Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей старшей группы
картотека по математике (старшая группа)

Ольхина Наталья Юрьевна

Игры направленные на развитие конструктивных способнойстей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palochki_kyuizenera.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игра с палочками Кюизенера «Слоненок»

Цель: Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.

Игровая задача: составить из палочек образ слоненка

Правила: Поставить (положить) красную палочку. Розовую палочку положить справа от красной вверху. Сказать какое число обозначает розовый цвет. Под розовой полить три желтые палочки одну под другой. Сказать какой число обозначает желтый цвет. Справа рядом с желтой наверху положить белую. Под желтой нижней палочкой слева от края положить одну под другой две розовые палочки. Теперь тоже самое проделать с правой стороны. С левой стороны под красной полоской положить белую. Получислся слоненок.

Игра с палочками Кюизенера «Море волнуется»

Цель: Закрепление умений детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.

Игровая задача: составить из палочек волну

Правила: Поиграть в подвижную игру «Море волнуется» и изобразить руками движения морских волн. После этого приступить к изображению волны по словесной инструкции.

- Взять две не очень длинные палочки и сделать из них волну.

-Следующую волну выложить рядом, но она должна быть выше первой. Повторить выкладывание волн еще два раза.

Вопросы:

-Сколько волн получилось?

-Какая волна длиннее - первая или вторая? Как это можно узнать?

-На сколько вторая волна длиннее первой? На сколько первая волна короче второй?

-Какое число обозначают палочки, изображающие первую? Какое число обозначают палочки, изображающие вторую волну?

Игра с палочками Кюизенера «Сделай фигуру»

Цель. Закрепление умений детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету?

Игровая задача: составить геометрические фигуры из палочек и назвать их.

Игровые правила:

1.Отсчитать три красные палочки и сделать из них треугольник.

2.Отсчитать четыре красные палочки и сделать из них четырехугольник.

3.Из четырех палочек голубого цвета сделать ромб.

4.Назвать, сколько всего фигур?

5.Посчитать который по счету прямоугольник?

6.Назвать четвертую фигуру.

7.Сказать какое число обозначает голубой цвет?

Дидактическая игра «Космический корабль» (блоки Дьенеша)

Цель: Составление композиции с помощью опорных картинок (схем) посредством блоков Дьенеша

Игровая задача: Какая команда первая построит по схеме космический корабль, та и выигрывает.

Игровые правила: Разделиться на 2 команды. По разным схемам сконструировать космические корабли. Фигуры отличаются тремя свойствами. Дети самостоятельно анализируют схемы, конструируют космические корабли. Чья команда быстрее справится, та и победила.

 Дидактическая игра  по социально –коммуникативному развитию с использованием  блоков Дьенеша для старшей группы.

Цель: Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессиях людей посредством блоков Дьенеша

Дидактическая задача: Продолжать углублять знания детей о профессиях людей посредством блоков Дьенеша, формировать  умение отгадывать загадки.

Игровая задача: Какая команда первая построит дом из блоков Дьенеша  по образцу педагога, та и выигрывает.

Правила игры: Дети делятся на две команды, кто первым отгадает загадку о профессиях людей, получает право поставить один блок Дьенеша, для постройки дома. Кто первым закончит постройку дома по образцу, тот и выигрывает.

Ход игры

Перед детьми на столе стоит из блоков Дьенеша образец дома, два набора блоков Дьенеша.  К столу подходят два ребенка, которые делятся на две команды. Педагог  объясняет правила игры:

-Ребята, я буду загадывать загадки о профессиях людей, кто первый назовет отгадку, тот имеет право взять один блок для постройки дома. Кто из вас первым соберет дом по образцу, тот и выигрывает. 

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

 

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

 

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

 

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

 

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

 

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

 И др.

Рефлексия. Педагог хвалит детей, спрашивает, что давалось трудно в этом задании, что было легко.

      Результатом таких игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит, у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более   сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.

      В своей работе я и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность. 

Игра «Собери фигуру»

Цель: закреплять умение детей конструировать геометрические фигуры из палочек; развивать конструктивные умения и навыки.

Задачи:

1. Закреплять знание  геометрических фигур, путём выкладывания их при помощи палочек.

2. Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

3. Закреплять умение детей соотносить форму по образцу.

4. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление.

5. Развивать творческие способности.

Правила игры: На столе лежат образцы геометрических фигур. При помощи палочек нужно выложить эти фигуры.

Игра «Слонёнок»

Цель: развивать умение детей создавать образ слонёнка, конструируя его из заданных палочек.

Задачи:

1. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

2. Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию.

3. Развивать ловкость, мелкую моторику, образное и логическое мышление.

4. Развивать активный интерес к конструированию.

5. Побуждать желание доводить начатое дело до конца.

Правила игры: Детям зачитывается стихотворение И. Токмаковой «Шагает слонёнок». Далее предлагается по заданному алгоритму создать образ героя стихотворения:

1. Возьмите красную палочку и положите её перед собой «полоской».

2. Возьмите розовую палочку и положите справа от красной вверху.

3. Под розовой палочкой положите три жёлтые палочки одну под другой.  

4. Справа, рядом с жёлтой палочкой, наверху, положите белую.

5. Под жёлтой нижней палочкой слева от края положите одну под другой две розовые палочки.

6. Под жёлтой нижней палочкой справа от края положите одну под другой две розовые палочки.

7. С левой стороны под красной палочкой положите белую.

Получился слонёнок. Можно спросить у детей в какую сторону идёт слонёнок. А затем предложить детям переложить несколько палочек так, чтобы слоненок пошёл вправо.

Игра «Страус»

Цель: формировать умение детей конструировать предмет по представлению из заданных палочек.

Задачи:

1. Формировать навыки конструирования по собственному замыслу.

2. Развивать творческие способности, образное мышление.

3. Упражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей.

4. Формировать умение определять назначение частей предметов, их пространственное расположение.

5. Развивать активный интерес к конструированию, эстетический вкус в процессе создания предмета.

Правила игры: Детям загадывается загадка:

Ростом выше он людей,  
Птицы нет его крупней.  
Не летает,   так бежит,  
Что под ним земля дрожит.  
Зорок он и осторожен,  
Конь догнать его не может.  
У него две красных лапы,  
Перья   модницам на шляпы,  
Вес его для птиц гигантский,  
Кто же это? Догадайся!

Ответ на загадку детям предлагается выложить с помощью палочек.

Игра « Такие разные дома»

Цель: формировать умение сооружать конструкции одного и того же объекта в соответствии с разными заданными условиями из палочек Кюизенера.

Задачи:

1. Закреплять умение конструировать изображения предметов простой формы.

2. Развивать зрительно-пространственную ориентацию, конструктивную деятельность.

3.  Закреплять навыки измерительного сравнения по длине, высоте.

4. Развивать логическое мышление, ловкость, мелкую моторику, воображение.

Правила игры: Педагог предлагает детям построить высокий дом с окошками, а по соседству длинный дом. В высокий дом поселить все маленькие палочки, а в длинный дом все большие палочки.

Игра «В гостях у трёх медведей»

Цель: формировать умение детей конструировать предметы по представлению из палочек, путём сравнения их по величине.

Задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, творческую инициативу.

2. Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение.

3. Развивать представления о пространственных свойствах и отношениях предметов (форма, величина).

4. Развивать логическое мышление, ловкость, мелкую моторику, воображение.

5. Обдумывать замысел, этапы построения предмета.

Правила игры: Педагог предлагает вспомнить русскую народную сказку «Три медведя». Обсудить совместно с детьми:

- сколько стульев было в их доме?

- Чей стул был выше всех?

- Чей стул был ниже всех?

Далее предлагает построить с помощью палочек стулья, которые были в домике медведей.

В заключение хочется сказать, что палочки Кюизенера – одно из интересных средств, направленных на развитие конструктивных умений и навыков, интеллектуальных и творческих способностей, на саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией. На мой взгляд, это как раз и соответствует основным требованиям ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера

Формирование математических представлений у дошкольников...

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшей группы

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)«Новоселье»  Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь». Ход игры. Создаётся следующ...

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить. установить соответствие, смоделировать, сгруппировать любым удобным спо...

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее — коро...

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное  образовательноеучреждение «ВИДНОВСКАЯ СОШ№10»     Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста...