Дидактические игры (Цветовасприятие)
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Цвет играет важную роль в жизни человека. Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем знака-символа и в последнее время — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек увидел, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве — голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий самый далекий, а красный — самый теплый. Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символику значения цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры (Цветовасприятие)
«Найди цветок для бабочки»
Цель: учить называть и различать основные и дополнительные цвета. Оборудование: Крупные цветы, выполненные из картона (основных и дополнительных цветов) – для наборного полотна; плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, со масштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей; по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.
Ход игры: Педагог расставляет на наборном полотне цветы разных цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание.
В конце занятия педагог подводит итог, дети называют цвета и показывают их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д.
«Помоги Незнайке собрать букеты
Цель: учить называть и различать основные и дополнительные цвета; формировать положительное эмоциональное отношение к игре с игрушками; ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.
Оборудование: Кукла-мальчик Незнайка, цветы разной окраски, подставки для цветов.
Ход игры: к детям приходит Незнайка с большим букетом цветов, спрашивает, красивые ли они и просит помочь разделить их на букеты для подарка друзьям. Незнайка достает один цветок и говорит, что один букет хочет сделать вот такой (например, синий). По его просьбе выходит один ребенок и выбирает из большого букета синие цветы. Затем Незнайка выбирает оранжевый цветок, и другой ребенок подбирает оранжевые цветы и т.д. Педагог обращает внимание детей, что у всех теперь букеты с одинаковыми цветами: в одном – синие, в другом – оранжевые и т.д. Все букеты красивые. Незнайка благодарит детей, забирает букеты и уходит. В игре могут участвовать все дети.
«Привяжи ленточки к шарикам»
Цель: учить различать теплые и холодные цвета; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре.
Оборудование: Воздушные шары теплых и холодных цветов по количеству детей, цветные ленточки, под-носик для ленточек, бубен.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой лежат ленточки и бубен. Педагог вносит в группу сетку с уже надутыми воздушными шарами и говорит, что мы сегодня будем играть в игру «Привяжи ленточки к шарикам». Для этого нужно к каждому шару привязать свою ленточку, теплые цвета к теплым, к холодным цветам холодные, педагог показывает, как подбирать ленточку: берет один из шаров, выбирает ленточку того же цвета, прикладывает ее к шару («такая же, желтая» это – теплый цвет и т.д.), потом по очереди подзывает детей. Каждый получает шар, подбирает ленточку, а педагог помогает привязать ее к шару и говорит: «Какие у всех красивые шары с ленточками.
«Красивые платья»
Цель: учить различать цветовые оттенки и располагать их в порядке убывания или возрастания насыщенности.
Оборудование: Кукла, платья разных оттенков красного цвета.
Ход игры: Педагог вносит в группу куклу в красном платье, рассказывает детям, что кукла хочет красиво одеться, так, чтобы у нее все платья были разного оттенка красного цвета. Но сама она не может это сделать и просит помочь детей. Достает платья и раскладывает их на столе вперемешку. Дети подходят по одному и одевают куклу. В конце педагог подводит итог, что все платья красного цвета, но разного оттенка.
«Собери куклам бусы»
Цель: учить выполнять чередование цветов по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.
Оборудование: Кукла, крупные бусы трех цветов, цветные шнурки для нанизывания бус, шкатулка.
Ход игры: Педагог показывает детям бусы, чередующихся по цвету (например, красные, синие, зеленые). При рассматривании помогает детям определить, что бусы состоят из бусин (шариков) трех цветов, которые ритмично чередуются. Затем достает куклу и надевает на нее бусы. Педагог предлагает детям сделать такие же бусы и подарить их кукле. Каждому ребенку дают поднос с бусинами трех цветов, разноцветный шнурок. Педагог еще раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помогает им, указывая на ошибки и сопоставляя с образцом. Когда бусы нанизаны, дети кладут бусы в шкатулку. Куклы благодарят детей.
«Времена года»
Цель: учить детей сочетать цвета; формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определяющий цвет: у зимы – белый, у осени – желтый, у весны – зеленый, у лета – пестрый; развивать внимание, интерес к результату действий, целенаправленность.
Оборудование: Большой лист бумаги (голубой или серый фон) для панно, плоскостные изображения (трава; земля, покрытая снегом; земля, покрытая желтой травой и листьями; дерево с зелеными листьями; дерево, покрытое снегом; дерево с желтыми листьями; девочка в шубе, теплой шапке, валенках и варежках; девочка в осеннем пальто, шапочке, туфлях или сапожках; девочка в легком платье и туфельках с носочками), листы бумаги (половина альбомного) для детей, те же плоскостные изображения, но меньшего формата для каждого ребенка, подносы для расположения форм.
Ход занятия: 1-й вариант «Зима»
1-е занятие. Педагог располагает на доске лист бумаги и говорит детям, что сейчас они все вместе будут создавать красивую картину о зиме. Просит всех посмотреть в окно и сказать, какая сейчас земля – черная, зеленая или белая. Дети подходят к окну и говорят, что земля белая, покрыта снегом, потому что сейчас зима. Затем садятся на места, а педагог берет белую полоску бумаги и наклеивает на нижний край листа. Потом дети смотрят, снова в окно и рассматривают зимнее дерево, лишенное листьев и покрытое белыми хлопьями снега. Педагог выкладывает на столе плоскостное изображение трех деревьев (с зелеными листьями, с желтыми листьями и без листьев, на ветках снег), просит ребенка выбрать такое дерево, которое нужно для их картины – зимнее дерево. На лист наклеивается изображение дерева. Потом на столе раскладываются фигурки девочек в зимней, осенней и летней одежде. Педагог спрашивает, какая из этих девочек может пойти гулять зимой. Кто-либо из детей выбирает нужную фигурку девочки, и она также наклеивается на лист. Педагог рассматривает с детьми полученное изображение: «На картине зима. Все белое – земля, дерево. На земле и на дереве лежит белый снег. Холодно. Девочка надела теплую шубу, шапку, валенки, варежки и пошла гулять».
2-й вариант «Весна». Проводится так же: выполняется панно «Весна».
3-й вариант «Осень». Проводится так же: выполняется панно «Осень».
«Какого цвета нет»
Цель: продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет; учить выделять эталоны светлого от белого к черному, активизируя внимание; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.
Оборудование: Мольберт, крупные карточки белого, черного, серого и т.д. цветов, лист белой бумаги.
Ход игры: Педагог располагает на мольберте и выкладывает на него в случайном порядке пять карточек (от белого до черного), просит назвать цвета. Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет. Игра повторяется, каждый раз педагог меняет местами карточки. В дальнейшем увеличивается количество карточек и их расцветка.
«Что бывает такого цвета»
Цель: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.
Оборудование: Наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, капуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника, крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый, лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.
Ход игры: Дети называют предметы определенного цвета, а педагог дает ребенку картинку с изображением правильно названного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не дается. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, они раскладывают картинки и называют их изображение. Например, ребенок говорит: «У меня лягушка, яблоко, огурец». – «Правильно, – говорит педагог, – они зеленые». Другой ребенок. показывает свои картинки: «Тут кузнечик, крокодил, листок и трава».– «Верно,– дает оценку педагог.– Посмотрите! Лягушка, листок, огурец, кузнечик бывают зеленые. У нас есть зеленая чашка, зеленая лейка, зеленая машина. А могут они быть красными? Да, могут. Их можно покрасить в любой цвет. А вот предметы природы бывают определенного цвета. Трава зеленая, снег белый».
«Цветик семицветик»
Цель: учить последовательно, располагать цвета.
Оборудование: Кружки-серединки и лепестки разных цветов, поляна.
Ход игры: Ребята, посмотрите на полянку, как вы думаете, что не хватает на ней (цветов). Педагог – наверное, побывал ветер, все лепестки у цветов разбросал. Давайте все вместе наведём порядок на поляне, соберём цветы. Вот вам серединки цветов, какого они цвета? (уточнить цвет с каждым ребёнком). А какого цвета лепестки? (дети вместе с воспитателем уточняют, что лепестки и серединки разного цвета). Наши цветы будут необычные, а как в сказке «Цветик семицветик» все лепестки разного цвета. Соберем вот такой цветок – педагог показывает образец, выкладывает цветок (чередует цвета – красный, синий, желтый). Дети выполняют работу, педагог помогает индивидуально. Распустились здесь цветы небывалой красоты (дети любуются результатами своего труда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...