Использование дидактического материала «Дары Фрёбеля» в развитии дошкольников
презентация по математике

Ситникова Людмила Юрьевна

Одним из наиболее эффективных и полных средств развития творческого воображения дошкольника является дидактический материал «Дары Фрёбеля».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_fryobelya.docx23.62 КБ
Файл dary_frebelja.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Презентация

«Использование дидактического материала «Дары Фрёбеля»

 в развитии дошкольников»

Слайд 1:

Использование дидактического материала «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста.

Слайд 2:

Одной из основных образовательных программ дошкольного образования, реализующих концепцию инновационного, развивающего образования, является программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой).

Творческое воображение – центральное психологическое «завоевание» дошкольного детства (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов). Поэтому его формирование внутри различных видов детской деятельности обеспечивает становление психики ребенка в целом. Это является одним из пунктов программы.

Одним из наиболее эффективных и полных средств развития творческого воображения дошкольника является дидактический материал «Дары Фрёбеля».

Слайд 3:

Фридрих Фрёбель – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фрёбель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Слайд 4. Фото – дары Фрёбеля

Обучение детей в детских садах Фрёбеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фрёбель разработал свой дидактический материал, так называемые «дары Фрёбеля», куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними

В раннем понятийном развитии основы математики перекрещиваются с другими областями знания, особенно с языком и логикой. Мы выделяем следующие восемь математических понятий для детей раннего возраста:

• Взаимно однозначное соответствие подразумевает размещение объектов в прямом отношении друг к другу: одна булочка для каждого ребёнка или одна подушка для каждой детской кроватки.

• Сериация включает в себя способность устанавливать предметы по порядку, сначала по размеру, от самых маленьких до самых больших, а затем по числу. Для того, чтобы сделать последнее, ребёнок должен знать цифры и уметь приписывать им количество.

• Счёт включает способность продемонстрировать понимание числа и количества. Он предполагает также ответить на вопрос: «Какое это число?» и «Какое идёт следующим?»

• Вычисление – это процесс сложения и вычитания, производимый на конкретном материале.

• Классификация включает способность сортировать предметы по их свойствам (например, по цвету, форме, размеру). Она подразумевает способность отвечать на вопрос: «Почему всё это собрано вместе?».

• Измерение – это процесс нахождения количества стандартных единиц в предмете.

• Сравнение подразумевает способность определять посредством измерения, что один предмет больше, меньше или равен другому.

• Геометрия – это изучение пространственных взаимоотношений. Для маленьких детей это означает изучение объектов и их взаимоотношений, а также распознавание форм и повторяющихся последовательностей (паттернов).

• Паттерн (повторяющаяся последовательность) – это тема, связующая разделы математики. Она помогает детям видеть связи, отношения, делать обобщения и предвидеть. Освоение понятия паттерн даёт детям понимание присущих паттернам предсказуемости и повторяемости. Паттерны представляют базовые единицы: жёлтый – красный, жёлтый – красный. Дети должны опробовать регулярность и повторяемость в действии, цвете, местоположении и количестве. Дети описывают, продолжают, переносят, переводят и создают паттерны.

Слайд 5:

Модуль 1: шерстяные мячики.

знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:

1. мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;

2. с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».

Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 2 месяцев. Ребенок изучает цвета, стимулирует тактильные ощущения, знакомится с движением. Он хватает и толкает мячик, наблюдает за траекторией, познает возможности собственного тела.

Слайд 6:

Модуль 2:

«Основные тела»

Комплект из шара, цилиндра и кубика. Этот набор вводит новые геометрические тела, дает понять разницу между ними, учит взаимодействовать с каждым.

знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Слайд 7:

Модуль 3 «Куб из кубиков»,

Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.

Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.

Модуль 4 «Куб из брусков»

Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.

понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.

развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

Слайд 8:

Модуль 5 «Кубики и призмы»

27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4 детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.

Знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.

знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения.

Пятый «дар» - кубик, дважды равномерно разделенный во всех направлениях на маленькие кубики, три из которых, в свою очередь, делятся по диагонали пополам, а остальные три - по двум диагоналям на четверти. Таким образом увеличивается число кубиков, а также появляется новый развивающий элемент - деление кубика по диагонали, благодаря которому ребенок знакомится с наклоном под определенным углом.

Большое значение Ф. Фребель отводил «дарам», которые использовались как строительный материал («дары», начиная с третьего).

Слайд 9:

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Включает цветные круги, полукруги, треугольники (равносторонние, прямоугольные равнобедренные, тупоугольные равнобедренные, прямоугольные разносторонние) и квадратики.

Изучение различных плоскостных геометр. фигур. В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба. Обводим квадратики разной величины карандашом. Считаем стороны углы и стороны. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.

Слайд 10:

Модуль 8 «Палочки»

Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав числа. Конструирование.

Слайд 11:

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Включает кольца и полукольца трех типоразмеров (малые, средние, большие). Логическое мышление. Часть и целое. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих способностей и творческого воображения. Развитие речевых способностей.

Слайд 12:

Модуль «Фишки».

Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету, использование в качестве счетного материала. Последовательность действий. Выкладывание по образцу.

Слайд 13:

Модуль «Цветные тела». Тренировка мелкой моторики (в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки (с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. Форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполн. Задания по образцу, по заданному алгоритму.

Слайд 14:

Модуль «Мозаика. Шнуровка». Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.

Слайд 15.

Модуль «Башенки»

Закрепление названий геометр. Фигур. Конструирование. Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения. Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между - способствует развитию пространст. Мышления.

Слайд 16. «Арки и цифры».

Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.

Слайды 17-22:

Использование «Даров» в нашей практике помогает нам развивать творческое воображение детей не только в образовательных ситуациях, но и в режимных моментах, и при индивидуальном взаимодействии. Кроме того, мы приобщаем к деятельности не только детей, но и их семьи. Так, недавно нами было проведено родительское собрание в нетрадиционной форме, где педагогами был проведен мастер-класс в форме игры-конструирования с использованием даров фребеля.

Слайд 22:

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в негосударственных образовательных учреждениях и в процессе семейного воспитания. Комплект является составной частью развивающей образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Итак, Ф. Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые воспитатели могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени.

Таким образом, произведено теоретическиое обоснование необходимости, целесообразности и эффективности методики использования фребелевских материалов в работе с детьми дошкольного возраста. Данные действия могут быть отправной точкой в умственном развитии ребенка, а эффективность можно обеспечить следующими условиями: наличием различных материалов для использования в образовательном процессе дошкольного учебного заведения; знание методики использования фребелевских материалов в работе с детьми; подготовка специалистов-воспитателей со знанием методики использования фребелевских дидактических игр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дидактического материала «Дары Фрёбеля » в развитии детей дошкольного возраста Воспитатель: Ситникова Л.Ю., МБДОУ «Детский сад «Маленький принц»

Слайд 2

П рограмма «От рождения до школы »

Слайд 3

Фридрих Фрёбель – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Слайд 4

Дидактический материал «Дары Фрёбеля »

Слайд 5

Модуль 1: «Шерстяные мячики»

Слайд 6

Модуль 2: «Основные тела»

Слайд 7

Модуль 3 «Куб из кубиков», Модуль 4 «Куб из брусков»

Слайд 8

Модуль 5 «Кубики и призмы», Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Слайд 9

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Слайд 10

Модуль 8 «Палочки»

Слайд 11

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Слайд 12

Модуль 10 «Фишки»

Слайд 13

Модуль 11 «Цветные тела»

Слайд 14

Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка»

Слайд 15

Модуль 13 «Башенки»

Слайд 16

Модуль 14 «Арки и цифры»

Слайд 23

Игровой набор «Дары Фрёбеля » может быть использован для развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к опыту работы "Использование игровой материал " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Игровой набор  " Дары фрёбеля" это одна из новых форм организации процесса обучения и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми. Набор позваляет решать за...

«Дидактический материал «Дары Фрёбеля» как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

дидактический материал  "Дары Фребеля"  позволяет воспитателю развивать у детей познавательную активность, способствует развитию мелкой и крупной моторики рук , а также развивает п...

Тема самообразования: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста.И, по мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забав...

Самообразование "Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала "Дары Фрёбеля"

Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала "Дары Фрёбеля"...

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста."

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста" содержит карткую основную информацию о наборе и возможно...

Конспект.Тема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Конспект  НОД Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: «Путешествие в страну  Фрёбеля» Квест-игра  по математическому и сенсорному развитию с использова...