Наглядные средства в обучении математике, как средство активизации творческой познавательной деятельности дошкольников
статья по математике

Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».

Познавательный интерес, по словам Г.И. Щукиной, важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

На формирование познавательного интереса влияют:

— новизна;

— значимость приобретаемых знаний;

— самостоятельная работа;

— общение;

— успех.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядные средства в обучении математики как средство активизации творческой познавательной деятельности.

Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».

Познавательный интерес, по словам Г.И. Щукиной, важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

На формирование познавательного интереса влияют:

— новизна;

— значимость приобретаемых знаний;

— самостоятельная работа;

— общение;

— успех.

Напротив, губительными для интересного обучения выступают однообразие, известность, чрезмерная повторяемость содержания, методической инструментовки, познавательных задач, учебных действий.

По мнению ученого-педагога И.В. Арнольда, большинство задач, наполняющих нынешние школьные учебники математики, губят интерес учащихся. Он назвал их «сухой ватой», которую изо дня в день заставляют жевать детей долгие годы и не все выдерживают это тяжкое испытание. И не только он, многие учителя считают, что фабула нынешних школьных задач должна существенно уйти от мелкой бытовой тематики, желательно, чтобы задача, кроме математического содержания имела бы еще какой-то общеобразовательный познавательный элемент, взятый из жизни.

Условно различают четыре этапа развития и формирования познавательного интереса:

Любопытство — проявление первоначальной познавательной потребности, элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная внешними обстоятельствами, естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее, привлекающее внимание — неустойчивый ситуативный интерес.

Любознательность — более высокая стадия интереса, ценное состояние личности, характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, выраженностью эмоций, удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.

Устойчивый (познавательный) интерес — характеризуется познавательной активностью, избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией (главное место занимают познавательные мотивы), ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Теоретический интерес — ученик стремится познать сложные теоретические вопросы и проблемы конкретной науки, использовать имеющиеся знания как инструмент познания.

Указанные стадии не изолированы друг от друга и в реальном учебном процессе встречаются во взаимосвязи, в комплексе.

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных. Решение её связано с двумя главными вопросами. Во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их существенные взаимосвязи. Во-вторых, на этой почве пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью, овладеть знаниями и стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процессе познавания.

Познавательный интерес, как всякий психический процесс, как мотив и даже как направленность личности, как психическое образование, формируется в деятельности. Исходя из этого, Ю.К. Бабанский рекомендует следующие способы формирования и развития познавательного интереса у обучаемых:

— актуальность и новизна содержания обучения;

— раскрытие значимости знаний;

— наглядность;

— занимательность;

— эмоциональность;

— использование сравнения и аналогии;

— эффект парадоксальности, удивления;

— использование произведений искусства и литературы;

— учебные дискуссии;

— познавательные игры;

— применение компьютеров.

Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность прийти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив, и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

Анализ всех определений сущности познавательного интереса, как психологического образования, имеющее мотивационное значение, показывает, что непременными являются следующие два обстоятельства:

1) наличие в них потребности;

2) эмоциональное переживание этой потребности.

Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.

О роли познавательной активности и познавательного интереса в учебном процессе говорит Г.И. Щукина, и подчеркивает их важность в учебном процессе. В учебном процессе совершенствуется систематическое и последовательное формирование тех личностных образований, которые подводят школьника к активной жизни в учебной деятельности. Ученик проявляет активность, самостоятельность в учении, познавательный интерес способствует этому. Весь комплекс личностных преобразований можно считать механизмом становления активной позиции школьника в учебной деятельности.

Познавательный интерес в процессе развития характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценностной мотивацией.

Познавательная активность – это ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом следующем возрасте шире, богаче, что оказывает влияние на продуктивность обучения и учения на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся. Чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес. Он содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.

Выделяются следующие показатели познавательного интереса:

— познавательная активность учащихся;

— обращенность их к различной по характеру деятельности (репродуктивной, поисковой, творческой);

— проявления самостоятельности учащихся в учебном процессе;

— углубленность в процессе познания;

— характер эмоциональных проявлений учащихся на уроках.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательный, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Таким образом, в педагогической практике познавательный интерес рассматривают как внешний стимул процессов обучения и воспитания, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении только те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Таким образом, можно подчеркнуть то, что познавательный интерес является средством активизации познавательной деятельности школьников. Учебно-познавательная деятельность детей и подростков есть процесс систематического усвоения знаний, умений, навыков и социального опыта, необходимых для активного участия в любой деятельности. И это определение понятия учебно-познавательной деятельности, я думаю, наиболее общее. Автор утверждает, что учение в соответствии со своими задачами должно носить развивающий и воспитывающий характер. Для этого совершенствуется содержание образования, применяются различные приемы и методы работы, способы организации учебного процесса, цель которых сделать ученика активным участником, субъектом обучения. В этом плане большими возможностями обладает коллективная, учебно-познавательная деятельность.

Развитие познавательного интереса требует длительного воздействия и должно быть предметом влияния педагогического коллектива буквально с первых дней обучения. Воспитание стремится к знаниям, творчеству следует уделять пристальное внимание на всех этапах обучения. Каждый предмет школьного курса способен внести свою долю воздействия на познавательный облик учащихся. Математика представляет для этого исключительные возможности.

На уроках математики учитель должен обеспечить решение трех основных задач:

  • закрепление пройденного материала;
  • усвоение новых знаний;
  • формирование у школьников навыков пользоваться наглядным материалом.
  • В то же время стандартная структура урока, состоящая в последовательном решении этих задач, не обеспечивает высокого уровня познавательных способностей учащихся. Развитие познавательных способностей учащихся приходит, как известно, в процессе активной учебной деятельности. Активизация познавательной деятельности – не только средство развития их творческих способностей, но и одновременно, и обязательное, необходимое условие прочного и осознанного усвоения знаний. 

Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, абстрактных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике.

Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а пространственные формы и количественные отношения действительного мира, поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических отношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия являются более эффективными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.

В настоящее время реализация принципа наглядности тесно связывается с внедрением в учебный процесс идей развивающего обучения, формирования личности школьника. Система наглядных пособий достаточно широко развита. Это позволяет сделать доступными наблюдению такие предметы и явления, которые невозможно воспринять в обычных условиях при помощи органов чувств.

В математике классификация наглядности производится в соответствии с уровнем абстракции каждого ее вида. Согласно такому критерию выделяется 2 типа (образная и необразная) и 8 видов (натуральная, объемная, изобразительная, графическая, условная, схемы, таблицы, формулы (уравнения)) наглядности. Нулевой степенью абстракции характеризуется предметная наглядность, а наивысшей степенью наделяются формулы и уравнения (Э.Г.Мингазов).

С точки зрения использования наглядные пособия делят на демонстрационные (или общеклассные) и индивидуальные. Демонстрационными пользуется сразу весь класс, индивидуальными пользуется каждый ученик в отдельности. Часто демонстрационные и индивидуальные пособия бывают одинаковыми по содержанию и отличаются лишь размерами: модели геометрических фигур, разрезные цифры, чертежные инструменты и др. Важно правильно располагать как демонстрационные, так и индивидуальные пособия, чтобы ими было удобно пользоваться на уроках. Например, цифры хранят в демонстрационных и индивидуальных кассах, модели фигур в конвертах и т. п.

С точки зрения изготовления различают наглядные пособия, изготовленные типографским способом или на фабрике, и самодельные, изготовленные учителем или детьми. Наглядные пособия по математике, изготовленные типографским способом для обучения детей с нарушением интеллекта, практически отсутствуют. В ряде случаев можно использовать пособия, предназначенные для начальной массовой школы, однако их следует адаптировать для данной категории детей.

Самодельные пособия дополняют готовые наглядные пособия. Это различные рисунки и чертежи для составления задач, сборные геометрические фигуры, таблицы, в которых можно заменять цифры и отдельные слова, электрифицированные таблицы умножения и сложения и др.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, изготовляя модель прямого угла из бумаги и модель подвижного угла из двух палочек, скрепленных кусочком пластилина, ученики получают представление об углах; изготовляя модели линейного и квадратного сантиметра, дециметра, метра, учащиеся получают наглядное представление о единицах длины и площади. Работая с пособиями, изготовленными своими руками (например, пособие для иллюстрации двузначных чисел), ребенок учится уважительно относиться к труду.

Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность. Многие пособия учителя делают сами, стараясь, чтобы они были достаточно красочными и привлекательными, достаточно крупными, чтобы дети их хорошо видели. Пособие изготавливают таким образом, чтобы служили они не на одном, а на многих уроках в различных вариантах и комбинациях. Чтобы наглядное пособие было более динамичным, используется следующий способ его изготовления: на листе ватмана или картона рисуют красочные фигурки и вырезают. Это дает возможность по-разному использовать их, составлять с ними различные задания. Очень популярны фигурки сказочных героев: Буратино, Незнайки, Чебурашки, Красной Шапочки и т.д.

На уроке математики учителя используют наборное полотно в виде новогодней елки, очень удобное в работе. Делается оно так: рисуют ель на листе ватмана и вырезают, вырезанный рисунок наклеивается на плотный картон так, чтобы приклеенными были только нижние части каждой ветки (эти части заштрихованы), верхние же остаются не приклеенными, образуя своеобразные кармашки, в которые можно вставить изображение елочных украшений (фруктов, овощей и т. д).

Одним из лучших помощников на уроках математики является магнитная доска или фланелеграф. Он удобен, эстетичен, прост в изготовлении. В школьной мастерской либо силами родителей сначала делается основа в виде подрамника (75х50 см.), к которому прибивается лист фанеры или прессованного картона, обтянутого фланелью, лучше голубого или светло-зеленого цвета. Для работы с фланелеграфом готовится множество всяких фигурок: животные, матрешки, листики деревьев, цветы, фрукты, овощи, геометрические фигуры и т.д. все это рисуется, а потом вырезается и наклеивается на бархатную бумагу так, чтобы ворсистая поверхность бумаги была на обратной стороне каждой фигурки для лучшего сцепления ее с фланелеграфом. Достаточно приложить фигурку к поверхности фланелеграфа и слегка прижать ее, как она будет хорошо держаться, даже если фланелеграф будет находиться в вертикальном положении. Фигурку можно легко и быстро снять, переместить в другое место: возможности работы с фланелеграфом на уроке не ограниченны. Можно составить из фигур различные иллюстрации, комбинации, используемые в устном счете, решении задач и при выполнении других заданий.

Использование наглядности является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Оно не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них аккуратность, терпение.

Выбирая наглядные пособия, обязательно надо стремиться к тому, чтобы оно способствовало достижению учебно-воспитательной Цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". консультация для воспитателей

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством ме...

Из опыта работы:АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.Ключевые сло...

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности дошкольников

Для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему, как систему взаимосвязанных объектов в своей практике я применяю"Метод проектов"....

Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников".

       Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в н...

Конструктор «Изобретатель» - конструктивно-игровое средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Статья для педагогов и родителей

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в кот...

Активизация познавательной деятельности дошкольников посредством освоения знаково-символических средств и моделирования

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольно...