Картотека дидактических игр для дошкольников
картотека по математике (старшая группа)

Картотека дидактических игр для дошкольников 5 лет с использованием игровых средств: каврограф Ларчик, мини Ларчик, Геоконт виликан и малыш Геоконт.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_talyatti.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №7»

Воронежской области, г.Калач

Картотека дидактических игр для дошкольников 5 лет с использованием игровых средств: каврограф Ларчик, мини Ларчик, Геоконт виликан и малыш Геоконт.

                                                                         Тьютор: Астахова Н.И.

                                                                             Воспитаель ВКК

1.«Помоги  Малышу Гео сложить фигуру»

Задачи игры: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

Материал и оборудование: конверт, прозрачный квадрат Ларчик, Геоконт малыш, резиночки.

Ход иры.

Малышу Гео прислали конверт, и он просит, чтобы мы помогли ему разобраться, что в нем.

Задание педагога.

Воспитатель  объясняет задание: «В конверте лежат геометрические фигуры (прозрачный квадрат Ларчик), если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура. Затем  выложенные фигуры нужно повторить на Геоконте. Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

2.«Узоры паучка Чок-чок»

Задачи игры: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Материал и оборудование: Геоконт малыш, цветные резинки, схемы для конструирования узоров из геометрических фигур.

Ход игры.

 Воспитатель говорит, что паучок Чок-чок передал ей красивые узоры своих паутинок и просит ,чтобы  они  построили такие же красивые паутинки на Геоконте (схемы узоров из геометрических фигур). В заключении В. рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

 3.«Заколдованный замок»

Задачи игры: закрепить умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат), совершенствование умения выполнять задание, руководствуясь схемой.

Материал и оборудование: мини Ларчик, цветные веревочки.

Ход игры:

 Педагог помещает на магнитную доску карточки – схемы с изображением фрагмента замка. П.-«Это заколдованный замок. Его заколдовал злой волшебник.

Задание педагога:

чтобы узнать, кто живет в нем, вам надо выложить у себя на мини Ларчиках, такой же замок. Замок должен получиться таким же, как на схеме».  

Дети выкладывают замок по схеме. После того как дети построят замок, педагог показывает девочку Дольку, которая спрятана под схемой. Она и есть хозяйка этого замка.

4.«Ручейки»

Задачи игры: :  закреплять умение сравнивать  предметы по ширине.

Материал и оборудование: 2 веревки, каврограф для фронтальной работы, мини Ларчики на каждого ребенка, веревочки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям отправиться на прогулку, но на пути они встретили ручеек. На полу – две длинные параллельные веревки (расстояние 30-35см. между веревками).  Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ноги. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: « Ручеек бывает такой ровный, очень редко. На самом деле он извилистый — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Воспитатель показывает тоже действие, что  на полу и  на коврографе.

Задание педагога:

 сделать свои ручейки на мини Ларчиках. Дети конструируют волнистые линии в разных направлениях

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они строили ручейки (направления право, лево, верх, низ). Оригинальные решения детей, педагог обязательно поощряет.

5.«Волшебные веревочки»

Задачи игры: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Материал и оборудование: веревочки разноцветные, длиной 25—30 см.; мини Ларчик, Геконт малыш с резинками.

Ход игры.

Маг Котерфильд любит разные превращения, и на этот раз он нам приготовил магию.

Задание педагога:

1-й вариант. Педагог показывает число предметов одним из способов: на каврографе клетки выделенные веревочкой, на геоконте гвоздики, с помощью картинок или др.. Дети на выбор выбирают мини Ларчик или Геоконт малыш  и выкладывают с помощью веревочек и резиночек цифру, соответствующую числу.

Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает камушек стеклянный цветной .

2-й вариант. Дети поднимают резиночку и веревочку за один конец над мини Ларчиком или Геоконтом  малышом и произносят хором волшебные слова: «Ниточка, веревочка, покружитесь, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.

 6.«Веселая гусеница Фифа»

Задачи игры: закреплять  навыки в нахождении места цифр в числовом ряду  последующего и предыдущего числа, ориентироваться по клеткам каврографа.

Материал и оборудование: круги из ковролина (10шт.) 11ый круг –мордочка гусеницы, ларчик цифр и знаков, разноцветные квадраты.

Ход игры.

На теле гусеницы расположены цифры , некоторая цифра отсутствует. Усложнение: можно убрать несколько цифр. Она спрятана под цветные квадраты, которые прикреплены на коврографе. Дети закрывают глаза, педагог снимает цифру с гусеницы и прячет под квадрат. Дети открывают глаза и называют цифру, которой не хватает, затем ребенок находит цифру по описанию педагога под квадратом.

Гусеница очень любит играть с цифрами. Она играла с ними и потеряла одну из цифр. Помогите  гусеницы найти цифру.

7.«Геометрический узор»

Цель:  закрепления знаний детьми о геометрических фигурах, умение  составлять фигуру, ориентируясь по схеме.

Ход игры.

Малыш Гео любит рисовать разные узоры на песке (на подносах с песком на рисованы «узоры» (геометрические фигуры). Дети рассматривают их.

Задание педагога: составить фигуру по выбору на Геоконте малыше или на мини Ларчике.

8.«Следы Гусеницы Фифы»

Задачи игры: закрепить  умения ориентироваться в величине полосок,

понятия: длинный, короткий, широкий, узкий; сравнение полоски по данным параметрам величины.

Материал и оборудование: мини Ларчик, набор полосок из кавролина красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.

Гусеница Фифа ползала по песку возле своей лужице, где она любила загорать и оставила следы.

Педагог предлагает варианты заданий следов гусеницы выложить на мини Ларчике:

1) группировка «широкие – узкие»;

2) группировка «длинные – короткие»;

3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;

4) сравнение полосок по разным параметрам величины.

9.«Кто самый первый?!»

Задачи игры:  закрепить знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.

Материал и оборудование: геометрические фигуры (круги, квадраты,

треугольники, прямоугольники, ромбы) из ковролина, Геоконт малыш, цветные резинки.

Ход игры.

Дети идут в лес собирать необычные осенние листочки.

Задание педагога:

На ковре рассыпанные геометрические фигуры, педагог предлагает выбрать себе фигуры.

Каждому из играющих воспитатель дает персональное задание (схемы по собиранию  фигур, которые они себе выбрали) и дети выкладывают на геоконте. Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры.

10.«Поможем малышу Гео нарядить новогоднюю елочку»

Задачи игры: закрепление умений понимать инструкцию по выполнению действий, соблюдая логическую последовательность.

Материал и оборудование:  мини Ларчики на каждого ребенка, елочки выложенные ( треугольники) из веревочек.

Владыка Луч подарил малышу Гео елочку к Новому году. Но он затрудняется ее украсить и  просит нас помочь ему.

Задание педагога:

1 вариант. Дети украшают елку (выкладывают гирлянды) геометрическими фигурами по словесной инструкции педагога. Например: положить маленький красный круг с лево на нижнею часть елки, а большой синий квадрат с право на среднюю часть елки и т.д.

2вариант (с усложнением). Воспитатель демонстрирует на коврографе  разные варианты гирлянд (схемы). Дети должны определить, к какому варианту подходит имеющийся у них набор фигур, выстроить последовательность и продолжить ее. В конце игры можно предложить детям рассказать стихи о елочке.

11.«В пещеру за самоцветами»

Задачи игры: закрепить умения ориентироваться  в пространстве.

Материал и оборудование: каврограф Ларчик, цветные квадраты.

Ход игры.

В пещере находятся камни самоцветы (квадраты разноцветные). Детям нужно собрать их, но Незримка Всюсь любит их прятать.

Задание педагога:

дети запоминают, как расположены несколько цветных квадратов по отношению друг к другу на коврографе. Ведущий меняет один-два цветных квадратов (все квадраты находятся  в одном большом квадрате каврографа). Дети открывают глаза, рассказывают о произошедших изменениях. Например: красный квадрат теперь находится во втором ряду третьего столбика и т.д..

12.«Составь фигуру»

Задачи игры: закрепить умения составлять геометрические фигуры на Геоконте малыш и мини Ларчике., анализировать и обследовать  их зрительно-осязаемым способом.

Материал и оборудование: Геконт малыш, цветные резиночки, мини Ларчик, мерные веревочки.

Ход игры.

Для геоконта

Составить квадрат и треугольник маленького размера.

Составить маленький и большой квадраты.

Для мини Ларчика

1.Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3одномерным веревочкам, а левая и правая – 2.

2.Составить из веревочек  последовательно фигуры: круг и овал, треугольники, прямоугольники и четырёхугольники.

13.«Найди, назови и положи»

Задачи игры:  закрепить умения быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета и класть ее по описанию.

Оборудование: геометрические фигуры ( кавролин), мини Ларчик.

Ход игры.

 На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит взять различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. и положить в верхний правый квадрат мини Ларчика, в клеточку, которая находится в четвертом ряду третьего столбика и т.д.

14.«Дни недели»

Задачи игры: закрепить   знания детей о последовательности дней недели; формирование умений перечислять их в определённом порядке.

Материал и оборудование: цветные квадраты, мини Ларчики и каврограф Ларчик.

Ход игры.

Детям предлагается выполнить следующие игровые действия:

-Расставить квадраты по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели;

-Расставить квадраты в обратном порядке от воскресенья до понедельника, перечисляя дни недели;

-Назвать и показать рабочие и выходные дни;

-Назвать и показать дни недели, начиная с любого дня;

-Назвать и показать 1 –й,4-й, 6-й и т.д. день недели, начиная с понедельника.

Примерный вариант цветового моделирования дней недели: понедельник – красный;  вторник – оранжевый; среда – жёлтый;  четверг  - зелёный;  пятница – голубой;  суббота – синий;  воскресенье – фиолетовый.

15.«На что похоже?»

 Задачи игры:  закрепить  знания детей о  геометрических фигур, развивать наблюдательность.

Материал и оборудование: Геоконт малыш, резиночки.

Ход игры.

Дети сидят за столами с Геоконтами, а педагог говорит:                                

 Вы послушайте, ребята,

  С вами будем мы играть.

  Я  сейчас скажу задание,

  А вы будет выполнять!  

1. Солнце в небе, какую фигуру напоминает? (круг)

2. А окно на что похоже? (квадрат)

3. Когда ты строишь дом, какую фигуру кладешь вместо крыши? (треугольник)

4. Если к двери подойдешь, какую фигуру вспомнишь? (прямоугольник)

5. Когда мячик ты берешь, какую форму вспоминаешь? (шар)

Любой предмет, окружающий ребенка имеет форму, поэтому вопросов может быть очень много.

Варианты:

 1. Вопросы можно задавать в обратном порядке: на что похож  квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар.

 2. Водящим может быть воспитатель или ребенок

Игру можно выполнять на мини Ларчиках с веревочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для дошкольников по цветоведению.

Данная информация предназначена для воспитателей и  родителей воспитанников ДОУ. Предоставленный  материал поможет познакомить и закрепить знания об основных  цветах, их оттенках....

Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Думаю, что дидактические игры, подобранные мной, будут интересны идля воспитателей, и для родителей....

Картотека дидактических игр для дошкольников старшего возраста по подготовке к обучению грамоте.

Картотека дидактических игр для дошкольников старшего возраста по подготовке к обучению грамоте....

Картотека дидактических игр для дошкольников

Пособие для воспитателей и других специалистов ДОУ, которое поможет Вам в работе...

Картотека дидактических игр для дошкольников

КАРТОТЕКАДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»...

Картотека дидактические игры для дошкольников по теме «Духовно-нравственное воспитание»

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. За...