«Современные технологии развития математических способностей дошкольников»
консультация по математике

Федотова Елена Васильевна

Рассмотрим инновационные педагогические технологии, используемые в развитии математических способностей дошкольников и их эффективном использовании в  дошкольном учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

Тема педсовета

 «Математика вокруг нас»

«Современные технологии развития математических способностей дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Федотова Е.В.

г.Москва, г.о.Троицк

 2022г.

Мы с вами живем в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, Интернете. Прогресс остановить невозможно, он сильнее нас, и можем его только догонять.

Сегодня мы поговорим, о инновационных педагогических технологиях при развитии математических способностей дошкольников и их эффективном использовании в нашем дошкольном учреждении. Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» - это значит наука о мастерстве. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

К основным видам инновационных технологий, можно отнести: развивающие технологии, информационно – коммуникативные, коррекционные, технологии интеграции, проблемно-игровая технология, ТРИЗ-технологии, эвристическая технология.

Развивающие технологии

При развивающем обучении ребенок самостоятельно должен прийти к какому – либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

Принципиально важной стороной развивающей педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Одной из универсальных развивающих технологий является использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтон Дьенеш.

Цель: Развитие логико-математических представлений у детей. Логические блоки Дьенеша предназначены от 2-х до 8-ми лет. Они относятся к типу игрушек, с которыми можно играть не один год путем усложнения заданий от простого к сложному. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки Кюизенера: Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используются педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младшей группы детского сада и кончая старшими классами школы.

Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Это набор цветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представление о числе, основы счета, умение измерять предметы. Каждая палочка – это число, отображаемая цветом и величиной, то есть длинной в см. На начальном этапе палочки используются как игровой материал, дети играют с ними, знакомятся с цветами, размерами и формами.

Основу развивающих игр Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвет и формы, освоить счет, а также развивать мелкую моторику и психические процессы.

Инфографика – модное нововведение в информационном мире, недавно вошедшее в современную жизнь и уверенно в нем закрепившаяся. Инфографика – это относительно новая технология подачи информации в виде визуальных образов.

Самая востребованная техника инфографики – мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и её воспроизведение путем образования ассоциаций. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развивать мышление и воображение, повышает внимательность.

Мнемотаблица – это схема в которую заложена информация. Одним из важных принципов составление мнемотаблиц и мнемодорожек является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находится либо рядом, либо в какойто структурной закономерности (по диагонали, на против друг друга и т.п.).

Использование мнемотаблиц и мнемодорожек придает математическому материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением.

Еще Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Стеклянный шарик «Марблс» - далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили своё название от английского «Марблс» (мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму.

Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического и познавательного развития «Марблс» способствуют решению целого ряда задач:

·      Развивать сенсорику;

·      Способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

·      Развивает умение сравнивать, классифицировать, группировать;

·      Развивать навыки порядкового и количественного счета;

·      Способствует развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги.

Все эти задачи возможно решить и иным способом, но «Марблс» помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.

Информационно-коммуникативные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования – образование с использованием современных инновационных технологий (компьютер, интерактивная доска и т.д.). Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:

·      Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

·      Несет в себе обзорный тип информации, понятный дошкольникам;

·      Движение, звук, мультипликация на долго привлекает внимание ребенка;

·      Обладает стимулом познавательной активности детей;

·      Предоставляет возможность индивидуального обучения;

·      В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.

Интерактивный стол – представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновения рук ребенка или других предметов. Это первый многопользовательский стол, позволяющий эффективно вовлекать дошкольников в образовательный процесс. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материалов.

Благодаря такому оборудованию занятия по ФЭМП приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха, помогают закрепить, уточнить конкретные математические представления, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы.

Девайс – это двухэкранное панельное устройство индивидуального доступа. В открытом виде напоминает книгу, содержит систему навигации, понятную ребенку. На занятиях по ФЭМП с использованием «Девайсов» дети осваивают счет, учатся писать цифры. Заданий много самых разных. Если ребенок выполнил задание правильно, цвет виртуальных чернил – зеленый, если нет – красный. Дети сами видят свои ошибки и исправляют их.

Интерактивная доска на занятиях по ФЭМП предполагает, как коллективное, так и индивидуальное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе выстраивают числовой ряд или размещают цифры в нужные «домики», по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор.

Коррекционные технологии

Целью коррекционных технологий является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Они постепенно становятся неотъемлемым средством при развитии математических способностей детей.

Интерактивный пол – это суперсовременная разработка, основанная на передовых цифровых технологиях, позволяет использовать практически любое напольное покрытие как игровую поверхность, которая будет реагировать на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности.

Использование оборудования интерактивный пол помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться.Использование интерактивного пола помогает ребенку легче усвоить понятие форма, цвета и величина, является мощным толчком к формированию элементарных математических представлений у детей.

Интерактивная песочница – помогает развивать математические навыки и логику. Режим «Геометрические фигуры» - познакомит с формой, научит сравнивать. Игра «Поиск сокровищ» содержит 5 уровней сложностей, учит ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, отсчитывая определенное количество клеток. Исходя из возраста ребенка, можно построить полноценное занятие по ФЭМП с использованием интерактивной песочницы.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность.

В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест ( «Пятнашки») и др.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение.

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Авторы этой технологии рекомендуют использовать следующие методы.

- Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.

- Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде.

- Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, а и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Что бы вас беспокоило, если бы вы были числом пять, треугольником и тд.?

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях.

Заключение

Джон Дьюн говорил: «Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдем у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО Свит -арт современная технология развития художественных способностей одаренных детей ДОО

Опыт работы Свит -арт современная технология развития художественных способностей одаренных детей ДОО...

Мастер-класс "Свит-арт современная технология развития художественных способностей одарённых детей ДОО

Мастер-класс "Свит-арт современная технология развития художественных способностей одарённых детей ДОО...

«Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий»

(тема городского теоретико-практического семинара для участия в педагогическом образовательном марафоне «Поделимся опытом»)Тема:«Развитие математических способностей дошкольников сре...

Консультация "Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников"

Консультация "Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников"...

Презентация к семинару-практикуму "Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий"

Современное образование выдвигает  достаточно серьёзные требования к использованию новых инновационных технологий в системе образования,  в том числе и  естественно-математического напр...

Технология: «Развитие математических способностей через сказку»

Познавательное развитие – одна из образовательных областей, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда речь идет о формировании математиче...

Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников

С помощью игровых и информационно-коммуникационных технологий дети лучше осваивают сложные абстрактные математические понятия....