Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
статья по математике (старшая, подготовительная группа)

Разуванова Юлия Владимировна

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понятной ребёнку. При помощи сказки, просто поместив обучающий материал в волшебную, сказочную обстановку, ребёнку можно объяснить самый трудный материал по математике. Это свойство позволяет использовать сказку для эффективного обучения детей точным наукам.

XXI век – век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Именно такие люди, в последние годы, наиболее востребованы и успешны в современном обществе. Умение ребёнка нестандартно мыслить и принимать креативные решения, использовать различные источники информации и применять их на практике становится главной задачей образовательного процесса в России сегодня.

Одним из способов решения данных задач является развитие математических способностей у детей с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, а также успешности обучения в школе.

Именно с 3-4 лет начинается бурное развитие интеллекта. В период дошкольного детства возможности развития умственного потенциала у ребёнка наиболее высоки. Необходимо максимально использовать дошкольный период для формирования интереса к математике и развития математических способностей.

В системе современного дошкольного образования реализуется целый ряд технологий, методов и приёмов для познавательного развития дошкольников: ТРИЗ, кубики Никитина, блоки Бьёнша, лего-конструирование, «Квест»-технология и т.д. Конечно, все эти технологии и методикиочень хорошо развивают логическое мышление детей, однако требуют от дошкольников изначально хорошего уровня интеллектуального развития и в основном рассчитаны на «левополушарных» детей. Технология М. Монтессори лишена данных недостатков, но для работы с ней необходимо большое количество оборудования, а значит и значительные материальные вливания.

Результаты научных исследований показали, что для успешного обучения математике дошкольников необходима связь с окружающей жизнью и использование таких средств, которые позволяли бы проявлять интерес к изучаемому предмету. Многие исследователи (Н.Я. Большунова Т.А., Шорыгина Т.И. Ерофеева и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей, которым и была включена сказка.

В своих работах они отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понятной ребёнку. При помощи сказки, просто поместив обучающий материал в волшебную, сказочную обстановку, ребёнку можно объяснить самый трудный материал по математике. Это свойство позволяет использовать сказку для эффективного обучения детей точным наукам.

XXI век – век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Именно такие люди, в последние годы, наиболее востребованы и успешны в современном обществе. Умение ребёнка нестандартно мыслить и принимать креативные решения, использовать различные источники информации и применять их на практике становится главной задачей образовательного процесса в России сегодня.

Одним из способов решения данных задач является развитие математических способностей у детей с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, а также успешности обучения в школе.

Именно с 3-4 лет начинается бурное развитие интеллекта. В период дошкольного детства возможности развития умственного потенциала у ребёнка наиболее высоки. Необходимо максимально использовать дошкольный период для формирования интереса к математике и развития математических способностей.

В системе современного дошкольного образования реализуется целый ряд технологий, методов и приёмов для познавательного развития дошкольников: ТРИЗ, кубики Никитина, блоки Бьёнша, лего-конструирование, «Квест»-технология и т.д. Конечно, все эти технологии и методикиочень хорошо развивают логическое мышление детей, однако требуют от дошкольников изначально хорошего уровня интеллектуального развития и в основном рассчитаны на «левополушарных» детей. Технология М. Монтессори лишена данных недостатков, но для работы с ней необходимо большое количество оборудования, а значит и значительные материальные вливания.

Результаты научных исследований показали, что для успешного обучения математике дошкольников необходима связь с окружающей жизнью и использование таких средств, которые позволяли бы проявлять интерес к изучаемому предмету. Многие исследователи (Н.Я. Большунова Т.А., Шорыгина Т.И. Ерофеева и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей, которым и была включена сказка.

В своих работах они отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Мир детства невозможно представить без сказки. «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», – писал А.В. Запорожец.

Используя сказки в процессе обучения математике, основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понятной ребёнку. При помощи сказки, просто поместив обучающий материал в волшебную, сказочную обстановку, ребёнку можно объяснить самый трудный материал по математике. Это свойство позволяет использовать сказку для эффективного обучения детей точным наукам. Сказка помогает также развивать фантазию, воображение, память, речь, формирует креативность. То есть, в результате развития креативности, творческий и неординарный подход к любому делу для ребёнка станет естественным.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний. В форме дидактической сказки подбираются учебные задания. Для работы с дидактической сказкой педагоги могут воспользоваться алгоритмом создания дидактической сказки или положиться на своё воображение, фантазию и творческое мышление.

Дети любят решать задачи. В задачах дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.

Сказочные задачи хорошо развивают у детей мыслительные процессы. Слушая задачу, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце. Вопросы в задачах касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени.

Эффект использования сказки для формирования элементарных математических представлений у дошкольников многократно усилиться, если традиционные занятия перенести в дидактическую песочницу. Песок – удивительный материал, обладающий податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Для детей песок – это природный материал, естественная экологическая среда, а также доступная для каждого ребёнка форма деятельности.

Играя с песком, у ребёнка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а также «ручной интеллект».

Вследствие воздействия песчинок на ладошки ребёнка и раздражения нервных окончаний мозг получает стимул к более интенсивной работе, и процесс усвоения материала протекает гораздо продуктивнее.

В форме сказки можно синтезировать и адаптировать многочисленные приёмы и методы по формированию элементарных математических представлений.

«Веди обычную жизнь необычным способом» – советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя воображения детей, педагог стимулирует их творчество, фантазию, креативность, а также значительно повышает интерес к изучению математике. Сам же педагог становится самым настоящим волшебником, а волшебники могут значительно больше чем обычные люди. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковПодготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна Сказка является мудрым учителем, кот...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна Сказка является мудрым учителем, ко...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...