть упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, в том числе и математике.

Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных дидактических игр. Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы.

Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д. 

Большое количество исследований посвящено изучению дидактической игры (ее структуре, содержанию, классификации) определяющую ее роль в обучении дошкольников. Созданы сборники дидактических игр различной тематики, которые используются практическими работниками.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы: предметные (с дидактическими игрушками и материалами), настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок) и словесные игры (построены на словах и действиях играющих).

По способу организации дидактические игры деятельности делятся на: а) игры-путешествия (имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами, все обычное раскрывается через необычное, простое--через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное); б) игры-поручения (имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче); в) игры-предположения ("Что было бы..?" или "Кто быстрее сообразит?" требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей, имеют соревновательный элемент); г) игры-загадки  ( необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться--доставляет радость умственного труда,  развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения); д) игры-беседы (имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей,  часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру).

По формированию математических представлений дидактические игры можно разделить на следующие группы: а) игры с цифрами и числами («Путаница», «Назови соседей», «Кто первый назовёт», «Какой цифры не стало?»); б) игры-путешествия во времени («Живая неделя», «Двенадцать месяцев», «Круглый год», «Назови скорее»); в)  игры на ориентировку в пространстве (ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию) ; г) игры с геометрическими фигурами («Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «На что похоже?», «Посмотри вокруг»); д) игры на логическое мышление (входят игры на смекалку, в ходе решения каждой новой математической задачи старший дошкольник включается в активную мыслительную, поисковую деятельность, стремиться достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление)

Таким, образом, дидактические игры - эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется "в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах". Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии детей, учета их возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения дидактических игр.

Литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. .: Просвещение, 2011
  2. Смоленцева, А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987
  3. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. - -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005  
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»

В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образоват...

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников....

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников....

Роль игры в развитии математических способностей младших дошкольников.

Роль игры в развитии математических способностей младших дошкольников....