Мастер-класс для педагогов ДОУ "Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность"
консультация по математике

Мяснянкина Елена Васильевна

Мастер-класс поможет педагогам заинтересовать детей математикой, привить им любовь к этой науке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_pedagogov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть всех вас сегодня. Уважаемые коллеги! Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.

Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике, так и дома родителям с детьми.

Я вам предлагаю окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей, принять участие в этих играх.

Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

Тренажер “Бусинки”

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи: развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;

воспитывать внимательность, усидчивость;

развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.

Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

Дети решают простейшие задачи, как на сложение, так и на вычитание.

Тренажер “Цветные ладошки”

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи: развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;

обучать счету; развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.

     Сейчас я предлагаю вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии.

«Полминутки для шутки»

1.     Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов  (слайд 1)

2.     Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (слайд 2).

3.     Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (слайд 3)

4.     Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (слайд 4)

5.     Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (слайд 5)

- Молодцы!

“Геометрические фигуры”

Цель: формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи: Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, внимание. Воспитательные задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

“Найди фигуры, похожие на кубик”.

Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)

“Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

“Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали. Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад.

(участникам раздаются маски)

Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.

Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.

- А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?

Дед: - А похож он на прямоугольник.

Воспитатель: Какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)

Какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)

Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.

Скажите где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)

Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит, что компьютер уже не модно, и она в планшетах и смартфонах лучше разбирается

Воспитатель: Давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы внучки: больше, меньше))

Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала (на ковре 2 ленты: длинная и короткая).

Скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).

Это дорожка какая? (короткая)  А эта?  длинная)

Воспитатель: Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью) Когда в детский сад идем? (утром) Обедаем когда? (днем) Когда возвращаемся домой? (вечером) Сейчас какое время суток? (день)

Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и запросил пароль.  Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.

- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.

- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.

- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.

- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.

- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.

- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.

Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)

И компьютер включился

     Вот так, при помощи сказки и игры можно сделать математику яркой и увлекательной. Мы закрепили данной сказкой математические понятия - порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация.

Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни.

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,

Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность»

Описание опыта работы по теме«Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность» ...

Практикум для родителей по формированию элементарных математических представлений через игровую деятельность

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»

Особенностью работы по формированию математических знаний у дошкольников  в условиях ДОО является интеграция образовательной области  «Познавательное развитие» с другими обр...

Мастер – класс для родителей по формированию элементарных математических представлений «На песке на бережке»

Мастер – класс для родителей по формированию элементарных математических представлений «На песке на бережке» Красота природы её явления влияют на всю жизнь человека самым непоср...