Полифункциональное пособие для мониторинга «Новогодняя елка» (средняя группа)
учебно-методическое пособие по математике (средняя группа)

Перевощикова Галина Валентиновна

Дидактическое пособие предназначено для мониторинга освоения программы по ФЭМП, а также может использоваться для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полифункциональное пособие для мониторинга «Новогодняя елка»

        G:\фото\20211206_145924.jpg

G:\фото\20211206_073318.jpg

Назначение: дидактическое пособие предназначено для мониторинга освоения программы по ФЭМП, а также может использоваться для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель: определение уровня освоения программы по ФЭМП, активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей.

Задачи:

Определить уровень:

  1. умения считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  2. умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов;
  3. умения сравнивать предметы различной величины;
  4. знания о форме предметов;
  5. умения определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям;
  6. умения ориентироваться на листе бумаги;
  7. умения устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Этим пособием можно пользоваться не только в области познания (ФЭМП и ФОФГ), а также в социально – коммуникативной области. Дети могут обыгрывать это пособие и в сюжетно - ролевых играх. Таких, как «Магазин», «Семья». Можно использовать следующие сюжеты: «Семейный праздник», «Новый год», «Поездка за покупками», «Я иду в гости», «Жду гостей» и т.д.

Пособие состоит из фетровой елки, набора новогодних елочных игрушек, набора геометрических фигур, фетровых полосок.

Основной материал для изготовления игрового дидактического пособия: фетр жесткий, фетр глитерный, магниты неодимовые, материал для украшения (бусины, пайетки, шнур).

Используя это пособие, проводить мониторинг с детьми стало намного проще и интереснее, а главное – его можно использовать с детьми любого возраста.

Мониторинг по ФЭМП средняя группа.

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения

Материал

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

1

Уровень усвоения количественного счета в пределах 5.

 Дидактическое упражнение «Скажи сколько».

 

 Фетровые игрушки на елку 5 шт. (шарики, колокольчики, конфетки, морковки, сосульки и т. п.).

 Ребенку предлагается посчитать до 5.

 На столе в ряд выложены игрушки (или висят в ряд на елке). Ребенку предлагается   сосчитать   количество   игрушек, отсчитать 3 (2, 1) игрушки

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

2

Уровень усвоения порядкового счета в пределах 5

Дидактическое упражнение

 « Который, по счету?»

Порядковый счет предметов в количестве 5 штук.

Можно использовать материал первого задания, только разложив игрушки по одному (или развесив на елке) (шарик, колокольчик, конфетка и т. п.)

Вопросы:

 - На каком по счету месте стоит пирамидка?

- Которая по счету машинка?

- Найди пятую игрушку.

- Скажи, о какой игрушке я говорю?

 - Которая по счету игрушка тебе больше нравится?

Задание:

-Возьми вторую игрушку и поставь ее на пятое место.

- Возьми третью игрушку и повесь ее на елку.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

 1 балл - ребенок не справляется с заданием.

3

Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета и метода наложения и приложения

Счет и сравнение количества предметов разными способами.

Набор геометрических фигур (5 кругов, 5 квадратов или 5 новогодних шаров и 5 колокольчиков)

 1. Ребенку предлагается на верхнюю полоску счетной линейки выложить все шары, а на нижнюю - все колокольчики. Вопросы:

 - Сколько ты выложил шаров, а сколько колокольчиков?

- Что можно сказать о количестве шаров и колокольчиков? (Поровну, одинаково.)

-  Убери один шар в коробку. Что теперь можно сказать о количестве шаров и колокольчиков? (Колокольчиков больше, чем шаров, или шаров меньше, чем колокольчиков.)

- Как сделать, чтобы шаров и колокольчиков стало поровну? (Добавить один шар или убрать один колокольчик.) Достаточно, чтобы ребенок дал один вариант ответа.

2. Перед ребенком ставится коробка с елочными игрушками двух видов (например, конфетки и сосульки)

Вопросы: - Как определить, каких игрушек в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать.) - А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами.)

Примечание. Задание считается выполненным, даже если ребенок не может рассказать, как это сделать, но сам выполняет процесс.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием.

4

Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

1.Дидактическое упражнение

«Чей коврик длиннее»

(Классификация полосок по длине и ширине).

Фетровые полоски разного цвета 5 штук, сделанных по принципу дозированного увеличения или уменьшения по длине (ширине) каждой последующей.

1. Ребенку дается набор полосок одинаковой ширины, но разной длины.

 Задание:

- Разложи полоски (коврики) от самого длинного до самого короткого. Вопросы:

 - Какой коврик самый длинный (короткий)?

 - Какие коврики длиннее зеленого коврика?

- Какие коврики короче красного?

2. Ребенку дается набор полосок одинаковой длины, но разной ширины.

 Задание:

- Разложи полоски (полотенца) от самого широкого до самого узкого.

Вопросы:

 - Какое полотенце самое широкое (узкое)?

- Какие полотенца шире синего?

- Какие полотенца уже желтого?

 

3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

5

Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты

Дидактическое упражнения «Какой зайчик выше»

(Сравнение предметов по высоте). 

5 разноцветных зайчиков (пирамидок, домиков или др. игрушки) разной высоты

На магнитную доску крепятся 5 зайчиков разной высоты. Зайчики вышли на зарядку.

 Вопросы:

 - Какой зайчик самый высокий?

 - Какой зайчик ниже зайчика с красным бантом?

- Какой зайчик выше зайчика с зеленым бантом?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

6

Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой

Дидактическая игра «Геометрические фигуры».

 Набор плоскостных фетровых фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал (каждая фигура представлена в трех вариантах цвета и размера)

Ребенку предлагается рассмотреть набор плоскостных геометрических фигур.

 Задание:

-Назови геометрические фигуры, которые ты знаешь.

Вопросы:

 - На какой предмет похож круг? - На какую фигуру похожа книга? Задание:

- Выбери все круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники.

 Вопросы:

- Чем отличается круг от треугольника? (У треугольника есть углы, а у круга их нет, круг катится, а треугольник нет.)

 - Чем отличается треугольник от квадрата? (У квадрата 4 угла, а у треугольника - 3.)

 - Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У квадрата все стороны одинаковые по длине, а у прямоугольника две стороны длинные и две стороны короткие.)

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

7

Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы

Дидактическая игра «Наряди елку».

Фетровые елочные игрушки треугольной, круглой, прямоугольной формы.

Задание:

-Рассмотри игрушки. Найди игрушки  квадратной (треугольной, круглой, прямоугольной) формы.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

 1 балл - ребенок не справляется с заданием

8

Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве

Дидактическая игра «Где находится предмет?».

Фетровые елочные игрушки любые на выбор (например, шарик, конфетка, сосулька, морковка ; картинка, на которой наклеены: в центре -зайчик, справа от него -шарик, слева - конфетка, вверху - сосулька, внизу – морковка.

Задание:

- Покажи правую руку, левую. Возле ребенка расставляются игрушки.

Вопросы:

- Что находится слева от тебя? - Что перед тобой?

- Где находится шарик? Ребенку предлагается рассмотреть картинку.

Вопросы:

 - Кто находится в центре листа? - Что находится справа (слева, вверху, внизу) от  зайчика?

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

9

Высокий уровень - 21-24 баллов;  средний уровень - 13-15 баллов;  низкий уровень - 5-6 баллов.

10

1.Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Средняя группа/ авт.-сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. - Волгоград: Учитель, 2011. - 35 с.

 2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозаика Синтез 2014 г. 333 стр.

 

Фотоматериалы.

№1 (средняя группа) Количественный и порядковый счет  в пределах пяти.

1.Дидактическое упражнение «Скажи сколько».

2. Дидактическое упражнение « Который по счету?»G:\фото\20211206_082957.jpgG:\фото\20211206_083031.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧУДЕСА У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ средняя группа

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК "Чудеса у новогодней елки"...

Рисование. Тема: "Новогодняя елка". младшая группа

Рисование. Тема: "Новогодняя елка".  младшая группа...

Полифункциональное пособие для мониторинга «Новогодняя елка» (старшая группа).

Дидактическое пособие предназначено для мониторинга освоения программы по ФЭМП, а также может использоваться для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, средн...