Алгоритм создания ситуации успеха на занятии
материал

Создание ситуации успеха способствует:

- повышению познавательной активности и учебной мотивации детей;

- формированию позитивного мышления ребенка;

- развитию мотивации достижения;

    -  воспитанию успешной и социально конкурентоспособной личности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_sozdaniya_situatsii_uspeha_na_zanyatii.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм создания ситуации успеха на занятии

«Успех меняет человека, Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше». Джой Бразерс

Ситуация успеха – фактор развития личности. Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех. Успех – результат такой ситуации. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной какой-либо работы.

Алгоритм создания ситуации успеха на занятии.

В своей деятельности я использую следующий алгоритм создания ситуации успеха:

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности на протяжении всего занятия: улыбки, дружеские подбадривания, добрый взгляд, приветливость, ожидания исполнения и интерес к будущему результату. Всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей. В нашем объединении «Волшебный крючок» создана обстановка жизнерадостности. Это выражается в том, что ребенка приветливо встречают, здороваются, делают комплименты, обращают внимание на внешний вид – одежду, прическу.

Второе условие – снятие страха - необходимо для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи, помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела. Поэтому педагог непременно говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно», «Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же «Мы же рядом, мы все готовы помочь». 

Назначение данного приема: Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь самого дела и оценка окружающих.

Речевая парадигма: «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Самостоятельная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

На занятиях в процессе вязания изделия я убеждаю ребенка в том, что у него все получится, но для этого нужно приложить усилия и старания.

3. Авансирование успешного результата - дружеское положительное подкрепление. Авансирование - оглашение достоинств, которые еще не умеет проявлять человек, но которыми его наделяют окружающие. На занятиях объявляю о положительном результате до того как они получены, указывая на достоинства ребенка. Часто это применяю к неуверенным, стеснительным детям. Это увеличивает меру уверенности в себе, повышает их настроение, активность, находчивость.

Назначение приема: Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь помогает поверить учащемуся в свои силы и возможности.

Речевая парадигма: «У вас обязательно получится…»,

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

4. Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с...»,

«Выполняя работу, не забудьте о...».

Здесь применяю индивидуальный подход к каждому ребенку.

5. Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива:

 «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.

Этот случай применяю при коллективной работе с детьми.

6. Персональная исключительность обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

В данном случае я использую индивидуальный подход к ребенку, поручение какого-нибудь дела. Например, подготовить сообщение или какую-то историю, легенду к занятию по новой теме.

Персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат.

7. Мобилизация активности или педагогическое внушение необходима для того, чтобы увидеть результат деятельности. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…»,

«Так хочется поскорее увидеть…».

Тон  при произнесении должен быть ровным, спокойным и убедительным. Демонстрацией готовой работы побуждаю ребёнка в этот момент к действию, вселяя успех: «Не будем терять время - приступаем к работе, чтобы у вас получилось так же красиво и аккуратно».

8. Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого педагогу следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка: «Тебе особенно удалось...», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали, что тоже помогает учащемуся почувствовать себя успешным.

В этом случае я стараюсь анализировать работы по-детально (в композиции с животными выделяю лучшую поделку), подчеркивая успехи каждого ребенка.

Для формирования у учащихся мотивации к достижению успеха, я соблюдаю такие педагогические условия как:

- задачи для учащихся – посильные;

- деятельность соответствует интересам учащихся;

Для создания ситуации успеха в своем объединении я пользуюсь педагогическими приемами, описанными выше, также использую и другие речевые парадигмы, которые нужны для поддержки и поощрения. Потому что, любые, даже самые незначительные достижения должны поощряться педагогом. Например: «У тебя получилось... », «Ты делаешь это значительно лучше, чем вчера», «Продолжай работать также и добьешься большего», «Я знала, что ты сможешь это сделать», «Ты неузнаваема сегодня», «Замечательно», «Хорошая работа» и др.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха:

·  Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

·  Своевременно отмечать успехи и достижения учащихся во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ребенка.

·  Использовать на определенном этапе обучения систему поощрения в виде участия в выставках и конкурсах и получении за это наградного материала.

·  Применять на занятиях задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания творить. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в творческой работе – завтрашний успех в жизни!