Дидактические игры по математике 2 младшая группа
материал по математике (младшая группа)

Шуляк Светлана Геннадьевна

Дидактические игры по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_matematike_2_ml.docx52.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар – птица»

Дидактические игры и игровые упражнения по ФЭМП для 2 младшей группы

Количество

Дидактическая игра «Самолёты»

Цель: Совершенствовать умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества, закрепление понятий «один», «много».

Ход игры: На стульях расположены самолёты двух разных цветов. Воспитатель: Вы все - летчики. Лена - летчица, Коля - летчик, Ира - летчица. Сколько у нас летчиков? Дети: Много. Воспитатель: Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взял Женя? Сколько самолетов взяла Ира? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов? Дети: Много самолетов. Воспитатель: На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.) Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог постоянно обращает внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?».

Дидактическая игра «Разноцветные фонарики»

Цель: Совершенствовать умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества, учить составлять множество из разных по качеству (цвету) подмножеств предметов, закреплять понятия «один», «много», «мало», «ни одного».

Материал: фонарики 3 – 4 цветов по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель вносит коробку с фонариками. Задает вопросы: Сколько фонариков? Какого цвета? Сколько фонариков каждого цвета? (много, мало, ни одного). Дает задание взять каждому по фонарику. Спрашивает: кто, сколько взял, какого цвета, сколько осталось в коробке? (Ни одного). Воспитатель дает команду: «Фонарики зажглись и закружились». (Дети поднимают фонарики вверх и танцуют). Вопросы к детям: Сколько танцует фонариков? (Много). Сколько каждого цвета? Далее воспитатель говорит: «Наступило утро, погасли синие фонарики (дети присели), погасли желтые и красные. Сколько осталось фонариков?» (Ни одного). Опять наступает «вечер», дети обмениваются фонариками, игра повторяется. После игры фонарики складываются в коробку, воспитатель задает те же вопросы.

Дидактическая игра «Медведь и пчёлы»

Цель: Совершенствовать умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке, учить различать понятия «один», «много».

Ход игры. Дети сидят на стульчиках - пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня - пчелка, Ира - пчелка, Валя - пчелка, Света - пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»- отвечают дети. «Сережа будет медведем,- говорит воспитатель и спрашивает: Сколько медведей? - Медведь один. Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка - много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь - пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» - «Одна».- «Не поймал медведь пчелок и пошел спать». Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много».

Дидактическая игра «Кот и мыши»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, ориентироваться в пространстве (используя слова «за», «на», «под», «над», «ближе», «дальше»

Ход игры: (На небольшом расстоянии друг от друга на полу разложены в два ряда обручи – один напротив другого. Обручей столько, сколько детей – это «норки мышей»)

Ребята давайте представим, что Леша – кот, а все остальные мышки.

Сколько мышек?

Дети: много мышек.

Воспитатель: Сколько норок?

Дети: много норок.

Воспитатель: У каждой мышки – своя норка. Чего больше (меньше) – мышек или норок?

Дети: сколько мышек, столько норок.

Воспитатель: Внимание! Мышки бегают по комнате, ищут корочки, зернышки. («Мышки» разбегаются.) И вдруг проснулся кот, замурлыкал, замяукал. («Кот» встает и готовится ловить «мышек».) Испугались мышки и попрятались в норки. («Мышки» убегают от «кота», становятся в обручи – «норки». Если «кот» никого не поймал, он заглядывает в «норки», затем садится на место).

Дидактическая игра «Найдем игрушки»

Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.

Ход игры. Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты одинаковые игрушки и говорит: «Будем искать одинаковые игрушки». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные игрушки, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут другие  игрушки. Затем ищут игрушки, которых в группе по одной.

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Цель: Совершенствовать умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке, закрепить умение оперировать понятиями «один» и «много».

Ход игры. Дети проходят в кукольный уголок. Воспитатель предлагает рассмотреть каких игрушек много? Каких только по одной? Затем воспитатель просит навести порядок в уголке – на полочку оставить только те игрушки, которые по одной, а в корзину, сложить – которых много.

Дидактическая игра «Определи, у кого больше (меньше)»

Цель: закрепить умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложение и приложением).

Ход игры. Дети садятся за столы, на которых находятся карточки с нарисованными на них грибами. Воспитатель выясняет сколько грибов на картинке. Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке листочки: «Сколько листочков на дорожке мы нашли?». Просит принести к грибочку один листочек и положить под ним. Воспитатель интересуется чего больше. Затем предлагает убрать лишние листочки, чтобы количество листочков и грибочков стало одинаковым.  

Дидактическая игра «Поставь цветы в вазу»

Цель: закрепить умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложение и приложением).

Ход игры. Две вазы определенного размера: маленькая и большая. Ребёнок расставляет цветы в вазы в соответствии с размером.

Дидактическая игра «Угостим зверей»

Цель: закрепить умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложение и приложением), учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Ход игры. Воспитатель предлагает угостить зверей морковкой зайчиков, орехами белочек. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Воспитатель предлагает проверить, каждому ли животному достанется угощение.

Дидактическая игра «Найди столько же»

Цель: закрепить умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложение и приложением), формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры. Воспитатель: Ребята, посмотрите на верхней полоске расположены мишки. Воспитатель раздает детям конфеты (на одну меньше, чем мишек), которые дети раскладывают на нижней полоске карточки (под каждым мишкой).

Воспитатель: Скажите, сколько медвежат? У каждого мишке есть конфета? Чего больше – мишек или конфет? Как сделать так, чтобы конфет и мишек стало поровну?

Дидактическая игра «В каком ряду больше детей»

Цель: закрепить умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложение и приложением)

Ход игры. Дети встают в два ряда друг напротив друга. Один ребенок остается без пары, он - водящий и отвечает на вопросы воспитателя.

Воспитатель спрашивает: «В первом ряду стоит столько же детей, сколько и во втором?»

Ответ ребенка проверяется следующим образом: каждый ребенок первого ряда берет за руку ребенка из второго ряда.

Дидактическая игра «Бабочки и цветы»

Цель: закрепить умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложение и приложением).

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

Дидактическая игра «Кто больше принесет игрушек»

Цель: закрепить умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложение и приложением), учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки разной формы.

Ход игры. Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

Игры с пальчиками

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого). Воспитатель обращает внимание , что пальчиков много.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке). Воспитатель обращает внимание, что пальчиков не осталось ни одного.

Величина

Дидактическая игра «Чья дорожка длиннее»

Цель: Продолжать учить сравнивать две группы предметов путем приложения, определяя, где больше, где меньше: сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами «длиннее, короче».

Ход игры. Рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.

Дидактическая игра «Разложи карандаши в коробки»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный-короткий, длиннее – короче.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям навести порядок в коробочке с карандашами. Дети раскладывают карандаши по коробкам: длинные в большую коробку, короткие в маленькую.  

Дидактическая игра «Подберем шнуровки для куклы»

Цель: Учить детей соотносить предметы путем наложения их друг на друга, обозначать результаты сравнения словами: «длинный-короткий», «длиннее-короче».

Материал. Атласные или капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. Перед началом игры  В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные
ленточки, полоски).

Ход игры. Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Воспитатель говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.


Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель: упражнять в сравнении двух предметов по ширине, закреплять умение обозначать словами результат сравнения (разные по ширине, шире-уже).

Ход игры. Перед каждым ребенком бумажный домик с прямоугольной прорезью для двери и три двери, одна из которых точно закроет проем, а две другие шире и уже. Воспитатель говорит, что в домиках живут мыши.

Мышки гуляют, весело играют. Но вдруг появился кот. Чтобы котик не нашел мышку, ее нужно спрятать за дверцей такого же размера, что и мышка. Будьте внимательны! Если вы неправильно подберете дверцу, то котик съест мышку.

Дидактическая игра «Перепрыгнем через ручеек»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами «широкий – узкий», «шире – уже».

Ход игры. На полу – два ручейка. Воспитатель предлагает детям сравнить их по ширине, показать широкий (узкий) ручеек. Затем ребята по очереди перепрыгивают через ручейки. Воспитатель выясняет: «Через какой ручеек – широкий или узкий – вы прыгнули дальше?»

Дидактическая игра «Прокатим мяч в ворота»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий - узкий, шире - уже. Учить соотносить предметы по величине (большие мячи - в широкие ворота, маленькие мячи - в узкие ворота.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиками. Большие мячи дети закатывают в широкие ворота, маленькие мячи в узкие ворота.  

Дидактическая игра «Построим башенки»

Цель: Учить классифицировать фигуры по цвету; упражнять в сравнении предметов по высоте, обозначать словами результат сравнения «выше-ниже», «равные по высоте»; закреплять умение ориентироваться в пространстве (слева-справа).

Материалы: квадраты и треугольники: 6 синих, 4 желтых, 3 зеленых квадрата и 3 треугольника.

Ход игры: Воспитатель спрашивает: «Какие фигуры и какого цвета лежат перед вами на столе?»

- Из желтых квадратиков сделайте башенку, положите треугольную крышу.

- Рядом сделайте зеленую башенку, положите на нее треугольную крышу.

- Рядом сделайте синюю башенку. Какого цвета башенки одной высоты?

- Какого цвета башни, не такие, как другие?

Дидактическая игра «Подарим игрушки Мишке и Мишутке»

Цель: Совершенствовать умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой-маленький, больше-меньше.

Ход игры. Из-за домика появляются два медведя. Дети здороваются с медведями, рассматривают их. Воспитатель обращает внимание детей на величину медведей (большой медведь – Миша, а маленький – Мишутка). Дети проговаривают: большой, маленький и называют имена медведей».

Воспитатель, обращаясь к медведям, говорит, что мы с ребятами приехали к вам с подарками. Показывает кузовок и предлагает детям сесть на скамеечку, рассмотреть подарки и подарить их медведям.

Затем детям задается вопрос поискового характера: «Как вы думаете, на какой стул мы посадим Мишу, а на какой Мишутку? Я не знаю, помогите мне, пожалуйста».

Выслушиваются ответы детей и предлагается одному (или двум) детям посадить медведей на свои места. (Большого на большой стул, а маленького на маленький).

Педагог достает из кузовочка и показывает парами отобранные для занятия картинки, подчёркивая величину изображений. Называет изображения. Организует их рассматривание, дает пояснение, побуждая к диалогу и проговариванию слов и словосочетаний.

Воспитатель подчёркивает, что большому Мише нужно дать большую пирамидку, а маленькому Мишутке – маленькую. Дети выполняют задание. Затем так же распределяются и другие изображения.

Дидактическая игра «Найди такое же колечко»

Цель: Совершенствовать умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой-маленький, больше-меньше, упражнять в сравнении предметов по величине, учить находить одинаковые по цвету.

Ход игры. У пары детей сидящих за одним столом, одинаковые пирамидки. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и перемешать их, а затем разложить по порядку - от самого маленького до самого большого. После этого предлагает перемешать кольца с двух пирамидок и найти одинаковые. Затем предлагает собрать пирамидки.

Форма

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель. Формирование умения различать форму, используя тактильные ощущения.

Игровой материал. Мешочек, геометрические фигуры из картона: круг, овал, треугольник, квадрат.

Ход игры. Упражнение проводится индивидуально в двух вариантах.

1. Ребенок садится за стол, а педагог рядом. Он показывает малышу яркий красивый мешочек, в котором находятся геометрические фигуры из картона. Потом достает по очереди все фигуры из мешочка и задает вопрос: «Какая это фигура?» Когда все фигуры из мешочка будут рассмотрены, педагог кладет их обратно. Потом просит ребенка поискать в мешочке какую-либо фигуру, на ощупь определить  и назвать ее, а после этого нарисовать ее на листе бумаги. Ребенок на ощупь узнает фигуру, называет ее и рисует. Если дошкольник правильно назвал и нарисовал фигуру, педагог хвалит его.

2. Педагог раскладывает перед ребенком геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же. Ребенок сначала называет фигуру, которую показывает воспитатель, а потом достает из мешочка такую же.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, совершенствовать умения различать и называть плоские фигуры.                              

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).                                      

Ход игры. Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Цель: Совершенствование умения различать и называть плоские фигуры, закреплять с детьми геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, знание цветов. Учить выкладывать фигуры в определенном порядке в соответствии с заданным образцом.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Ход игры. Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Дидактическая игра «Составляем узор»

Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов, совершенствовать умения различать и называть плоские фигуры.

Оборудование. На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета, круг, треугольник, квадрат.  У каждого из детей три разные геометрические фигуры.

Ход игры.  Педагог говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его. Фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Показывает на пустую клетку в левом столбике). После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форм). Педагог уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники). А в правом? (Зеленые квадраты)». И т. д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Педагог задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика - треугольники. Поэтому Вова неправильно положил круг». И т. д.

Дидактическая игра «Починим коврик»

Цель: Расширять представление о геометрических фигурах, учить соотносить размер и форму фигур, закреплять знания о цвете, развивать моторику пальцев рук, совершенствовать умения различать и называть плоские фигуры.

Ход игры: вложить в коврики «заплатки» нужного размера, формы и цвета.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами, совершенствовать умения различать и называть плоские фигуры.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Ход игры. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение находить недостающую геометрическую фигуру, развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность, совершенствовать умения различать и называть плоские фигуры.

Ход игры: Прежде чем искать фигуру, ребенку нужно рассмотреть образец и запомнить. Воспитатель закрывает одну из геометрических фигур, а ребенок называет ту фигуру, которую закрыл воспитатель. Ребенок называет геометрическую фигуру и цвет.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению, совершенствовать умения различать и называть плоские фигуры.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д.), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.

Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку, кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец. По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм).

Дидактическая игра «Подберем ключик к замочку»

Цель: развивать сенсорные способности детей. Учить узнавать и находить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знания основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

Ход игры. Вначале обучения даются детям более простые задания с целью обучения и закрепления одного признака. Например: цвет. Задание: выбери все желтые замочки и подбери к ним ключики. Затем то же с другими цветами. Аналогично: выбери замочки, к которым подходят только круглые (квадратные, треугольные и т. д.) Усложнение: выбери замочки не красного цвета (не зеленого, не треугольные замочки и т. д.) Вариантов заданий очень много. Так же можно добавлять другие фигуры, цвета.

Дидактическая игра «Докатим до ворот шар (куб)»

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром, совершенствовать умение различать и называть объемные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования.

Оборудование: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

Дидактическая игра «Шарики и кубики»

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы, совершенствовать умение различать и называть объемные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования.

Оборудование: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.

Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку». Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно. Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в фигуры. Воспитатель показывает фигуру, а ребенок говорит что может быть формой такой фигурой (например, колпачок – треугольный; холодильник – прямоугольный; мяч – круглый и. т. д.)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Совершенствовать умение различать и называть объемные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования.

Оборудование: Объемные фигуры разного размера.

В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Дидактическая игра «Почтовый ящик»

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, совершенствовать умение различать и называть объемные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования.

Оборудование. Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображением мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтажного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоугольника).

Ход игры. Перед ребенком кладут доски и фигурки вперемешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а потом сказать, какое изображение получилось.

Ориентировка во времени

Дидактическая игра «День, ночь»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры. Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками В.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры. Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие: поиск нужной картинки.

На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.

Педагог. Вечер.

Дети поднимают соответствующие карточки.

Почему ты показал эту карточку?

Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.

Педагог. Ночь.

Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.

Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.

Дидактическая игра «Подбери картинки»

Цели: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Оборудование: Картинки с изображением действий людей.

Ход игры: Каждый ребенок получает картинку с изображением действий людей (детей) в разные части суток.

Ребенку необходимо назвать эти действия и положить картинку под соответствующим домиком.

Дидактическая игра «Режим дня»

Цели: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Воспитатель, а затем ребёнок, составляют рассказ «с ошибками». Например: «Однажды утром я сел ужинать» или «Как-то ночью мы играли на площадке в детском саду». Детям нужно объяснить ошибку и рассказать, почему так делать нельзя.

Дидактическая игра «Не ошибись (темно-светло)»

Цели: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

- Что нарисовано на картинке?

- Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

- Почему вы так думаете? - Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

- Что вы делаете ночью (днём)?

- Какое сейчас время суток?

Дидактическая игра «Что сначала - что потом»

Цели: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

Дидактическая игра «Лото»

Цели: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз.

 Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро).

Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи.

Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?»

Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху.

Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?»

После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки.

После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?»

Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Дидактическая игра «Что люди делают

(утром, днем, вечером, ночью)?»

Цели: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

-Утром становится светло, солнышко поднимается.

Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

- Что здесь нарисовано?-  Когда это бывает? - А что мы делаем ночью? (Спим)

Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, вечер и ночь можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора.  Рассказать, что подружка: Утро -  ходит в голубом платье, День - в жёлтом платье, Вечер - в розовом платье, а Ночь - в черном платье.

Дидактическая игра «Когда это бывает (с использованием произведений художественной литературы)»

Цели: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: педагог читает стихи, дети внимательно слушают, отгадывают о каком времени суток идет речь; называют части суток; доказывают, почему происходят такие явления и изменения.

Дидактическая игра «Помоги зайчику найти фотографию»

Цель: Совершенствовать умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: На столе лежат фотографии с изображением частей суток. Нужно детям помочь зайчику подобрать различные части суток по вопросам воспитателя.

Ориентировка в пространстве

Дидактическая игра «Где что находится?»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа.

Ход игры:  Разные игрушки. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны. Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа.

Ход игры: Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх - наверху нет, посмотрю вниз - внизу нет. Пойду дальше» и т. п.

Дидактическая игра «Расставим игрушки»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа.

Ход игры: Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

Дидактическая игра «Достань игрушку»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа.

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры: 1-й вариант. Педагог сажает детей на стулья в ряд. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей ползут к игрушкам по сигналу педагога: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял игрушку раньше и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой.

2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна - прямо пред стулом, другая - напротив - по диагонали, третья - слева или справа. Педагог, вызывая детей, обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.

Дидактическая игра «Кто дальше бросит мяч»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала (площадки) за начерченной линией или положенной веревкой. Каждый из играющих получает мяч. По сигналу воспитателя все дети бросают мяч вдаль. Каждый внимательно следит за тем, куда упадет его мяч. По следующему сигналу дети бегут за мячами, поднимают их и становятся на то место, где лежал мяч. Они поднимают двумя руками мяч над головой. Воспитатель отмечает детей, которые бросили мяч дальше всех. Дети возвращаются на исходные места.

Дидактическая игра «Где звенит колокольчик?»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа.

Ход игры: В. - Дети, сейчас мы с вами опять будем играть. Я буду звенеть колокольчиком, а вы будете мне говорить, где звенел колокольчик: вверху, внизу, сзади или впереди. Давайте начнём.

Воспитатель звенит колокольчиком вверху над головой у Марка, Марк говорит: «Колокольчик звенит у меня над головой», затем сзади у Коли и Коля говорит: «У меня за спиной звенит колокольчик» и т. д.

Игра продолжается 3-4 минуты.

Подведение итогов.

В. - Дети, что мы сегодня делали, чем занимались?

Н.  Играли, считали, находили игрушки.

В. - Верно. Мы сегодня с вами находили столько игрушек, сколько точек было на карточке, а ещё мы определяли, где звенел колокольчик. А где звенел колокольчик?

М. - Колокольчик звенел вверху, внизу, сзади и впереди.

В. - Молодцы ребята.

Дидактическая игра «Сделай, как я»

Цель: закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела.

Ход игры: Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.

Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.

(Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)

Настали осенние дни. Качели остались одни.

(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)

Лежат на качелях                    

Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.

(В. Данько. Качели.)

(Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.)

Дидактическая игра «В какой руке?»

Цель: закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела.

Оборудование: Кубики, флажки, погремушки, мячи, кольца

Ход игры: Дети стоят по кругу или в шеренге. Инструктор кладет на пол перед ними три – пять предметов (кубики, флажки, погремушки, мячи, кольца) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу инструктора поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Инструктор прячет один или два предмета в руке и говорит: «В какой руке?». Дети поворачиваются лицом к предметам и, внимательно присматриваясь к ним, вспоминают, каких нет и говорят, в какой руке.

Дидактическая игра «Поможем Маше-растеряше собраться на прогулку»

Цель: закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела.

Оборудование: Кукла и кукольная одежда.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Дидактическая игра «Поможем маме накрыть на стол»

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа.

Оборудование: Предметы посуды.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку самостоятельно помочь маме сервировать стол к обеду, найти нужные предметы посуды и расставить их на столе, используя слова впереди-сзади, слева-справа Ребёнок (сервирует) вставляет посуду в прорези на плоскостном изображении стола, взрослый наблюдает и направляет в нужный момент. Усложнение: в процессе беседы выяснить какая посуда необходима, для приготовления обеда и какую посуду можно использовать, чтобы сварить суп, приготовить второе блюдо и сварить компот.

Дидактическая игра «Куда закатился мяч?»

Цель: Закрепление умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения: в, на, под, за.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком мячик, затем бросает его. Где спрятался мяч? Найди его, сказав, где он находится, используя предлоги в, на, под, за.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по математике. Старшая группа

Здесь представлена подборка игр, которая поможет в развитии памяти, внимания, воображения детей младшего дошкольного возраста. 1. «Домино» Цель: научить детей находить среди многих одну опре¬деленную ...

Дидактические игры для детей младшей группы по математике

Дидактические игры для детей младшей группы по математике...

дидактические игры по математике младшая группа

дидактические игры по математике во второй младшей группе по разделам- количество и счёт;-  величина;-  форма;- ориентировка в пространстве;-  ориентировка во времени....

дидактические игры по математике средняя группа

картотека дидактических игр по математике  в средней группе по разделам:- количество и счёт;-  величина;-  форма;- ориентировка в пространстве;-  ориентировка во времени....

дидактические игры по математике подготовительная группа

картотека дидактических игр по математике в подготовительной группе по разделам- количество и счёт;-  величина;-  форма;- ориентировка в пространстве;-  ориентировка во времени.:...

Дидактические игры по математике (средняя группа)

Дидактические игры по математике (средняя группа)...