«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
материал

Денисова Екатерина Васильевна

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой - имеет самостоятельное значение.

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе в нашем детском саду на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по освоению образовательной области «Познание», развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является сенсорное развитие.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей я ставлю такие задачи, как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, формирование умения называть свойства предметов.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование, игровая деятельность.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

В своей работе я использую интеграцию образовательной области «Познание» с другими образовательными областями, такими как

  1. «Физическая культура» – использование разноцветных кеглей, обручей, мячей разного диаметра, дуг для подлезания разного цвета и высоты и т.д.
  2. «Коммуникация» –  беседы с детьми (о сезонных явлениях в природе, одежде и т.д.), художественное слово с называнием сенсорных эталонов.
  3. «Художественное творчество» – это рисование разными цветами красок, лепка предметов различной величины, цвета, аппликация с предварительным выкладыванием на листе бумаги готовых деталей разной формы, величины, цвета, составляя изображение.
  4. «Чтение художественной литературы» – подбор литературы, в которой используется сравнение сенсорных эталонов, например русская народная сказка «Маша и три медведя», где описаны размеры большой, средний, маленький; венгерская сказка «Два медвежонка», где описано, то как лиса делила медвежатам сыр.
  5. «Социализация» – это разные виды игр, такие как дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые. Во время игр детей приучаю выполнять элементарные трудовые поручения, например: Катя положи маленький кубик на большой, или посади большую куклу на большой стул и т.д.
  6. «Музыка» - подбор материала для  музыкально – дидактических игр таких как: «Три медведя», «Бубенцы и бубенчики», «Божьи коровки», «Цветные нотки» в соответствии с задачами сенсорного развития.

 

Диагностику по сенсорному развитию я проводила на основе диагностики освоения программы в соответствии с федеральными государственными требованиями. При этом использовала дидактические игры т.к. они близки и понятны детям.

  1. Игра «Найди цветок для бабочки».

Цель: выявить умение ребенка различать, называть и находить такой же цвет.

  1. Игра «Занимательная коробочка».

Цель: выявить у ребенка знания о форме предмета.

  1. Игра «Собери пирамидку».

Цель: выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине, различать понятия один- много.

 

image

В ходе диагностики было выявлено, что в начале учебного года уровень восприятия цвета предметов составлял низкий – 15%, средний- 75%, высокий- 0%, восприятия формы предметов: низкий-30%, средний- 70%, высокий- 0%, восприятия величины: низкий-10%, средний-85%, высокий- 5%.  Таким образом, я сделала следующие выводы, что для успешного усвоения детьми программы по образовательной области «Познание» необходимо решить следующие задачи:

  1. Научить детей группировать предметы, сходные по цвету с образцами, обобщают предметы по цветовому признаку, подбирают предметы по слову, обозначающему цвет.
  2. Сопоставлять геометрические формы с образцами, не могут обследовать фигуры двигательным способом.
  3. Сравнивать предметы по величине путём накладывания одного предмета на другой.

 

Для сенсорного развития детей я создаю развивающую предметную среду. Для создания игр я использую самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитываю поставленные задачи и вариант выполнения. Задания располагаю на столах, в игровой зоне,  в зоне познавательного развития.

 У нас есть дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где висят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (надела юбку красную, шапку зеленую и т.д.).

Так же есть у нас дидактический стол по сенсорике. Там у нас есть такие игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрезные картинки 2 частей и из 4 частей и другие игры приобретенные в магазине. Я старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала. Это – чистые цветовые тона, приятная фактура.

ФГТ ориентируют педагогов  на взаимодействие с родителями: родители должны принимать участие в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Выстраивая взаимодействие с семьёй по образовательной области «Познание» я провела консультацию для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста», организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно-игровой деятельности, которые можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Создали для родителей небольшую библиотеку, в которую подобрали книги по сенсорному развитию.

Родители прислушались к нашим советам и стали приносить материал созданный своими руками нам в группу, мы стараемся, чтобы родители  были не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_teme.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой - имеет самостоятельное значение.

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе в нашем детском саду на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по освоению образовательной области «Познание», развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является сенсорное развитие.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей я ставлю такие задачи, как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, формирование умения называть свойства предметов.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование, игровая деятельность.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

В своей работе я использую интеграцию образовательной области «Познание» с другими образовательными областями, такими как

  1. «Физическая культура» – использование разноцветных кеглей, обручей, мячей разного диаметра, дуг для подлезания разного цвета и высоты и т.д.
  2. «Коммуникация» –  беседы с детьми (о сезонных явлениях в природе, одежде и т.д.), художественное слово с называнием сенсорных эталонов.
  3. «Художественное творчество» – это рисование разными цветами красок, лепка предметов различной величины, цвета, аппликация с предварительным выкладыванием на листе бумаги готовых деталей разной формы, величины, цвета, составляя изображение.
  4. «Чтение художественной литературы» – подбор литературы, в которой используется сравнение сенсорных эталонов, например русская народная сказка «Маша и три медведя», где описаны размеры большой, средний, маленький; венгерская сказка «Два медвежонка», где описано, то как лиса делила медвежатам сыр.
  5. «Социализация» – это разные виды игр, такие как дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые. Во время игр детей приучаю выполнять элементарные трудовые поручения, например: Катя положи маленький кубик на большой, или посади большую куклу на большой стул и т.д.
  6. «Музыка» - подбор материала для  музыкально – дидактических игр таких как: «Три медведя», «Бубенцы и бубенчики», «Божьи коровки», «Цветные нотки» в соответствии с задачами сенсорного развития.

 

Диагностику по сенсорному развитию я проводила на основе диагностики освоения программы в соответствии с федеральными государственными требованиями. При этом использовала дидактические игры т.к. они близки и понятны детям.

  1. Игра «Найди цветок для бабочки».

Цель: выявить умение ребенка различать, называть и находить такой же цвет.

  1. Игра «Занимательная коробочка».

Цель: выявить у ребенка знания о форме предмета.

  1. Игра «Собери пирамидку».

Цель: выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине, различать понятия один- много.

В ходе диагностики было выявлено, что в начале учебного года уровень восприятия цвета предметов составлял низкий – 15%, средний- 75%, высокий- 0%, восприятия формы предметов: низкий-30%, средний- 70%, высокий- 0%, восприятия величины: низкий-10%, средний-85%, высокий- 5%.  Таким образом, я сделала следующие выводы, что для успешного усвоения детьми программы по образовательной области «Познание» необходимо решить следующие задачи:

  1. Научить детей группировать предметы, сходные по цвету с образцами, обобщают предметы по цветовому признаку, подбирают предметы по слову, обозначающему цвет.
  2. Сопоставлять геометрические формы с образцами, не могут обследовать фигуры двигательным способом.
  3. Сравнивать предметы по величине путём накладывания одного предмета на другой.

Для сенсорного развития детей я создаю развивающую предметную среду. Для создания игр я использую самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитываю поставленные задачи и вариант выполнения. Задания располагаю на столах, в игровой зоне,  в зоне познавательного развития.

 У нас есть дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где висят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (надела юбку красную, шапку зеленую и т.д.).

Так же есть у нас дидактический стол по сенсорике. Там у нас есть такие игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрезные картинки 2 частей и из 4 частей и другие игры приобретенные в магазине. Я старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала. Это – чистые цветовые тона, приятная фактура.

ФГТ ориентируют педагогов  на взаимодействие с родителями: родители должны принимать участие в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Выстраивая взаимодействие с семьёй по образовательной области «Познание» я провела консультацию для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста», организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно-игровой деятельности, которые можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Создали для родителей небольшую библиотеку, в которую подобрали книги по сенсорному развитию.

Родители прислушались к нашим советам и стали приносить материал созданный своими руками нам в группу, мы стараемся, чтобы родители  были не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...