Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью инновационной игровой технологии.
методическая разработка по математике

Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в процессе обучения в данном курсе, являются базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.

Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная технология, как игровая.

Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.

Именно поэтому использование инновационной игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста и полностью соответствует поставленной цели развития личности, реализуя тем самым государственные стандарты дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_r_innovats_igr_deyat_matemat_predst.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационной игровой технологии

в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста 

Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в процессе обучения в данном курсе, являются базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.

Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная технология, как игровая.

Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.

Именно поэтому использование инновационной игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста и полностью соответствует поставленной цели развития личности, реализуя тем самым государственные стандарты дошкольного образования.

В данном курсе инновационная игровая технология используется в качестве как самостоятельной образовательной технологии, так и в качестве непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр. Игровая технология построена как целостное образование и обхватывает ту часть образовательного процесса как развитие математических представлений младших дошкольников. В нее включены последовательно игры и игровые упражнения, направленные на развития зрительной и словестной памяти, на формирование концентрации и расширения объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, развитие умственных умений, таких как: обобщение, сериация, сравнение, анализа и синтеза, счета и количественных представлений.

В арсенале игровой технологии присутствуют игры, способствующие обогащению бытового словаря, связной речи, игры, развивающие наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление.

Так же в данном курсе используется игроваятехнология развивающих игр как часть общей инновационной игровой технологии. В нее включены игры, такие как: предметные развивающие игры Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и тому подобные. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, рамок и вкладышей Монтессори. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Используемые развивающие игры разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и в процессе образовательной деятельности создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Каждая игра или игровое упражнение, являющиеся элементом инновационной игровой технологии, сами по себе имеют методическую, дидактическую и психологическую цели, но объединяя несколько игр в одну образовательную систему, что является необходимым критерием инновационной игровой технологии, я объединяю их одним содержанием, сюжетом и персонажем. Это дает возможность в данном курсе выйти на качественно новый уровень воздействия на детей в процессе образовательной деятельности. Одним словом, использование игровой технологии дает мне возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходят из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся, в основном, на действии детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт освоения математических премудростей.

Образовательная деятельность в форме игры в данном курсе интересна, занимательна, но не развлекательна. Игры, входящие в состав инновационной игровой технологии обладают существенным признаком - четко поставленной образовательной целью, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игры, элементы, используемые в инновационной игровой технологии, придают образовательной задаче конкретный, актуальный смысл, что позволяет сделать более доступным решение сложных задач и способствует становлению осознанной, познавательной мотивации  у детей дошкольного возраста.

Реализация игровой технологии, в процессе образовательной деятельности, в данном курсе происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой ситуации, образовательная деятельность подчинена правилам игры, материалы используются в качестве её средства, а в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешно выполненное задание связывается с игровым результатом.

Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Для реализации такого подхода структура инновационной игровой технологии, используемой в данном курсе, соответствует структуре инновационных образовательных технологий. Она обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает мне возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, я получаю гарантированный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Цель: использование инновационной игровой технологии как метода и формы эффективной организации образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию математических представлений.

Основные задачи:

  • Обучение ребенка доступным ему видом моделирования и формирования на этой основе математических представлений ( «число», «величина», «геометрическая фигура»).
  • Формирование общих приемов умственной деятельности ( классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация, аномалия).
  • Формирование и развитие пространственного мышления.
  • Формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления.
  • Формирование простейших графических умений и навыков.
  • Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
  • Формирование общеучебных умений и навыков.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

  • Структура занятий имеет следующий вид:
  • Введение в игровую ситуацию.
  • Актуализация и затруднения в игровой ситуации.
  • Открытие детьми нового знания.
  • Включение нового знания в систему знаний ребенка.
  • Итог занятия.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

Непосредственно образовательная деятельность один раз в неделю.

Тема

Цель

Игры и упражнения

Октябрь

1

Много, мало, один

Формировать умение составлять группы отдельных предметов

Д/и “Медведь и пчелки”, “Цветочная поляна”, “Возьми лодочку”

2

Круг, квадрат

Познакомить детей с квадратом, различать и называть круг, квадрат

Д/и “Найди свой домик”

Р/и Логические блоки Дьенеша

Д/и “Наведи порядок”

3

Круг, квадрат (закрепление)

Формировать умение различать и называть круг и квадрат. Классифицировать предметы по признаку формы. Создавать образы на основе характерных признаков

Д/и “Цветные автомобили”

вкладыши Монтессори

Р/и Логические блоки Дьенеша

Д/и “Подбери картинку”

4

Много, мало, один (закрепление)

Упражнять составление групп отдельных предметов, находить сходство между ними, различать и называть формы предметов

Д/и “Зоопарк”, “Поезд”, “Соберем букет”

Ноябрь

1

Круг, квадрат, треугольник

Познакомить детей с треугольником. Формировать умение различать его, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию

Д/и “Найди такую же фигуру”, “Что изменилось?”, “Догадайся что я вижу”

2

Круг, квадрат, треугольник (закрепление)

Формировать умение различать и называть геометрические фигуры

Д/и “Чудесный мешочек”, “Отгадай”, “Геометрическое лото”

Р/и Логические блоки Дьенеша

3

Столько…сколько

Формировать умение сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и не равенство

Счетные палочки Кюизенера

Д/и “Бабочки и цветы”, “Воробушки и автомобиль”

4

Столько…сколько поровну

Формировать умение сравнивать количество предметов в двух группах использую слова: столько…сколько, поровну, много, мало, один

Д/и “Накормим зайчиков”, “Зайцы на лужайке”, “Что изменилось?”

Декабрь

1

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение находить предметы в пространстве. Упражнять в сравнение двух групп предметов

Д/и “Строим дом”, “Забор”, “Куда спряталась мышка?”

2

Сравнение предметов по длине

Формировать умение сравнивать предметы по длине, рассказывать о результатах сравнения

Д/и “На прогулке”, “Дорожки”

Счетные палочки Кюизенера

Р/и “Сложи узор”

3

Сравнение предметов по длине (закрепление)

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ориентироваться в пространстве

Д/и “Шарфы”, “Куда пойдешь, то и найдешь”, “Угадай, что загадали?”

4

День-ночь

Формировать умение различать части суток, сравнивать предметы по длине

Д/и “Мы шагаем”, “Что длиннее?”, “День-ночь”

Январь

1

Круг, квадрат, треугольник

Формировать умение называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, различать один-много

Д/и “Поезд”, “Волшебный мешочек”, “Геометрическое лото”

2

Сравнение предметов по ширине

Формировать умение сравнивать два предмета по ширине. Различать и называть геометрические фигуры

Д/и “Ручеёк”, “Пройди по мостику”, “Одеяло”

3

Сравнение предметов по ширине (закрепление)

Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, обозначать словами результат сравнения

Д/и “Два бассейна”, “Едим в гости”, “На другой берег”

4

Время: утро, вечер, день, ночь

Формировать умение называть временные отрезки

Д/и “Где больше?”, “Назови пропущенное слово”, “Найди предмет”

Февраль

1

Сравнение двух групп предметов

Формировать умение сравнивать количество предметов (равное и не равное)

Д/и “Найди свою варежку”, “Скорый поезд”, “Чего не хватает?”

2

Сравнение предметов по ширине (закрепление)

Упражнять детей в сравнение предметов по ширине, умение ориентироваться во времени и пространстве

Д/и “Скажи, куда мы положили?”, “Собери цепочку”, “Скатай ленту”

3

Сравнение двух групп предметов (закрепление)

Формировать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов

Д/и “Будь внимательным”, “Зайчики и волк”, “Чего не хватает?”

4

Сравнение двух групп предметов (закрепление)

Формировать умение сравнивать две группы предметов по величине, ориентироваться во времени

Д/и “Ищи и найдешь”, “Зеркало”, “Скажи наоборот”

Р/и Логические блоки Дьенеша

Март

1

Геометрические фигуры. Освоение последовательности действий

Закреплять умение группировать геометрические фигуры по форме. Развивать воображение, память

Д/и “Поведи дорожки”, “Чем это может быть?”, “Разложи правильно”

2

Сравнение предметов по характерным признакам

Развивать аналитические способности. Умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине

Р/и Логические блоки Дьенеша

Д/и “Что изменилось?”, “Чем похожи, чем отличаются?”

Р/и “Уголки”

3

Равенство и не равенство групп предметов. Сравнение предметов по высоте

Формировать умение различать равенство и не равенство групп предметов. Умение сравнивать предметы по высоте

Д/и “Собери ягодки”, “Продолжи ряд”, “Помоги достать”

4

Сравнение предметов по длине и ширине

Формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине

Д/и “У кого хвост длиннее”,

“Веселый гном”, “Купим пуговицы”

Апрель

1

Геометрические фигуры

Формировать умение распознавать, называть, узнавать геометрические фигуры, находить сходства и различия

Д/и “Находить сходства и различия”, “Чем похожи, чем отличаются?, “Подбери пару”, “Волшебный мешочек”

2

Нахождение предметов с заданными свойствами

Формировать умение выделять основные признаки предметов. Освоение приемов мнемотехники

Д/и “Геометрическое лото”

Р/и “Счетные палочки”

3

Ориентировка на плоскости

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги

Д/и “Кто быстрее пройдет свой лабиринт”, “Что сначала, что потом?”, “Справа как слева”

4

Ориентировка в пространстве

Формировать умение ориентироваться в пространстве, выделение характерного признака предмета

Д/и “На что похоже?”, “Заплатки”

Май

1

Группировка предмета по двум признакам. Счет

Формировать умение выделять основные признаки предметов, умение пересчитывать предметы в пределах трех

Д/и “Найди столько же”, “Кто быстрее соберет бусы”, “Волшебные дорожки”

2

Количественное представление

Развивать умение считать и отсчитывать предметы в пределах трех. Развивать умение выделять несколько признаков

Д/и “Собери цепочку”, “Игра с обручем”, “Огоньки”

3

Классификация множеств

Формировать умение классифицировать множество по двум свойствам

Р/и Логические блоки Дьенеша

Д/и “Геометрическая мозаика”, “Чудесный мешочек”

4

Геометрические тела

Формировать умение различать шар и куб. Развивать умение анализировать предметы по признакам. Считать предметы

Д/и “Прокати до ворот”, “Найди лишнюю фигуру”, “Разложи правильно”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию математических представлених для детей младшего дошкольного возраста.

картотека дидактических игр по рарвитию математических представлений у дошкольников....

Педагогические основы развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обо...

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Создание социальной ситуации развития для выявления эффективности разработанной системы математических  д/и из нестандартного оборудования по развитию логического мышления у детей младшего дошкол...

Картотека дидактических игра по развитию математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игра по развитию математических представлений для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования "...

Инновационная игровая технология, как эффективный способ реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в нашей используется такая инновационная технология, ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и  основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей...

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через поддержку игровой активности»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...