Дидактические игры (Цветовасприятие)
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Черевко Татьяна Григорьевна

Цвет играет важную роль в жизни человека. Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем знака-символа и в последнее время — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек увидел, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве — голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий самый далекий, а красный — самый теплый. Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символику значения цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры (Цветовасприятие)

«Найди цветок для бабочки»

Цель: учить называть и различать основные и дополнительные цвета.     Оборудование: Крупные цветы, выполненные из картона (основных и дополнительных цветов) – для наборного полотна; плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, со масштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей; по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.

Ход игры: Педагог расставляет на наборном полотне цветы разных цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание.

В конце занятия педагог подводит итог, дети называют цвета и показывают их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д.

«Помоги Незнайке собрать букеты

Цель: учить называть и различать основные и дополнительные цвета; формировать положительное эмоциональное отношение к игре с игрушками; ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.

Оборудование: Кукла-мальчик Незнайка, цветы разной окраски, подставки для цветов.

Ход игры: к детям приходит Незнайка с большим букетом цветов, спрашивает, красивые ли они и просит помочь разделить их на букеты для подарка друзьям. Незнайка достает один цветок и говорит, что один букет хочет сделать вот такой (например, синий). По его просьбе выходит один ребенок и выбирает из большого букета синие цветы. Затем Незнайка выбирает оранжевый цветок, и другой ребенок подбирает оранжевые цветы и т.д. Педагог обращает внимание детей, что у всех теперь букеты с одинаковыми цветами: в одном – синие, в другом – оранжевые и т.д. Все букеты красивые. Незнайка благодарит детей, забирает букеты и уходит. В игре могут участвовать все дети.

«Привяжи ленточки к шарикам»

Цель: учить различать теплые и холодные цвета; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование: Воздушные шары теплых и холодных цветов по количеству детей, цветные ленточки, под-носик для ленточек, бубен.

Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. Педагог вносит в группу сетку с уже надутыми воздушными шарами и говорит, что мы сегодня будем играть в игру «Привяжи ленточки к шарикам». Для этого нужно к каждому шару привязать свою ленточку, теплые цвета к теплым, к холодным цветам холодные, педагог показывает, как подбирать ленточку: берет один из шаров, выбирает ленточку того же цвета, прикладывает ее к шару («такая же, желтая» это – теплый цвет и т.д.), потом по очереди подзывает детей. Каждый получает шар, подбирает ленточку, а педагог помогает привязать ее к шару и говорит: «Какие у всех красивые шары с ленточками.

«Красивые платья»

Цель: учить различать цветовые оттенки и располагать их в порядке убывания или возрастания насыщенности.

Оборудование: Кукла, платья разных оттенков красного цвета.

Ход игры: Педагог вносит в группу куклу в красном платье, рассказывает детям, что кукла хочет красиво одеться, так, чтобы у нее все платья были разного оттенка красного цвета. Но сама она не может это сделать и просит помочь детей. Достает платья и раскладывает их на столе вперемешку. Дети подходят по одному и одевают куклу. В конце педагог подводит итог, что все платья красного цвета, но разного оттенка.

«Собери куклам бусы»

Цель: учить выполнять чередование цветов по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.

Оборудование: Кукла, крупные бусы трех цветов, цветные шнурки для нанизывания бус, шкатулка.

Ход игры: Педагог показывает детям бусы, чередующихся по цвету (например, красные, синие, зеленые). При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин (шариков) трех цветов, которые ритмично чередуются. Затем достает куклу и надевает на нее бусы. Педагог предлагает детям сделать такие же бусы и подарить их кукле. Каждому ребенку дают поднос с бусинами трех цветов, разноцветный шнурок. Педагог еще раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помогает им, указывая на ошибки и сопоставляя с образцом. Когда бусы нанизаны, дети кладут бусы в шкатулку. Куклы благодарят детей.

«Времена года»

Цель: учить детей сочетать цвета; формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определяющий цвет: у зимы – белый, у осени – желтый, у весны – зеленый, у лета – пестрый; развивать внимание, интерес к результату действий, целенаправленность.

Оборудование: Большой лист бумаги (голубой или серый фон) для панно, плоскостные изображения (трава; земля, покрытая снегом; земля, покрытая желтой травой и листьями; дерево с зелеными листьями; дерево, покрытое снегом; дерево с желтыми листьями; девочка в шубе, теплой шапке, валенках и варежках; девочка в осеннем пальто, шапочке, туфлях или сапожках; девочка в легком платье и туфельках с носочками), листы бумаги (половина альбомного) для детей, те же плоскостные изображения, но меньшего формата для каждого ребенка, подносы для расположения форм.

Ход занятия: 1-й вариант «Зима»

1-е занятие. Педагог располагает на доске лист бумаги и говорит детям, что сейчас они все вместе будут создавать красивую картину о зиме. Просит всех посмотреть в окно и сказать, какая сейчас земля – черная, зеленая или белая. Дети подходят к окну и говорят, что земля белая, покрыта снегом, потому что сейчас зима. Затем садятся на места, а педагог берет белую полоску бумаги и наклеивает на нижний край листа. Потом дети смотрят, снова в окно и рассматривают зимнее дерево, лишенное листьев и покрытое белыми хлопьями снега. Педагог выкладывает на столе плоскостное изображение трех деревьев (с зелеными листьями, с желтыми листьями и без листьев, на ветках снег), просит ребенка выбрать такое дерево, которое нужно для их картины – зимнее дерево. На лист наклеивается изображение дерева. Потом на столе раскладываются фигурки девочек в зимней, осенней и летней одежде. Педагог спрашивает, какая из этих девочек может пойти гулять зимой. Кто-либо из детей выбирает нужную фигурку девочки, и она также наклеивается на лист. Педагог рассматривает с детьми полученное изображение: «На картине зима. Все белое – земля, дерево. На земле и на дереве лежит белый снег. Холодно. Девочка надела теплую шубу, шапку, валенки, варежки и пошла гулять».

2-й вариант «Весна». Проводится так же: выполняется панно «Весна».

3-й вариант «Осень». Проводится так же: выполняется панно «Осень».

 «Какого цвета нет»

Цель: продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет; учить выделять эталоны светлого от белого к черному, активизируя внимание; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.

Оборудование: Мольберт, крупные карточки белого, черного, серого и т.д. цветов, лист белой бумаги.

Ход игры: Педагог располагает на мольберте и выкладывает на него в случайном порядке пять карточек (от белого до черного), просит назвать цвета. Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет. Игра повторяется, каждый раз педагог меняет местами карточки. В дальнейшем увеличивается количество карточек и их расцветка.

«Что бывает такого цвета»

Цель: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.

Оборудование: Наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, капуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника, крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый, лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.

Ход игры: Дети называют предметы определенного цвета, а педагог дает ребенку картинку с изображением правильно названного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не дается. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, они раскладывают картинки и называют их изображение. Например, ребенок говорит: «У меня лягушка, яблоко, огурец». – «Правильно, – говорит педагог, – они зеленые». Другой ребенок. показывает свои картинки: «Тут кузнечик, крокодил, листок и трава».– «Верно,– дает оценку педагог.– Посмотрите! Лягушка, листок, огурец, кузнечик бывают зеленые. У нас есть зеленая чашка, зеленая лейка, зеленая машина. А могут они быть красными? Да, могут. Их можно покрасить в любой цвет. А вот предметы природы бывают определенного цвета. Трава зеленая, снег белый».

«Цветик семицветик»

Цель: учить последовательно, располагать цвета. 

Оборудование: Кружки-серединки и лепестки разных цветов, поляна.

Ход игры: Ребята, посмотрите на полянку, как вы думаете, что не хватает на ней (цветов). Педагог – наверное, побывал ветер, все лепестки у цветов разбросал. Давайте все вместе наведём порядок на поляне, соберём цветы. Вот вам серединки цветов, какого они цвета? (уточнить цвет с каждым ребёнком). А какого цвета лепестки? (дети вместе с воспитателем уточняют, что лепестки и серединки разного цвета). Наши цветы будут необычные, а как в сказке «Цветик семицветик» все лепестки разного цвета. Соберем вот такой цветок – педагог показывает образец, выкладывает цветок (чередует цвета – красный, синий, желтый). Дети выполняют работу, педагог помогает индивидуально. Распустились здесь цветы небывалой красоты (дети любуются результатами своего труда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...