статья на тему Математические представления в проекции игры
статья по математике

Ирина Валерьяновна Филянина

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. И задачей педагога является использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых. Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребёнка в моторной активности, движении, помогают использовать счёт, контролировать правильность выполнения действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskih_predstavleniya_v_proektsii_igry.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Филянина И.В. Воспитатель

ГБДОУ Детский сад №28 Невского Района

Санкт-Петербург

Математические представления в проекции игры

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. И задачей педагога является использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых. Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребёнка в моторной активности, движении, помогают использовать счёт, контролировать правильность выполнения действий.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально- экономических областей.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. В то же время ребёнок с развитым интеллектом и логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счёт, вычисления ит. д.).

Математика - уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

В процессе своей работы воспитатель должен создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию инициативы и самостоятельности, активности в реализации поставленных задач. Педагог воспитывает у детей выдержку и настойчивость, честность, сдержанную реакцию на собственную неудачу, а также умение ободрить, поддержать товарища.

Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой основные задачи:

-развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;

-формирование геометрического мышления, графических навыков;

-совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса;

-развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения);

-воспитание аккуратности, бережного отношения к играм.

Для успешного решения этих задач в группах должна быть соответствующая предметно-развивающая среда.

Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:

-от простого к сложному- предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;

-индивидуальность -предполагает учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;

-безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребёнка;

-сотворчество детей и взрослых;

-соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям (учитывая индивидуальные особенности детей);

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; расширение кругозора детей. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением. В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания; обучающие игры с элементами информатики и моделирования; игры, направленные на интеллектуальное развитие детей; строительно-конструктивные игры. Кроме этого, активно используются сюжетно - дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.), общественные события и традиции «Встреча гостей», «Праздник пришел» и др. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она пронизывает их всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Дети творцы настоящего и будущего. Они создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом. Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Организованная работа по математическому развитию детей дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать повышению уровня математического развития детей. Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать игровые формы, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовить дошкольников к последующему обучению. Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Каждый педагог знает. Что дидактическая игра занимает особое место в обучении и воспитании дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит к началу учёбы в школе. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению. Сравнению связанных между собой понятий и действий. Выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мыслит, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Эти предварительные умения создают необходимую основу для успешного изучения математики в школе.

Сегодня в арсенале педагогов есть множество методических систем, каждая из которых интересна по- своему, а объединяет их любовь и уважение к маленькому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал на тему: "Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игры"

"Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игры"...

Презентация. Тема :"Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"

Презентация. Тема: "Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"

В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....

Статья. «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

хочу поделиться опытом работы по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры для детей младшей группы....