консультации по математике
консультация

Сухинина Елена Серафимовна

Как знакомить детей дошкольного возраста с двузначными числами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_dvuznachnymi.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы знакомства дошкольников с двузначными числами

Методически можно выделить три этапа в организации знакомства дошкольников с двузначными числами.

1-й этап: знакомство детей с десятком как счетной единицей.

Для того чтобы не вдаваться в терминологические сложности и не перегружать материал введением понятия «разряд», удобно целиком провести знакомство с десятком и его записью с помощью цифр на предметной модели.

Знакомя дошкольников с числом десять (первым двузначным числом и первым целым десятком), очень важно рассмотреть его с различных позиций: и как новое число в ряду

(следующее за девятью и потому подчиняющееся общему принципу построения множества натуральных чисел), и как первое число, в записи которого использованы два символа; и как новую счетную единицу (десяток), для чего используют связку десяти палочек в качестве единицы счета: один десяток, два десятка, три десятка...

Не следует торопиться вводить стандартные названия этих десятков (двадцать, тридцать и т. п.), полезнее одно-два занятия использовать связки десятков для счета. Удобным при этом является то, что процесс счета целыми десятками аналогичен процессу счета единицами (два, три, четыре). Символическое обозначение десятков (запись с помощью цифр) при этом можно не вводить.

Далее можно провести аналогию способа записи целых десятков с предметной моделью числа.

https://i-gnom.ru/books/beloshistaya/img/image22.jpeg

Нуль в такой аналогии символизирует «связку», охватывающее колечко. Для усвоения этой аналогии полезно сразу же предлагать детям и задания обратного вида: покажите на палочках число тридцать (три связки), число сорок (четыре связки) и т. п.

Данные виды заданий используются при изучении этой темы в школе, поэтому являются преемственными.

2-й этап: знакомство с числами второго десятка.

https://i-gnom.ru/books/beloshistaya/img/image23.jpeg

Вещественная Графическая Символическая
модельмодельмодель

Знакомство с числами второго десятка (11-20) удобно начинать со способа их образования и названия чисел, сопровождая

Используя модель из палочек, легко выстроить знакомство ребенка с двузначными числами в соответствии с теорией использования обучающих моделей: сначала вещественная модель понятия, затем графическая и затем символическая (т. е. запись числа цифрами).

134Глава 2. Основные понятия курса математики для дошкол134Глава 2. Основные понятия курса математики для дошколего сначала моделью на палочках, а затем чтением чис этой модели:его сначала моделью на палочках, а затем чтением чис этой модели:https://i-gnom.ru/books/beloshistaya/img/image24.jpeg

134Глава 2. Основные понятия курса математики для дошкол

его сначала моделью на палочках, а затем чтением чис этой модели:

Один-на-дцать Три-на-дцатьСем-на-дцать

Использование вещественных моделей для знакомства званиями и способом образования чисел второго десятка п ляет обойтись на первом этапе без символической (цифро записи двузначного числа. Запоминание названий двузнач чисел в этом случае не будет затруднено для детей пр воречащей названию записью: 11, 13, 17. Дети 6 лет ч путают названия чисел второго десятка с их записью. в том, что традиция чтения текстов слева направо в европейской, в том числе и русской, письменности противоречит восприятию записи числа, где первой (для привычного способа чтения) стоит цифра десятков, а цифра единим (с которой на самом деле надо начинать, называя число) второй.

В связи с такой особенностью чисел второго десятка мне гие дети даже в первом классе долго путаются при записи их на слух и чтении по записи. Раннее введение символики (а в школе модель на палочках и символическая запись числи вводятся одновременно на первом же уроке знакомства с двузначными числами) играет в данном случае отрицательную роль как для запоминания названий чисел второго десятка, так и для понимания их структуры.

Для формирования правильного представления о структуре двузначного числа следует всегда класть десятки слева, а единицы справа. Таким образом ребенок интериоризирует (зафиксирует во внутреннем плане) правильный образ понятия, без специальных многословных и не всегда понятных ему объяснений педагога.

https://i-gnom.ru/books/beloshistaya/img/image25.jpeg

131517

На следующем этапе предлагаем ребенку соотнесение вещественной модели и символической записи:

135135Лекция 9. Методика знакомства дошкольников с двузначными числами

135

Затем переходим на графические модели (рисунки) и к чтению чисел по графической модели:

В школе далее вводятся схематические разрядные модели:В школе далее вводятся схематические разрядные модели:https://i-gnom.ru/books/beloshistaya/img/image26.jpeg

В школе далее вводятся схематические разрядные модели:

а затем символическая запись разрядного состава чисел второго десятка: 17 = 10 + 7.

В дальнейшем в школе вводят понятие разряда и знакомят детей с понятием «разрядные слагаемые»: 37 = 30 + 7.

3-й этап: знакомство дошкольников с двузначными числами в пределах 100.

Использование десятичной модели (без введения понятия «разряд») позволяет как познакомить ребенка со способом образования всех двузначных чисел, так и научить его читать число по модели (и наоборот, строить модель по названию числа), а затем и записывать:

https://i-gnom.ru/books/beloshistaya/img/image27.jpeg

324561

В школе учитель редко может уделить время такой работе, поскольку манипуляции каждого ребенка с вещественной моделью числа занимают значительное время и требуется, чтобы дети носили в школу целый пакет палочек, связанных в десятки. Работа с символикой на уроке намного проще и «управляемее» (учитель диктует, дети пишут).

Знакомя дошкольников с двузначными числами, не надо торопиться, поскольку эти знания фактически далеко выходят за рамки требуемой подготовки по математике к школе. Намного полезнее уделить больше внимания формированию адекватных образов изучаемых понятий, накоплению правильных представлений и способов деятельности с моделями этих понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по математике

На  странице  представлен  материал  ,который  поможет  родителям  познакомить  своих  деток 5-6  лет  с  математикой  . ...

Консультация «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДОМА»

Консультация для родителей старшей группы...

Консультация по математике "Игра, как основной вид деятельности на занятии по математике"

Эта консультация для воспитателей  по программе Л.Г. Петерсон....

Консультация по математике на тему: «Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике».

     Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес.  Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...

Консультация "Учим математику дома". старшая группа

Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюда...

Консультация по математике младшая группа

Математика - это интересно!...