Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет посредством сказок
статья по математике (средняя группа)

Голикова Светлана Александровна

Дошкольное образование, сказка, обучение, математика, мышление, понимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей 4 -5 лет через использование сказок

    На протяжении всего дошкольного возраста мы создаем основу, так

называемый фундамент, для успешной учебной деятельности в будущем

Возраст от 4 до 5-ти лет является самым важным для будущего обучения.

Именно в этот период необходимо научить дошкольника думать.

Конечно, следует отметить, что умение правильно держать ручку и быстро считать являются важными для ребенка. Однако научить ребенка мыслить, осознанно совершать те или иные действия, задумываться о результатах своих действия – это приоритетные направления в системе дошкольного образования.

        Актуальность темы не вызывает сомнений. Ведь именно математическое развитие позволит сформировать у ребенка последовательность в его действиях, нацеленность на результат, и, конечно, в целом окажет положительный эффект на развитие интеллекта.

        В научных публикациях отечественных авторов сказки являются одним из главных средств формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Ведь со сказками ребенка знакомят еще в самом раннем возрасте. Таким образом, еще в детстве у ребенка формируется фундамент для будущих математических знаний.

        Ни для кого не секрет, что всем детям в детстве читают сказки. Они понятны и просты для малышей. Сказочные герои помогают дошкольникам научиться различать зло и добро, плохое и хорошее. Они также учат чувству сострадания и милосердия. Именно сказки позволяют организовать процесс обучения в игровой форме. Ведь у дошкольников приоритетной является именно игровая деятельность. Чтение и обсуждение сказок позволяет незаметно «погрузить» детей в мир математики.

        Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении ряда условий. Во-первых, герои сказки и ее сюжет должны быть знакомы и понятны детям. Во-вторых, персонажи сказок могут вместе с детьми «путешествовать» на протяжении всего занятия. В-третьих, занятия должны чередоваться с активной деятельностью. Подвижные игры или упражнения следует проводить в единой тематике «сказочного» занятия.

        Российский ученые отмечали в своих работах, что сказка или ее герои способны сформировать у ребенка интерес к познанию. В таком случае учебный процесс будет проходить легко, а усвоение нового материала – быстрее.

        Как показывает мой практический опыт, дети должны быть постоянно вовлечены в учебный процесс. Для лучшего взаимодействия воспитателя и дошкольника оптимально использовать форму: вопрос – ответ. В таком случае вопросы можно разделить на две группы. К первой группе отнесем: репродуктивно – познавательные вопросы. Ко второй – продуктивно – познавательные. Таким образом, даже к небольшому сказочному сюжету можно задать большое количество разнообразных вопросов.

        Система «вопрос – ответ» позволяет не только вовлекать ребенка в процесс обучения, но и активизирует его память. Регулярные занятия позволяют детям выстраивать грамотные лаконичные ответы на вопросы; происходит постепенное усвоение материала.

        Конечно, важно отметить, обучение должно проходить от простого к более сложному. Только так мы сможет активизировать мышление дошкольников.

        Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Не все дети могут с легкостью быстро дать верный ответ. В таком случае важно направить ребенка, показать ему нужный вектор. Дошкольник должен самостоятельно прийти к верному рению. Возможно, потребуются вспомогательные вопросы.

        Занятия на основе сказок, как правило, пользуются популярностью у детей. Ведь они вместе со своими любимыми героями путешествуют, решают загадки и совершают новые открытия. Такой формат занятий предусматривает обязательное присутствие наглядного материала. Однако не стоит ограничиваться только иллюстрациями к литературным произведениям. Мы можем использовать все доступные средства, в том числе кукольные театр и даже ростовых кукол. Однако самое интересное для детей, когда они сами становятся персонажами любимой сказки.

        В любой сказке можно выделить определенные математические задачи. Например, сказка о трех медведях наглядно демонстрирует понятия: «большой» и «малый».  В свою очередь сказка про Колобка поможет детям быстрее освоить порядковый счет.

        В заключении хотелось бы отметить, что использование сказок на занятиях у детей дошкольного возраста не только расширяет их кругозор, но и повышает их уровень математических знаний и навыков. Результатом таких регулярных занятий будет осознанное понимание ребенком элементарных математических закономерностей.

Таким образом, можно сформулировать основные аспекты использования сказок и сказочных героев в обучении дошкольников. Занятие на основе сказки:

        - развивает математические способности у детей дошкольного возраста;

        -  помогает в обучении счету;

        - способствует быстрому запоминанию элементарных математических понятий;

        - развивает память и мышление;

        - прививает любовь к познанию, изучению нового.

        Достижение вышеперечисленных моментов возможно при условии понимания сказки, ее героев и обстоятельств. Важно не погружаться в «запоминание», а научить ребенка осмысливать услышанное, делать выводы, то есть анализировать полученную информацию.

Список использованной литературы

  1. Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - М.: Каро, 2012. - 288 c.
  2. Виноградова, Я. Дошкольная педагогика : учебник / Н. Виноградова, Н. Микляева, К. Микляева., 2013.
  3. Микляева, Н. Дошкольная педагогика. Теория воспитания / Н. Микляева, Ю. Микляева. — М.: Академия, 2013.
  4. Щербакова, Е. И. Знакомимся с математикой / Е.И. Щербакова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 144 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством использования дидактических игр

      Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы  посредством использования дидактических игр     - Игры с...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...