Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе.

Цели образовательные:

  Обучение детей умению составлять   задачи на сложение и подведению к усвоению структуры задачи: «задача», и при разборе составленной задачи подчеркнуть необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?». «Что нужно узнать?»

- создание условия для формирования одного из основных понятий начального курса математики – «задача»: отличительные признаки задачи от загадки. 

- Организовать деятельность для закрепления умения видеть   геометрические фигуры в окружающих предметах; Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10

- организовать деятельность по формированию математических представлений и развитию познавательной активности.

- организовать рефлексивную деятельность

-Развивать внимание, память, логическое мышление.

Формирование коммуникативных навыков:

- Умение внимательно слушать собеседника.

- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения

Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический

Здоровье- сберегающие технологии: Физминутка «Сколько».

Виды наглядного материала: демонстрационный материал. ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты двух цветов, 5 треугольников одного цвета и раздаточный материал: треугольники двух цветов, карандаши.

Этапы

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию действия педагога.

Деятельность детей

 

Ожидаемые результаты

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Методы и приемы

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.  

Ребята, сегодня я хотела с вами поиграть с цифрами, расставила их по порядку. Потом открыла окно, чтоб проветрить группу и ветер перемешал все цифры. Помогите мне пожалуйста навести порядок! (дети расставляют числовой ряд от 1 до 5.)

Дети слушают воспитателя, соглашаются.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Вот спасибо, а сейчас мы с цифрами поиграем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть:

-какая цифра стоит первая?

-какая цифра стоит последней?

-какая цифра стоит между 2 и 4?

-какая цифра стоит после 1?

-какая цифра стоит перед 4?

-назовите соседей цифры 1 и 3?

-кто знает эту цифру? (5)

Закрепление детьми знаний через игру.

Ответы детей.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

Дидактическая игра

Наглядный метод Средства наглядности -карточки с изображением математических символов — цифр,

Словесный метод-вопросы к детям.и индивидуальные ответы детей

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.

Игровое упражнение «Готовимся к школе» Воспитатель приносит конверт с заданиями учителя- задачи. Сегодня на занятии мы познакомимся с задачами и научимся из решать. Что такое задача хотите узнать?

- Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»?

Мы сегодня будем учиться составлять и решать задачи.

Воспитатель вызывает к доске двух детей.

Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху.

– Что построили дети?

-Сколько кубиков поставил Саша?  (2)

-Сколько кубиков поставил Коля?  (1)

2. -Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: «Саша поставил на стол 2 кубика, а Коля-еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети? Обводящим движением руки воспитатель фиксирует внимание на всех кубиках)

3.Дети повторяют задачу. (Составленную задачу повторяют 2 или 3 человека).

 Что же такое задача? -это

математический рассказ, в котором есть вопрос. (что нужно найти)

4.Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить.

Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей и просит на фланелеграфе расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Саша, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Коля.

5.Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: Сколько кубиков поставили дети? («3 кубика поставили вместе Саша и Коля».)

-Почему их стало 3? (к двум кубикам прибавили 1 кубик).

Кубиков стало больше? (больше)

-На сколько кубиков стало больше? (на 1 кубик стало больше).

Наблюдают за действиями детей. Отвечают на вопросы.

.

Наглядный метод

Средствами наглядности игрушки, геометрические фигуры,

 Словесный метод вопросы к детям.и индивидуальные ответы детей

Практический метод-выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом и выполнение задания - задачи-драматизации  

в структуре задачи дети с помощью воспитателя пока еще выделяют только две части: условие и вопрос.

метод моделирования

Прием-демонстрация

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

 Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу 3 флажка, а другого-1 флажок.

Уточняет:

- Сколько флажков поставила в вазу Катя? (3)

-Сколько флажков поставила Лиза? (1)

Дети рассказывают о действиях Кати и Лизы и называют количество поставленных флажков.

Воспитатель поясняет задачу:

Катя поставила в вазу 3 флажка, а Лиза-1 флажок.  –это условие - то что известно.

В задаче еще должен быть вопрос: то. что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу? –

 Дети повторяют вопрос задачи.

Составленную полностью задачу проговаривают 2 или 3 человека)

Воспитатель:

-Из каких частей состоит задача?

-Что такое «условие задачи»? (Это то. что известно)

-Что такое «вопрос задачи»? (Это то, что нужно узнать)

Дети повторяют задачу целиком.

-Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить.

Воспитатель предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Катя, и сколько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Лиза.

Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: (4 флажка Катя и Лиза поставили в вазу.)

Почему их стало 4? (к 3 флажкам прибавили 1 флажок).

Флажков стало больше? (больше)

На сколько флажков стало больше? (на 1 флажок стало больше). 

Молодцы ребята, решили все задачи!

Наблюдают за действиями детей. Отвечают на вопросы.

Развитие артикуляционной речи, мышления.

Наглядный метод Средства наглядности-, игрушки, геометрические фигуры.

Словесный метод вопросы к детям и индивидуальные ответы детей

Практический метод выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом

метод моделирования

Прием-демонстрация

Средствами наглядности -игрушки, геометрические фигуры,

Метод стимулирования в виде похвалы

Физкультминутка «Сколько».

Сколько точек в этом круге, 
столько раз поднимем руки. 
Сколько палочек до точки, 
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

Выполняют физминутку

игровой прием, худ. слово,

наглядный метод-использование иллюстрации

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Далее воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

1.Два березовых коня

По снегам везут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их (лыжи)

-Что это-задача или загадка?

Чем задача отличается от загадки? (в загадке –сразу ответ, а в задаче-выполнение действий, а затем ответ)

2. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик».

- Это задача?

-Это не задача, а загадка, в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, -говорят дети.

3. -«На детской площадке гуляли 5 девочек и  1мальчик».Как зовут этих детей?

-это задача?

Дети замечают, что задача не получилась.

Затем можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача.

Следует выслушать разные варианты вопросов и отметить, что все они начинаются со слова сколько.

Дети отвечают на вопросы.

проявляют смекалку.

словесная наглядность — -загадка с числовыми данными

Словесный метод

вопросы к детям. и индивидуальные ответы детей

игровой,

наглядный метод-

прием, худ. слово

Игровая технология.

Практическая часть

1.Игровое упражнение «Дорисуй предмет» Работа в командах

2.Игровое упражнение «Закончи ряд»

Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.

проявляют смекалку.

Играют, рисуют

Активизировать познавательную деятельность детей посредством игр.

Наглядный метод Словесный метод Практический метод выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом.

Прием-соревнование

Игровой метод

. Метод стимулирования в виде похвалы

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология.  

Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось? Оцените себя. Если вам понравилось занятие, и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось, и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.



Предварительный просмотр:

Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе.

Цели образовательные:

  Обучение детей умению составлять   задачи на сложение и подведению к усвоению структуры задачи: «задача», и при разборе составленной задачи подчеркнуть необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?». «Что нужно узнать?»

- создание условия для формирования одного из основных понятий начального курса математики – «задача»: отличительные признаки задачи от загадки. 

- Организовать деятельность для закрепления умения видеть   геометрические фигуры в окружающих предметах; Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10

- организовать деятельность по формированию математических представлений и развитию познавательной активности.

- организовать рефлексивную деятельность

-Развивать внимание, память, логическое мышление.

Формирование коммуникативных навыков:

- Умение внимательно слушать собеседника.

- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения

Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический

Здоровье- сберегающие технологии: Физминутка «Сколько».

Виды наглядного материала: демонстрационный материал. ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты двух цветов, 5 треугольников одного цвета и раздаточный материал: треугольники двух цветов, карандаши.

Этапы

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию действия педагога.

Деятельность детей

 

Ожидаемые результаты

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Методы и приемы

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.  

Ребята, сегодня я хотела с вами поиграть с цифрами, расставила их по порядку. Потом открыла окно, чтоб проветрить группу и ветер перемешал все цифры. Помогите мне пожалуйста навести порядок! (дети расставляют числовой ряд от 1 до 5.)

Дети слушают воспитателя, соглашаются.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Вот спасибо, а сейчас мы с цифрами поиграем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть:

-какая цифра стоит первая?

-какая цифра стоит последней?

-какая цифра стоит между 2 и 4?

-какая цифра стоит после 1?

-какая цифра стоит перед 4?

-назовите соседей цифры 1 и 3?

-кто знает эту цифру? (5)

Закрепление детьми знаний через игру.

Ответы детей.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

Дидактическая игра

Наглядный метод Средства наглядности -карточки с изображением математических символов — цифр,

Словесный метод-вопросы к детям.и индивидуальные ответы детей

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.

Игровое упражнение «Готовимся к школе» Воспитатель приносит конверт с заданиями учителя- задачи. Сегодня на занятии мы познакомимся с задачами и научимся из решать. Что такое задача хотите узнать?

- Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»?

Мы сегодня будем учиться составлять и решать задачи.

Воспитатель вызывает к доске двух детей.

Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху.

– Что построили дети?

-Сколько кубиков поставил Саша?  (2)

-Сколько кубиков поставил Коля?  (1)

2. -Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: «Саша поставил на стол 2 кубика, а Коля-еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети? Обводящим движением руки воспитатель фиксирует внимание на всех кубиках)

3.Дети повторяют задачу. (Составленную задачу повторяют 2 или 3 человека).

 Что же такое задача? -это

математический рассказ, в котором есть вопрос. (что нужно найти)

4.Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить.

Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей и просит на фланелеграфе расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Саша, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Коля.

5.Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: Сколько кубиков поставили дети? («3 кубика поставили вместе Саша и Коля».)

-Почему их стало 3? (к двум кубикам прибавили 1 кубик).

Кубиков стало больше? (больше)

-На сколько кубиков стало больше? (на 1 кубик стало больше).

Наблюдают за действиями детей. Отвечают на вопросы.

.

Наглядный метод

Средствами наглядности игрушки, геометрические фигуры,

 Словесный метод вопросы к детям.и индивидуальные ответы детей

Практический метод-выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом и выполнение задания - задачи-драматизации  

в структуре задачи дети с помощью воспитателя пока еще выделяют только две части: условие и вопрос.

метод моделирования

Прием-демонстрация

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

 Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу 3 флажка, а другого-1 флажок.

Уточняет:

- Сколько флажков поставила в вазу Катя? (3)

-Сколько флажков поставила Лиза? (1)

Дети рассказывают о действиях Кати и Лизы и называют количество поставленных флажков.

Воспитатель поясняет задачу:

Катя поставила в вазу 3 флажка, а Лиза-1 флажок.  –это условие - то что известно.

В задаче еще должен быть вопрос: то. что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу? –

 Дети повторяют вопрос задачи.

Составленную полностью задачу проговаривают 2 или 3 человека)

Воспитатель:

-Из каких частей состоит задача?

-Что такое «условие задачи»? (Это то. что известно)

-Что такое «вопрос задачи»? (Это то, что нужно узнать)

Дети повторяют задачу целиком.

-Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить.

Воспитатель предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Катя, и сколько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Лиза.

Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: (4 флажка Катя и Лиза поставили в вазу.)

Почему их стало 4? (к 3 флажкам прибавили 1 флажок).

Флажков стало больше? (больше)

На сколько флажков стало больше? (на 1 флажок стало больше). 

Молодцы ребята, решили все задачи!

Наблюдают за действиями детей. Отвечают на вопросы.

Развитие артикуляционной речи, мышления.

Наглядный метод Средства наглядности-, игрушки, геометрические фигуры.

Словесный метод вопросы к детям и индивидуальные ответы детей

Практический метод выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом

метод моделирования

Прием-демонстрация

Средствами наглядности -игрушки, геометрические фигуры,

Метод стимулирования в виде похвалы

Физкультминутка «Сколько».

Сколько точек в этом круге, 
столько раз поднимем руки. 
Сколько палочек до точки, 
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

Выполняют физминутку

игровой прием, худ. слово,

наглядный метод-использование иллюстрации

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Далее воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

1.Два березовых коня

По снегам везут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их (лыжи)

-Что это-задача или загадка?

Чем задача отличается от загадки? (в загадке –сразу ответ, а в задаче-выполнение действий, а затем ответ)

2. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик».

- Это задача?

-Это не задача, а загадка, в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, -говорят дети.

3. -«На детской площадке гуляли 5 девочек и  1мальчик».Как зовут этих детей?

-это задача?

Дети замечают, что задача не получилась.

Затем можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача.

Следует выслушать разные варианты вопросов и отметить, что все они начинаются со слова сколько.

Дети отвечают на вопросы.

проявляют смекалку.

словесная наглядность — -загадка с числовыми данными

Словесный метод

вопросы к детям. и индивидуальные ответы детей

игровой,

наглядный метод-

прием, худ. слово

Игровая технология.

Практическая часть

1.Игровое упражнение «Дорисуй предмет» Работа в командах

2.Игровое упражнение «Закончи ряд»

Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.

проявляют смекалку.

Играют, рисуют

Активизировать познавательную деятельность детей посредством игр.

Наглядный метод Словесный метод Практический метод выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом.

Прием-соревнование

Игровой метод

. Метод стимулирования в виде похвалы

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология.  

Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось? Оцените себя. Если вам понравилось занятие, и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось, и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по теме: "Простые арифметические задачи"

Цели:Учить детей решать и составлять простые арифметические задачи.Упражнять в счете от 1 до 10.Развивать логическое мышление, речь....

Конспект занятия по ФЭМП "Решение арифметических задач" для 6-7 лет

Конспект "Решение арифметическиз задач" для подготовительной группы...

Решение арифметических задач. Работа со счетными палочками.

Цель: Знакомство с арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи:Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10....

Конспект занятия по обучению решения арифметических задач в подготовительной к школе группе

Цель. Обучение  составлению и решению арифметических задач по иллюстрации посредством показа приемов работыЗадачи:Обучающие: упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и в...

Конспект занятия по ФЭМП "Решение арифметических задач" подготовительная к школе группа.

Конспект занятия по ФЭМП "Решение арифметических задач" подготовительная к школе группа....