Часы. Время. Циферблат.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Морозова Елена Мухаматуловна

Познавательное занятие по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chasy_vremya_tsiferblat.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема«Часы, время, циферблат».

Цель: Познакомить детей с историей появления часов и их назначением, расширять представления детей о часах: устройство, виды часов; развивать умения конструировать часы из разных конструкторов.

Задача: учить детей ориентироваться по времени, различать и называть стрелки, уметь беречь свое время и время окружающих людей.

Материалы: разные модели часов: солнечные, песочные, игрушка петух, наручные, карманные, настольные, настенные, электронные, будильник, картинки с изображением часов, конструктор Фребеля.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся и подарим друг другу и гостям улыбку и хорошее настроение. (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям). 

Стук в дверь. Приходит Почтальон, вручает посылку.

 Воспитатель. Вот это неожиданность, вот это сюрприз. Что же внутри? Это письмо из Страны Времени. Я сейчас вам его прочитаю: «Здравствуйте ребятки. Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в прошлое и настоящее. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чем я вам хочу рассказать: На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка

Стрелка та не для красы –

Время скажут вам...

–Ребята, что такое часы?

-Представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

Итак, предлагаю отправиться в виртуальную экскурсию в музей часов.

Всегда ли были часы, как сейчас?

Ответы. Обобщение: нет. Так, как же люди узнавали время?

СОЛНЦЕ 

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. 

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про живые часы?

ЧАСЫ-ПЕТУХ 

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете почему?

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

– Слышали ли вы о цветочных часах?

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ 

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы.

Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете почему?

Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ 

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ 

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени«Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ 

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными.

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ 

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Изобрели их в Китае. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ 

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ 

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ 

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК 

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?

– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ 

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ 

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

А есть часы настенные –

Чинные, степенные!

Не убегают,

не отстают!

вовремя бьют!

Маятник: туда – сюда…

Сегодня, завтра и всегда!

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ 

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

Есть часы,

На полу стоящие,

Басом говорящие:

«Бом! Бом! Бом!» –

На весь дом.

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ 

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

     БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ 

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом! Что мы желаем друг другу в этот праздник?

Воспитатель на примере настенных часов: «Давайте рассмотрим часы.

Рассматривание часов:

Этот круг называется – циферблат, движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая - ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы.

- Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.


Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами теперь сможете рассказать о них.

Итак, мы узнали, что бывает много разных часов. А сейчас представим, как они работают».

ФИЗМИНУТКА

Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте.) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Воспитатель: «Ребята сейчас мы с вами поработаем часовщиками и сами изготовим часы. Перед вами образцы часов. Все они напоминают геометрические фигуры: например, циферблат- круг, овал, квадрат, прямоугольник; стрелка – это прямые, корпус- трапеция. С помощью нашего конструктора Фребеля смастерим часы. После этого вы мне расскажете о своих часах и где бы вы хотели их разместить.

- Давайте вспомним правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при пользовании часами: часы нельзя ударять, трясти; крутить стрелки, заводить часы должны взрослые.

Экспериментальная деятельность. Конструирование + стимулирование общения детей между собой. Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы, договориться, кто какую работу будет выполнять, собрать часы из выбранных деталей конструктора, соблюдая правила соединения деталей.

Обсуждение построек. После окончания работы воспитатель предлагает детям рассмотреть часы и объяснить, все ли получилось, что планировали.

Воспитатель: «Ребята, сегодня вы познакомились с историей возникновения часов, с разновидностями часов, попробовали себя в профессии «часовщик». Рада, что наше путешествие было для вас интересным.  На этом заканчивается наше занятие, давайте скажем всем до свидания».

«Здравствуйте ребятки. Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в прошлое и настоящее. Отгадайте мою загадку и вы узнаете, о чем я вам хочу рассказать: 

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка

Стрелка та не для красы –

Время скажут вам...

Приглашаю вас в музей часов.»

                              Хранитель Времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация НОД по образовательной области "Познание" по теме "Циферблат.Часы"

1)     Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам;2)     Закрепить счет в пределах 10, представ...

Утренний круг в старшей группе по теме «Часы. Время. Календарь.»

Утренний круг — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей....

Дидактическая игра "Часы. Времена Года" для детей младшего дошкольного возраста.

Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Игра помогает детям лучше ориентироваться во временах года, обогатить и расширить знания детей о сезонных изменениях в ...

Проект "Часы время"

Формировать умение детей ориентироваться во времени...

Конспект занятия в подготовительной группе ФЭМП "Часы,время"

Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа)....