Сборник игр по познавательному развитию.
план-конспект занятия по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лобанова Вера Александровна

Предварительный просмотр:

https://kapika-obuv.ru/files/photo.jpg

СТАРШАЯ ГРУППА

  1. Количество и счёт

 «Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

«Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

  1. Величина

 «Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

«Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

 «Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание.  В.  ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

«Примеров много, ответ один».

Цели:

Закрепить состав числа в пределах 10.

Учить детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Игровой материал: игровое поле, 2 набора карточек с цифрами (большого и маленького размера).

Варианты заданий:

1.Взрослый выкладывает на середину поля большую карточку с цифрой (например 8) и спрашивает:

-Ваня как можно составить число восемь из двух других чисел? (Ребёнок должен положить в пустые кружочки с двух сторон маленькие карточки с цифрами так, чтобы в сумме получилось число 8.

-А как Оля образует число восемь? и т.д.

2.Решать арифметические задачи используя картинки и карточки с цифрами. Например: на пустые кружочки кладутся карточки с цифрами 4 и 3 напротив друг друга. Взрослый говорит условия задачи:

- Под кустом сидели 4 улитки к ним приползли ещё 3 улитки. Сколько улиток спряталось под кустом? (Ребёнок должен сосчитать и положить в середину игрового поля большую карточку с цифрой). Аналогично можно составлять задачи на вычитание.

3.Можно предложить ребёнку самому придумывать задачи.

  1. Пространственные представления

 «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

  1. Время

 «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Ход: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. Воспитатель  чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

2.Случится в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше

Присядь попробуй на пенек

Не торопись… Послушай…

3.Вот уж вечер.

Роса.

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве…

4.Плакали ночью желтые клены:

Вспомнили клены,

Как были зелены…

Подготовительная группа

  1. Масса

 «Что тяжелее»

Цель: обучение умению сравнивать предметы по тяжести

Материалы: два одинаковых ведерка и коробочка с морской галькой(пуговицами)

Способ выполнения: педагог организует беседу:

- Как вы думаете , какое ведерко тяжелее: где много камешков или где мало? Возьмите оба ведерка в руки. Какое из них тяжелее?

- Что надо сделать чтобы ведерки стали стали одинаковыми по тяжести? ( Либо убрать камешки из того ведерка , где много, либо добавить в то где мало.)

Педагог обсуждает с детьми оба варианта и предлагает на практике убедиться , что оба -подходят, нов первом случае оба ведерка станут легче, а во втором- тяжелее. Тяжесть ведерка дети прикидывают на руках., самостоятельно определяя ,где тяжелее.

Вариант 1. Эти упражнения можно провести с водой . Воду можно наливать в ведерко кружкой , чтобы ребенок сам отмеривал количество воды для получения более тяжелого и более легкого ведерка.

Вариант 2. Можно предложить продумать , как сделать ведерки одинаковыми по тяжести. Если ребенок догадается, что нужно наливать воду по очереди в каждое ведерко( кружку- в одно, кружку- в другое ). То он сможет самостоятельно сделать выводы: надо наливать в них одинаковое количество кружек воды, тогда ведерки будут одинаковыми по тяжести.

«Узнай где больше»

Цель: обучение оценке массы визуального и с помощью мерки.

Материалы: стеклянные банки, картонный пакет из-под сока, стакан, вода

Ход: педагог оказывает пол- литровую банку с водой и картонный пакет из-под сока с водой.

-Кто может сказать, сколько стаканов воды в этой банке? В этом пакете?

Педагог подводит  детей к выводу  о том, что легче высказывать предположение, если  вода налита в прозрачный сосуд, но на «глаз» трудно определить точно.

Затем желающие измеряют воду в обоих сосудах, используя стакан. Педагог снова обращает внимание детей на технику отмеривания : воду надо наливать одинаково - «по край»

 «Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

- Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

- Приятных, Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

  1. Арифметические задачи

 «Найди свой вагон»

Цели: развивать умение применять знания в действии, обдумывать, контролировать, устранять ошибки; познакомить детей с действием сложения, со знаком «+», обозначающими это действие; закрепить порядковый счет, умение находить место цифры в ряду, понимать вопрос (Какой по счету?); показать принцип образования натурального ряда чисел: в результате увеличения на 1 получается число, то есть последующее.

Материалы: карточки с примерами, макеты вагонов.

Содержание: детям дают карточки в виде примеров: 2+1; 3+1; 4+1; кроме 1+1. Они делятся на две команды по 10 человек, им предлагается по гудку паровоза отправиться в Страну знаний. Нужно обежать «змейкой» цветные прямоугольники с цифрами (вагоны), выложенные в ряд на полу, и, решив свой пример, найти номер своего вагона, встать в него. Когда дети обеих команд найдут свои вагоны, педагог просит назвать его номер и проверяет правильность решения примера, подводит детей к выводу, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Дети осуществляют порядковый счет.

Вопрос: вагон с каким номером остался без пассажира?

Движение: бег «змейкой» между предметами.

Правила: детям нужно быть внимательными при нахождении номера вагона, знать, что каждое последующее число увеличивается на единицу. При беге не задевать детей, вставших на свое место, работать быстро; счет осуществлять последовательно, отвечая на вопрос: «Какой по счету синий вагон?» и т.д. При последовательном пересчете друг за другом уметь на слух определить, номер какого вагона не был произнесен. Если дети не догадались, счет повторить.

  1. Пространственные представления

 «Поможем Элли вернуться домой»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

3        4

5

1        2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

«Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы: листы бумаги с изображением плана территории

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

- положите треугольник посередине листа

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до участка

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

«Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

  1. Время

 «Назови скорей»

Цель: формирование знании о днях недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).



Предварительный просмотр:

Конспект развлечения во 2 младшей группе

Тема: «Весёлая математика»

Программное содержание:

- учить различать в окружающей обстановке, каких предметов много; каких по одному.

- закреплять понятия один, много, ни одного.

- закреплять и обобщать знания детей о свойствах предметов: большой-маленький, средний, высокий-низкий.

- развивать умение видеть в окружающей обстановке предметы, похожие на круг.

- воспитывать интерес к математике.

Материал:

Демонстрационный:

пальчиковый театр «Теремок»

перчаточный театр «3 медведя»

рисунки предметов, похожих на круг

3 цветка разной высоты и цвета

Раздаточный: цветы разной высоты по3шт. на каждого ребёнка.

Методические приёмы:

Объединение предметов в группы.

Группировка предметов по величине.

Группировка предметов по величине и цвету.

Ориентировка в пространстве.

Моделирование. Геометрический материал.

Подведение итогов.

Ход занятия

Дети заходят в гpуппу, здороваются с гостями.

- Сегодня у нас с вами необычное занятие математики. Я сегодня буду волшебницей, и мы отправимся с вами в страну сказок. Закройте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись!». (Звучит музыка)

I. Демонстрация сказки «Теремок». Объединение предметов в группу.

Дети открывают глаза. У воспитателя на пальцах герои  сказки. - Ребята, что это за сказка? (ответы детей)

- Я раздам вам героев, а вы постарайтесь отвечать на мои вопросы их голосами.

- Кто, кто, в теремочке живет? ( ответы каждого героя).

- Скажите, сколько зверей жило в теремке сначала? ( ни одного ).

- Сколько их стало потом? ( много ).

- А сколько лягушек в теремке? ( одна)

Правильно. И мышка одна, и лисичка одна, а всех вместе много. А сколько нас всех вместе в rpуппе? Сколько в гpуппе девочек по имени Полина?

II. Практические действия. Группировка предметов по величине.

- Ребята, а ковер-то у нас тоже волшебный. Он превратился в ковёр-самолёт, и мы на нем полетим в следующую сказку. Закрывайте глаза и вместе со мной говорите: «Где ты, сказка, отзовись, нам ребяткам покажись!». ( Звучит музыка ). Открывайте глаза. Что же это за сказка? Чтобы узнать это, надо отгадать загадку.

Возле леса на опушке, Трое их живёт в избушке.

Там 3 стула и 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки.

Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

Воспитатель берёт перчатку с 3 медведями и 3 стульями разной величины. - А теперь вспомним, как звали медведей. ( ответы детей ).

- Кто из них самый большой? ( Михайло Иванович ).

- Кто самый маленький? (Мишутка).

- На каком стуле сидит Михайло Иванович? ( на большом ).

- На каком стуле сидит Настасья Петровна? ( на стуле поменьше ).

- На каком стуле сидит Мишутка? ( на маленьком ).

Правильно, Михайло Иванович большой - он сидел на большом стуле, Настасья Петровна поменьше - она сидела на среднем стуле, а Мишутка самый маленький он сидел на маленьком стуле.

III. Группировка предметов по величине и цвету.

А сейчас мы посадим цветы перед домом медведей, (дети проходят за столы). У вас на столах лежат цветы разной величины. Покажите самый высокий цветок. Какого он цвета? Мы их посадим на большую клумбу. Покажите цветок поменьше. Какого он цвета? Их посадим на клумбу поменьше. Молодцы. Посмотрите, как красиво стало возле дома медведей!

Пора нам отдохнуть.

IV. Физминутка. Ориентировка в пространстве.

Руки в стороны, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вперёд, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачёк,

Разожми и на бочок.

V. Моделирование. Геометрический материал.

Отправляемся дальше. Закройте глаза. «Сказка, сказка, отзовись, нам ребятам покажись!» (Звучит музыка).

Посмотрите, это же герой какой-то сказки, как его зовут? (Колобок). Кто мне скажет да какую фигуру он похож? Давайте мы сделаем круг (дети выходят из-за столов).

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.

Людям я старинный друг,

Называют меня - круг.

Оглядись внимательно,

Увидишь обязательно.

- Ребята, давайте подумаем, какие ещё предметы похожи на круг ( ответы детей ).

VI. Подведение итогов.

Молодцы. Ну, вот и закончилось наше путешествие. Мы сегодня узнали, что в Теремке живёт много зверей, а вот лягушка в нём одна. Что для большого медведя нужен большой стул, а для маленького. .. (ответы). Что круг похож и на колесо, и на солнышко.

А теперь нам пора возвращаться. Закройте глаза, а я скажу волшебные слова:

Открывайте глаза. Вот мы и снова в группе



Предварительный просмотр:

Конспект развлечения в средней группе

Тема: «Путешествие с Неделькой»

https://steshka.ru/wp-content/uploads/2013/02/dninedeli-768x768.jpg

Цель математического развлечения – выявить уровень освоения материала по формированию элементарных математических представлений детьми средней группы. Этот конспект развивает внимание, мышление, память. Расширяет пространственное представление. Совершенствуются двигательные навыки.

Группа украшена: на стене, как оформление, радуга и солнце; шарики; геометрические фигуры. В стороне стоят три стола с дидактическим материалом для игр.

Дети сидят на стульчиках, звучит музыка. Возле стульчиков, на полу возле каждого стульчика лежат смайлики с грустным и веселым выражением лица (на каждого ребенка).

Воспитатель: 

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, теплый ветерок,

Здравствуй солнечный денек,

Здравствуй, утро,

Здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

Дети хором здороваются.

Воспитатель: Все сегодня проснулись в хорошем настроении? А это мы сейчас проверим. Возле ваших стульчиков лежат смешные смайлики, выберите тот, который подходит под ваше настроение…. А теперь давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие по математике.

В группу входит Неделька с цветиком-семицветиком и читает стихотворение, дотрагиваясь до каждого лепестка:

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала!

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех друзей на день рожденья,

Позвала я в воскресенье!

Ой, куда это я попала?

Дети отвечают.

Неделька: Здравствуйте ребята. Меня зовут Неделька. Заблудилась я опять.

Воспитатель: А что случилось?

Неделька: В воскресенье у меня день рожденье, но я никак не могу туда попасть….

Воспитатель: Почему?

Неделька: Чтобы туда попасть, нужно выполнить задания по дням недели, которые записаны на лепестках цветика-семицветика… А у меня совсем ничего не получается. Ребята, а вы знаете дни недели?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какой сегодня день недели? А завтра? Какой день недели был вчера?

Дети отвечают.

Неделька: Какие молодцы! Вот кто мне поможет выполнить эти сложные задания. Поможете!

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо! Давай нам Неделька первое задание.

1 лепесток – 1 день недели – понедельник (обозначить это с детьми).

«Найди свою цифру»

Дети строятся в шеренгу и производят расчет на 1,2,3,4,5. На полу разложены цифры от 1 до 5. «Поднимите руку первые номера…. и т. д.». По команде ребята находят ту цифру, которая соответствует его порядковому номеру и садится на корточки возле нее.

Неделька: Какие молодцы! Как они хорошо выполнили задание.

Воспитатель: Тогда, Неделька, отрывай второй лепесток. Второй день недели как называется?

Дети отвечают.

2 лепесток. «Составь картинку». На 3-х столах лежат образцы картинок по которым нужно составить рисунок из блоков Дьенеша. Дети рассчитываются на 1,2,3 и делятся на три команды.

Неделька: И с этим заданием ребята справились. Сама я бы никогда не сумела. А сколько же еще лепестков осталось? Посчитаем? Дети считают до 5 и в обратном порядке.

Неделька отрывает 3 лепесток – обозначается, что третий день недели среда серединаНеделька играет с детьми в игру «Логические концовки».

У цапли ноги длинные, а у утки….

Арбуз большой, а яблоко ….

Шарф узкий, а плед….

Грузовая машина высокая, а гоночная…

Если стол выше стула, то стул….

Если права рука справа, то левая….

Если сестра старше брата, то брат….

Неделька: Молодцы! Да они у вас все знают. Устали? Мы проделали половину пути, а теперь пора отдохнуть. Встали возле стульчиков и слушаем меня внимательно, показываем то, что я буду называть:

Это правая рука, это правая нога,

Это левая рука, это левая нога.

Это правое плечо, это левое плечо…

И еще….

Воспитатель: Отдохнули? Молодцы, а теперь пора за работу.

Неделька передает воспитателю 4 лепесток – 4 день недели, четверг. Игра «Волшебная резинка».

Игра проводится с помощью канцелярских резиночек – надевая их на большой и указательные пальцы рук, образовывать разные геометрические фигуры. Дети выполняют задания на слух, называя каждую полученную фигуру.

ВоспитательНеделька, справляются наши ребята?

Неделька: Молодцы! И откуда они все это знают? Дети отвечают.

Неделька: Отрываю пятый лепесток. Это какой день недели? А который он по счету?

5 лепесток: Игра «Королевство кривых зеркал». Воспитатель предлагает детям карточки с треугольниками и измененными фигурами (любые комбинации с изменением цвета и величины треугольников) дети должны подойти к «кривому зеркалу» и описать произошедшие изменения с геометрической фигурой, отмечая форму, размер, цвет.

Например: Я гулял по комнате кривых зеркал (показывается карточка с маленьким зеленым треугольником). У меня изменился цвет, а все остальное – нет; у меня изменился размер, а все остальное нет и т. д.

Дети выполняют ходьбу между «зеркалами» медленным шагом, врассыпную. Ходьба выполняется с высоким подниманием колен нужно стараться не наталкиваться друг на друга.

Неделька: Ребята, вы молодцы. Выполнили такое трудное задание, а теперь давай сядем на свои стульчики и посмотрим что же написано на шестом лепестке – какой это день недели? Какой цвет у лепестка? Что про него вы можете еще сказать? Дети отвечают.

Воспитатель: Что же за задание на шестом лепестке?

Пальчиковая гимнастика «Десять пальцев». Выполняется стоя возле стульчиков.

Десять пальцев у меня, показываем пальцы.

Сколько же умею я!

Если хочешь – покажу

И про это расскажу.

Кулаки могу сжимать, сжимаем и разжимаем кулачки.

А потом их открывать.

Я могу переплести, перекрещиваем пальцы

А могу и спрятать заводим за спину

Полетать могу пустить, вытягиваем руки вверх

А потом и падать. наклоняемся до пола

А потом сложу тихонько складываем руки лодочкой

На коленках, как котенка. вкладываем одну в другую.

Неделька: Ребята, посмотрите, у меня остался последний лепесток! А какого он цвета? Давайте вспомним, какого цвета были другие лепестки? Сколько всего лепестков было? Что нам напоминают все эти цвета, если их расположить друг за другом?

Дети: Радугу.

Неделька: Правильно. А меня как зовут?

ДетиНеделька.

Воспитатель: Сколько дней в неделе? Дети считают.

Воспитатель: Сколько цветов у радуги?  Дети считают и сравнивают.

Неделька: На седьмом лепестке необычное задание – воскресное. Под радугой надо найти необычный предмет, а в нем будут подарки за ваши старания и умения. Вы мне очень помогли. Послушайте еще раз стихотворение, про меня. 

(Неделька читает стихотворение с которым входила в зал).

Спасибо вам за помощь, я вовремя успела на день рождение.

Неделька прощается и уходит.

Воспитатель подводит итог развлечению. Дети вспоминают, с какими заданиями им пришлось столкнуться в этом путешествии



Предварительный просмотр:

Конспект математического досуга в подготовительной группе

Тема: «Кто важнее»

Задачи:

- закреплять навыки написания слухового диктанта

- продолжать учить решать примеры

- закреплять понятие величины: длина

- продолжать учить считать предметы на ощупь

- развивать память, мышление, логику, умение выражать мысли словами.

Приемы:

- игровые упражнения

- сюрпризный момент

- поощрение, взаимопроверка

- загадки

Оборудование:

Посылка, костюм вороны Каркуши, образец диктанта.

Раздаточный материал:

Лист бумаги и простой карандаш, рыбки и удочка, набор разных по длине полос, карточки с нашитыми пуговицами, мелкие игрушки.

Словарная работа:

Ориентироваться, соотносить.

Ход:

В группу вбегает ворона Каркуша (воспитатель) с коробкой в руках.

- Здравствуйте, ребята! Это группа №1?

- Значит, я правильно прилетела. У нас в лесу переполох. Лесные жители спорят, какая профессия важнее. Заяц назвал овощевода. Почему?

- Медведь назвал пчеловода. Почему?

- Лиса назвала птичницу. Почему?

- Мышка назвала хлебороба. Почему?

- Ребята, помогите, пожалуйста, определить, кто же важнее. Отгадайте загадки и выполните задания. Без вас лесные жители не справятся.

Загадка:

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить и людей уважать.

- Правильно. Это учитель. Садитесь за столы. Возьмите листочек и карандаш. Будем писать диктант. Напоминаю правила: задание я повторяю один раз, не убирайте карандаш от листа до конца диктанта (достает из коробки образец диктанта).

- 2 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 3 клеточки вправо, 5 клеточек вниз (и т. д, количество заданий зависит от подготовленности детей; правильность выполнения проверяется в сравнении с образцом).

Сценарий досуга по математики в подготовительной группе «Кто важнее»

- Вы молодцы! Были внимательными и правильно ориентировались на листе. Вам понравилось быть в школе?

- Загадка:

Эти руки золотые

Шьют рубашки, платья, брюки.

Ты и я и все на свете,

Мы с иголочки одеты.

- Правильно. Это швея (достает из коробки карточки с нашитыми пуговицами).

- Швея часто использует пуговицы. Встаньте в круг. Уберите карточку за спину и пересчитайте пуговицы на ощупь, дотрагиваясь до каждой пальчиками (задание меняется 2-3 раза, проверка заключается в ответе детей на вопрос «Сколько пуговиц на твоей карточке?»).

https://www.maam.ru/upload/blogs/219057f89379aae21ecb73997c3dea95.jpg.jpg

- Вам понравилось быть швеей?

- Сейчас вы будете капитанами на корабле (физкультминутка). Встаньте, где вам хочется.

- Услышите слово «капитаны», выполняйте задание. Не услышите – не выполняйте.

Капитаны, руки вверх.

Капитаны, 2 шага вперед.

Капитаны, 3 хлопка.

Руки в стороны.

- Молодцы! Вы были внимательными. Вам понравилось быть капитаном?

- Загадка:

Что это у Ванечки?

Ниточка на палочке.

Палочка – в руке.

Ниточка - в реке.

- Правильно. Это рыбак (достает из коробки удочки и рыбок).

- Ребята, возьмите удочку и ловите рыбок. Когда поймаете, решите пример, написанный на рыбке (взаимопроверка; количество пойманных рыбок зависит от подготовленности ребенка – 2-4 штуки).

https://www.maam.ru/upload/blogs/c0ac5228bb27df2196010e2a32e40745.jpg.jpg

- Молодцы, умеете решать примеры. Вам понравилось быть рыбаком?

- Загадка:

Точно в срок построит он

Небоскреб и стадион,

Башню и больницу,

Зданий вереницу.

- Верно. Это строитель (достает из коробки наборы полос разной длины и мелкие игрушки).

- Лесные жители прислали вам маленьких друзей и попросили построить им высокую башню. Выбирайте себе друга и начинайте строить. Напоминаю, что все полоски выравниваются по левому краю, первой кладется самая длинная (при правильном выполнении задания игрушка ставится на самую короткую полоску).

https://www.maam.ru/upload/blogs/2b8fdc7a7da6c60797e6e8280facf042.jpg.jpg

- Молодцы! Вы правильно расположили полоски по длине. Башни высокие. Вам понравилось быть строителем?

- Ребята, подскажите, какая профессия самая важная?

- Правильно, все нужны, важны и интересны. Я так и передам лесным жителям. Спасибо за помощь. До свидания.



Предварительный просмотр:

Конспект по математике во второй младшей группе

Тема: «Квадрат заблудился»

Цели:

1. Закрепить знание геометрических фигур (круг, треугольник).

2. Познакомить с новой фигурой (квадратом, учить различать и называть его).

3. Повторить величину, длину и цвет предмета.

4. Развивать логическое мышление, наблюдательность, память.

Задачи:

1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшем действием;

2. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.

Материалы:

Жители геометрического города (круг, треугольник, квадрат, геометрические фигуры разной величины, 2 дороги (длинная, короткая) 3 обруча, речка, мост (порезанный на квадраты), портрет квадрата (незаконченный, клей-карандаш, салфетки.

Ход образовательной деятельности.

Моделирование игровой ситуации.

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас гости. Они все добрые и улыбаются. Давайте с ними поздороваемся и тоже улыбнёмся, возьмёмся за руки и друг другу улыбнёмся.

Настроение у нас хорошее?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда пойдем играть.

Раздаётся телефонный звонок.

Воспитатель: Ребята нам кто-то звонит.

-Ало?

-Это группа «1»?

-Да.

-Мы фигуры, из города «Геометрических фигур», круг и треугольник.

-Помогите нам найти нашего друга квадрата и вернуть его домой.

Он один ушёл из дома, сказал, что пошёл к вам в гости.

Воспитатель: Ребята, а можно одним уходить из дома?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему? (ответы детей)

Ребята, а вы знакомы с кругом?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вы про него знаете?

Дети: Он круглый, у него нет углов, он похож на мяч, тарелку и т. д.

Воспитатель: Молодцы. А с треугольником знакомы?

Дети: Да. У него три угла, три стороны, он похож на крышу дома.

Воспитатель: Правильно.

А с квадратом мы не знакомы. Давайте познакомимся, а то как мы его будем искать?

Воспитатель показывает квадрат, рассказывает про него: у него четыре угла и четыре стороны, он не похож на круг т. к. у него есть углы (сравниваем путём наложения друг на друга) и на треугольник не похож т. к. у треугольника три угла, а у квадрата четыре (сравниваем путём наложения). А похож он на окно, на книгу и т. д.

Давайте с вами поиграем в игру «Найди такую же фигуру»

Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат.

Воспитатель из конверта достаёт фигуры, показывает, дети находят у себя такие же, фигуры, показывают и называют их.

Воспитатель достаёт квадрат (он отличается от фигур)

Воспитатель: Ребята кто это? (ответы детей)Квадрат отличается от наших фигур. Что у него есть?

Дети: ручки, ножки, глазки и ротик.

Воспитатель: Наверное это тот квадратик из города «Геометрических фигур»

Квадратик ты пришёл к нам в гости?

-Да. Я пришёл из далека, из волшебного города «Геометрических фигур» и хочу с вами поиграть.

Воспитатель: Ребята поиграем?

Игра «Третий лишней» (квадрат раздаёт детям карточки, каждый ребёнок рассказывает, что у него лишнее на карточке)

Квадрат: Молодцы, справились с заданием.

А загадки умеете вы отгадывать?

Дети: Да.

Итак, слушайте первую загадку:

Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети: Круг

Квадрат: Верно, молодцы.

А вот эта про кого?

Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети: треугольник

Квадрат: Верно, молодцы.

Ну и последняя

Каждый угол мой прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам себя представить рад!

А зовут меня?

ДетиКвадрат

Квадрат: Но вот и всё ребята пора мне возвращаться домой к друзьям. Ой, а я дорогу забыл.

Воспитатель: Поможем вернуться ему домой?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда нам надо идти.

Подходим к дорожкам.

Воспитатель: Смотрите дорожки. А какие они?

Дети: Одна длинная и красная. Другая короткая и синяя.

Воспитатель: Пойдёмте по длинной дороге

Вышли на поляну с медведями.

Воспитатель: Ребята посмотрите мишки.

Мишки: Помогите нам перейти через речку.

Воспитатель: Давайте построим мост через реку. Но из чего?

Квадрат: Смотрите ребята А вот квадратики мои друзья, давайте из них построим.

(Дети начинают строить.) Медведи благодарят их.

Воспитатель: Ребята но мы с вами попали не в город геометрических фигур.

Дети: Нет

Воспитатель: Нам надо вернуться назад и пойти по другой дороге.

А по какой дороге пришли, мы сюда, вы помните?

Дети: Да

Воспитатель: по какой?

Дети: По длинной, красной.

Воспитатель: Правильно.

Возвращаемся.

Воспитатель: Но вот опять мы возле двух дорог.

По какой дорожке мы уже ходили?

Дети: По длинной красной

Воспитатель: Пришли мы в город «Геометрических фигур»?

Дети: Нет

Воспитатель: Какая у нас ещё дорожка есть?

Дети: короткая синяя

Воспитатель: Пойдём по ней?

Дети: Да

Приходим в город «Геометрических фигур»

Воспитатель: Смотрите дети тут дома.

Подходим к первому дому (в нём фигурка человечек- круг)

Воспитатель: Чей это домик?

Дети: Человечка Круга.

Воспитатель: Из каких кружков он состоит?

Дети: Из одного большого и много маленьких.

Подходим к следующему (в нём Фигурка человек- треугольник)

Воспитатель: Чей это домик?

Дети: Человечка Треугольника

Воспитатель: Из каких он треугольников состоит?

Дети: Из одного большого и много маленьких.

Идём дальше домик пустой.

Воспитатель: А это чей?

Дети: Не знаем

Квадрат: это мой домик

Помещаем его в дом

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько тут много маленьких фигур. Давайте мы им поможем найти свои дома. (ребята раскладывают фигуры по домам)

Воспитатель обращает внимание детей на незаконченный портрет квадрата.

Квадрат: Я хотел вам его подарить, да не успел сделать

Воспитатель: Поможем ребята?

Дети: Да

Дети наклеивают квадратики (ручки, ножки, глазки)

Портрет забирают с собой.

Квадрат: Спасибо ребята, я очень рад, что познакомился с вами, и вы мне помогли вернуться домой. Я вам очень благодарен и дарю шкатулку с сюрпризом. Но откройте её дома.

Воспитатель: Ребята нам пора домой.

Возвращение домой.

Подходим к дорожкам.

Воспитатель: Ребята а по какой дороги мы сюда пришли

Дети: По короткой синей.

Возвращаемся по ней в группу.

Но вот мы и в группе.

Итог.

Ребята с какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

А ещё мы помогли кругу и треугольнику? Что мы сделали?

За помощь они нам подарили шкатулку, чтобы вы всегда оставались такими же добрыми, весёлыми и смелыми.

Воспитатель: Давайте откроем шкатулку и посмотрим что в ней.

Открываем в ней конфеты (похожи на круг, треугольник, квадрат).

Дети берут их.

Воспитатель спрашивает на какую фигуру похожа их конфетка. Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактического материала по познавательному развитию для детей старшего возраста "Почва". "Песок, камни, глина"

Сборник дидактических игр. В игровой форме закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, камней; закрепить знания детей о свойствах почвы, о круговороте веществ в природе. В...

Сборник методического материала по образовательной области "Познавательное развитие" "Юные исследователи"

Авторы делятся опытом организации работы  по образовательным областям «Познавательное развитие»В пособии представлен практический материал по использованию современных игровых техноло...

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей и специалистов ДОУ...

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста...

Сборник конспектов по познавательному развитию с использованием сюжетно-ролевых игр

Сборник конспектов включает в себя конспекты по трем разделам: формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром и развитие речи. На три возраста: средний, старши...