Как мы спасали Фею-смекалку
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_spasali_feyu-smekalku_2022.odt17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Как мы спасали Фею-смекалку»  

(для детей подготовительной к школе группы с использованием логических игр )

 

 Мухина Ольга Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

 

Цель: формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • учить решать задачи по картинкам и схемам;
  • закреплять  умение выстраивать логические цепочки, анализируя и сопоставляя способы трансформации;
  • совершенствовать умение считать 2-ми, 5-ми, 10-ми;
  • закреплять прямой и обратный счет;
  • совершенствовать умение синтезировать информацию, делать выводы и выяснять закономерности.

Оборудование и материалы: плакат с нарисованными 6-тью башнями в виде объемных геометричеких форм: параллепипеда, куба, пирамиды, цилиндра, шара и конкуса; два плоскостных цветка: на лепестках записаны примеры (из двух меньших чисел нужно составить число 10);  у одного цветка серединка грустная, у второго цветка серединка веселая);  числовой отрезок, на цифре 4 плоскостное изображение птички; листы бумаги с числовым отрезком и подсказкой (у каждого ребенка индивидуальный пример для решения); карандаши по количеству детей; дидактическая игра «Фабрика»; кодовые карточки (для игры «Фабрика»); книжка (для дидактической игы «Фабрика»; схемы к решению задач; дидактическая игра «Превращения фигур»; волшебная палочка для Феи-смекалки; пособие к блокам Дьенеша.

ХОД НОД

Организационный момент:

Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся!

 Мы любим знания получать –

 В школе будем учиться на 5!

Воспитатель. Ребята, сегодня утром Лена рассказала мне сказку. Я предлагаю и вам ее послушать (одна из воспитанниц  рассказывает  заранее подготовленный текст сказки):

        «У королевы Математики была очень красивая дочь. Звали ее Фея-смекалка. Но однажды небо потемнело, и из-за туч вылетел злой Волшебник. Он подхватил Фею-смекалку, унес ее в свой замок и  спрятал в одной из 6-ти башен».

Воспитатель. Я предлагаю спасти  Фею-смекалку.

Основная часть. (Воспитатель вывешивает плакат с 6-тью башнями в виде объемных геометрических форм: параллепипеда, куба, пирамиды, цилиндра, шара, конуса; над каждой башней цифры; над  5-тью башнями цифры расположены в порядке возрастания:1,2,3;  2,4,6;  5,10,15;  10,20,30; а над шестой башней цифры расположены в порядке убывания: 10,9,8;).

- Посмотрите внимательно и догадайтесь: в какой башне злой Волшебник спрятал Фею?

- Правильно,  в конусе. Почему? Потому что в этой башне, какой счет: прямой или обратный?

Дети. Обратный счет.

Воспитатель. Чтобы освободить Фею, нужно отгадать задания злого Волшебника. Вход   в замок через  башню-параллепипед. Где  она?

Дети. Внизу, справа.

Воспитатель. Около башни растут два цветка – веселый и грустный. Веселый цветок предлагает поиграть в веселый счет. Из двух меньших чисел нужно составить число 10. (Дети предлагают свои ответы.)

Воспитатель. Второй цветок грустный. Кто догадался – почему?

Дети. Неверно решены примеры (дети ищут ошибки).

Воспитатель. Разгадали задания первой башни. Молодцы!

- Стрелка указывает путь  ко второй башне. Как она называется?

Дети. Куб.

Воспитатель. На числовом  отрезке хочет отдохнуть птичка, но не знает, куда  ей сесть. Есть подсказка. Кто поможет птичке?

4 – 2 + 5 = 8  (7).

Дети. Птичка сначала сядет на цифру 4, потом перелетит на 2 шага влево, потом перелетит на 5 шагов вправо и отдохнет на цифре 7, а не на цифре 8. Подсказка неверна!

Воспитатель. (Индивидуальная работа за столом). На ваших листочках есть подсказка и числовой отрезок. Проверьте, верна ли ваша подсказка (или: на какой цифре будет отдыхать ваша птичка). Воспитатель обращает внимание на осанку детей, положение листа, карандаша.

Воспитатель. Если подсказка неверна – зачеркните ответ.

Физкультминутка.

        Воспитатель хлопнул в ладоши – дети повторили хлопки после сигнала «Начали!». Воспитатель  предлагает хлопнуть на два раза больше (меньше). Сначала хлопает воспитатель, дети хлопают после сигнала «Начали!».  

Игра «Эхо»: воспитатель хлопает сложный ритм, например: три хлопка подряд, пауза, два хлопка. Дети повторяют после сигнала воспитателя «Начали!».

Воспитатель. Стрелочка привела к … (воспитатель ждет ответа детей) цилиндру. В этой башне работает целая фабрика геометрических фигур (игра «Фабрика»). Что меняется? (См. М.В.Кралина. Логика. С.42-43)

Дети. Цвет, размер, толщина, форма.

Воспитатель. Как изменится наша книжка (была белая, тонкая, маленькая, квадратная)?

Дети. Будет  любого другого цвета, только не белого, большая, толстая, прямоугольная, может быть и круглая. (Дети  с помощью кодовых карточек  зашифровывают  геометрическую фигуру, которую  показывает воспитатель).

Воспитатель. На что показывает стрелочка?

Дети. На пирамиду.

Воспитатель. Здесь придумываются и решаются задачи с помощью картинок и цифр; предлагаю три варианта схем к задачам:

  • целое неизвестно, обе части известны;
  • целое известно, большая  часть известна, меньшая часть неизвестна;
  • целая часть известна, меньшая часть известна, большая неизвестна;

(дети придумывают   задачу, называют   условие, вопрос, предлагают решение, находят ответ)

Физкультминутка: «Смотри в оба!»

        Дети строятся в ряд. Водящего выбирают считалкой. Ему предлагается  запомнить в каком порядке стоят дети. После того как водящий отворачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось и восстановить прежнее построение (построение может быть линейное, круговое, хаотичное).

Воспитатель. Нас ждет последняя башня. Какая?

Дети. Шар. Здесь  злой Волшебник  занимается превращением  фигур  (игра «Превращения фигур». См. В.Г.Гоголева. Логическая азбука для детей 4-6 лет. С.85-110).

Дети. Я выбираю  карточку  «трансформация раздвижения,  «потому  что сначала   нужно круги раздвинуть; затем выбираю карточку «трансформация изменения количества», чтобы вместо двух кругов остался один (несколько вариантов).

Воспитатель. Вот и разгадали все задания   злого Волшебника, а это значит…
Дети. Что мы освободили  Фею-смекалку!

(Воспитатель выводит к детям девочку в яркой короне из геометрических фигур. В руках у Феи-смекалки волшебная полочка).

Фея-смекалка: Спасибо, что освободили меня. Я вам приготовила веселые загадки-шутки:

  • сколько рук у поросенка?
  • сколько ласт у лягушонка?
  • сколько гребней у гуся?
  • сколько ног у карася?

Рефлексия.

Воспитатель. Что было самым трудным при спасении Феи-смекалки (дети по кругу передают волшебную палочку и высказывают свое мнение)?

Какие задания показались легкими?

Чему ты научился (лась), когда спасал (ла) Фею?

Угощение от Феи-смекалки.

Литература:

1.Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург. 1998. С.85-110

2.Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2004.

3.Кралина М.В. Логика. Екатеринбург. У-фактория». 1998. С.42-43.