Математика для малышей
проект по математике (младшая группа)

Кудрявцева Людмила Валериевна

"Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika_dlya_malyshey.docx52.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№172 «Львенок» города Чебоксары

   

Познавательный проект по математике на тему:

«Математика для малышей» в младшей группе

Авторы проекта:

 Кудрявцева Людмила Валериевна - воспитатель, высшая          квалификационная категория;

Калмыкова Анна Валерьевна - воспитатель, первая квалификационная категория

Чебоксары – 2021 год

Содержание:

  1. Название проекта ………………………………………………….. 3
  2. Тип проекта …………………………………………………………3
  3. Временные рамки проекта ………………………………………… 3
  4. Актуальность проекта ………………………………………………3
  5. Отличительные особенности ……………………………………… 4
  6. Цель ……………………………………………………………..….. 5
  7. Основные задачи …………………………………………………… 5
  8. Уровень сложности проекта ………………………………………. 5
  9. Условия реализации проекта ……………………………………… 6
  10.  План работы по реализации проекта.…………………………….. 7
  11.  Ожидаемый результата ……………………………………………14

Название проекта: «Математика для малышей»

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный, игровой;

По содержанию: включает ребенка и семью;

По числу участников проекта:  вторая младшая группа, родители воспитанников, воспитатели группы;

По характеру контактов: в рамках ДОУ

Временные рамки проекта:  9 месяцев

 -начало реализации – сентябрь2020

 - окончание реализации – май 2021

Актуальность проекта: 

       «Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие», — говорила Мария Монтессори. И она, безусловно, права.

       Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На детей постоянно выливается большой поток информации.

      Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень познаний, чем тот, что стоял перед нами в детстве. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Особую ценность сегодня приобретает развитие у детей способности логически и творчески мыслить, умение планировать  свою  деятельность,  доказывать  свою  точку  зрения,  быть самостоятельными и активными. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке,  лучше  подготовлены  к  школе.

      Удовлетворить естественные потребности ребенка в познании и изучении

окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую

интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную поможет,

проект «Игралочка», разработанная на основе программы Л.Г. Петерсон.

         Математическое развитие на основе Петерсон. Л.Г. Кочемасовой Е.Е.

отличается новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала.

       Оно направлено на всестороннее развитие личности ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

        Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки, отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

        Новизна заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры - вид деятельности. Занимаясь, играя, дети получают новые знания, которые  расширяют, углубляют и закрепляют.

 

   Отличительные особенности:

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Особенность программы - в более глубоком изучении предметов и явлений окружающего мира: она готовит детей к восприятию и элементарному пониманию диалектического единства мира в его количественных и качественных взаимосвязях.

Программа строится на основе дидактических принципов, среди которых ведущими являются: - принцип психологической комфортности (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса);

- принцип деятельности (каждое новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного "открытия" ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений);

- принцип целостного представления об окружающем мире (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами явлениями окружающего мира);

- принцип творчества (ориентирует педагога на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности);

- принцип вариативности (предоставляет ребенку право собственного выбора действия);

- принцип непрерывности (обеспечивает преемственные связи на уровне содержания, методологии и методики обучения математике на всех ступенях образования. При этом дошкольная пропедевтика является базой для каждого следующего этапа обучения как в детском саду, так и полноценного включения детей в учебную деятельность в первом классе).

 

Цель:

всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

Основные задачи:

- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

- Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия.

 - Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

- Увеличение объема внимания и памяти.

 -Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

 - Формирование общеучебных  умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

Уровень сложности проекта:

Стартовый.

 Один и тот же основной круг понятий рассматривается на разном уровне сложности. В основе организации обучения лежит проблемно- диалогическая технология. Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения.

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  •  новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе;
  • обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой.

Условия реализации проекта:

         Успешная реализация проекта  зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях

Группа детей формируется на основе запросов родителей и желания детей. Зачисление в группу возможно на любом этапе.

Формы и методы реализации:

  • деятельностный метод;
  • исследовательский метод;
  • игровые упражнения;
  • дидактические игры;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • самопроверка.

 Приемы работы:  

  • рассказ;
  • беседа;
  • описание;
  • указание и объяснение;
  • вопросы детям;
  • ответы детей, образец;
  • показ реальных предметов, картин;
  • действия с числовыми карточками, цифрами;
  • модели и схемы;
  • дидактические игры и упражнения;
  • логические задачи;
  • игры-эксперименты;
  • развивающие и подвижные игры и др.

Работа с родителями:

  • Беседа «Веселые занятия дома по математике, логике »
  • Консультация для родителей «Что такое математика»
  • Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой»
  • Консультация для родителей «Роль дидактической игры по математике для детей»
  • Консультация «Как помочь ребёнку овладеть навыками счёта»
  • Изготовление дидактических игр с родителями по математике своими руками.
  • Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика»

Работа с педагогами:

          Деловая игра «Математика для самых маленьких»

           Мастер класс «Дидактические игры своими руками»

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий  необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка, создание и решение проблемных ситуаций

План работы по реализации  проекта.

Направление

работы

Результат

Срок

Подготовительный этап.

Работа с педагогами.

  1. Семинар – практикум «Ум ребенка в пальчиках». Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.
  2. Изучение методической литературы.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
  5. Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
  6. Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  7. Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.

Август- октябрь

Работа с родителями.

 1. Информационно - аналитическое: Выявить интересы, потребности, запросы родителей Индивидуальные беседы.

 Анкета для родителей: «Выявление уровня сенсорного развития детей».

2.Познавательное:

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей.

1.Родительское собрание: «Использование дидактических игр в развитии сенсорных способностей дошкольников».

2.НОД «Путешествие в страну математики»

 3. Наглядно – информационное: Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей Консультации:

«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»

«Математика дома».

«Игры с палочками Кюизенера»

 «Блоки Дьенеша»                               

4. Досуговое :

1. Выставка: «Математические игры для дошкольников.

2 Мастер-класс для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Развлечение: «Занимательная математика». Изготовление книжек- малышек по математике.

Сентябрь-октябрь

Работа с детьми.

 Проведение непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно - эстетическому развитию детей.

 Проведение совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов, игровой деятельности.

Сентябрь- май

Основной этап.

Работа с педагогами.

Семинар «Сенсорное развитие ребенка посредством развивающих игр».

«Дидактические игры, способствующие развитию сенсомоторных способностей».

Изготовление картотек:

«Дидактические игры по сенсорике для детей 2 – 4 лет».

«Игры на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста».

«Художественная литература по сенсорному развитию (считалки, скороговорки, загадки, стихи, математические сказки)».

«Картотека подвижных игр».

«Игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста».

«Игры для детей на изучение формы, цвета, величины».

Сценарии «Математические игры для дошкольников 3 -4 лет».

Октябрь

Работа с родителями.

Консультации:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка».

«Как помочь ребенку в сенсорном развитии».

«Развитие пространственного мышления».

«Учим математику дома».

«Развитие математических способностей у дошкольников».

«Математика для детей младшей группы».

«Форма, цвет, величина».

Буклет «Играем вместе с детьми»;

Буклет «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»;

Памятка «Развивающие игры с пуговицами»;

Памятка для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет»

Нетрадиционное родительское собрание: «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику

Сентябрь- май

Круглый стол:

«Создание дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков».

октябрь

Создание предметно – развивающей среды по сенсорному развитию. Изготовление родителями сенсорного пособия.

«Цветные паровозики»

«Цвета»

«Цвета и формы»

«Часть и целое»

Парные картинки «Предметы», «Животные»  «Геометрические фигуры»,

 Пазлы из 6 – 18 частей

Наборы разрезных картинок на кубиках

Картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)»

 «Чудесный мешочек»

Работа с детьми.

Совместная организованная деятельность.

Проведение подгрупповых и индивидуальных игр – занятий по сенсорному развитию.

Знакомство с различным  дидактическим материалом.

Количество и счет

 Игра «Один-много».

Игра «Прятки».

Игра «Угости кукол».

Игра «Найди свой автобус».

Игра «Магазин».

Величина

 Игровое упражнение «Дорожки длинные и короткие».

Игровое упражнение «Заборчик».

 Форма 

Игра «Лото».

Игра «Назови предмет».

 Игра «Найди домик».

Ориентировка в пространстве Игровое упражнение «Спрячь мячик». Игровое упражнение «Узнай, где игрушка».

Ориентировка во времени

 Игра «Когда это бывает?».

 Игра «Расставь по порядку».

 Игра «Когда это бывает?» (сезоны).

 Количество и счет 

Игра «Путаница».

Игровое упражнение «Веселое путешествие»

Игровое упражнение «Найди колпачок для гномиков».

Игровое упражнение «Найди свой домик».

Игровое упражнение «Построй лесенку».

Величина

Игровое упражнение «Лесенка широкая и узкая».

 Игровое упражнение «Ленточки для котят».

 Игровое упражнение «Чудесный мешочек».

Форма 

Игра «Опиши бабочку».

 Игра «Бусы для мамы».

Игра «Найди пару».

Ориентировка в пространстве

Игровое упражнение «На, над, под». Игровое упражнение «Найди фигуру». Игровое упражнение «Поварята».

 Ориентировка во времени 

Игра «Назови пропущенное слово». Игра «Лото».

Количество и счет

Игровое упражнение «Найди ступеньки».

Игровое упражнение «Лесенка сломалась».

 Игровое упражнение «Составь палочку».

 Игровое упражнение «Составь коврик»

 Игровое упражнение «Назови число — найди палочку». 

 Величина

 Игровое упражнение «Кроватки для трех медведей».

Игровое упражнение «Башенки высокие и низкие».

 Форма

Игра «Раздели фигуры».

Игра «Засели домики».

 Ориентировка в пространстве Игровое упражнение «Репка».

 Игровое упражнение «Поезд».

Игровое упражнение «Башенки» Ориентировка во времени Игра «Назови соседей».

Игровое упражнение «Вопрос — ответ». Игра «Отгадай загадку».

Проведение пальчиковых игр:

«Считалочка про пальчики».

«Жил в реке один налим».

«Жили-были сто ребят».

«Вот грибочки на лужочке».

«Чайки жили у причала».

«Мы делили апельсин».

«На березу села галка».

« Раз, два, три, четыре, пять, надо солнышку вставать». 

« По дороге топал слон».

«Пальчики в лесу».

«Пальчики».

«У девочек и мальчиков».

«Разожми свой кулачок».

«Раз, два, три, четыре, пять! Хотят пальчики все спать».

«У нашей бабушки десять внучат».

Чтение художественной литературы:

Стихи:

«О разных фигурах».

«Квадрат и треугольник».

«Цвета радуги».

«Мотыльки».

«Гномик».

«По опушке шла лисичка».

«Соревнование».

«Про лисят».

«Сливы».

«Рыжие волнушки».

«Две подружки».

«Шла лисичка по дорожке».

«Пироги».

« Маленький дом».

«Разговор старой Ивы с Дождём».

«День рождения».

«Галочка – считалочка».

«Сколько?».

«Непослушные цыплята».

«Где крольчата?».

«Еноты».

«Лишний».

«Веселые ступеньки».

«Один и много».

«Зайчишка».

«Курица и цыплята».

«Подсолнух».

«Очень я люблю считать».

Математические сказки:

«Математика в Лесу».

«На кого похожа цифра 2?».

«С кем дружит цифра 3?».

«Четыре желания цифры 4».

Проведение развлечения:

«Шарики воздушные очень непослушные».

Проведение подвижных игр:

«Быстро в домик».

«Зеркало».

«Убираем мячи».

«Бабочки и цветы».

«Жучки на листиках».

«На всех зверей места хватит».

«Один - два сигнала».

«Ищи и находи».

«Доползи до игрушки».

«Найди свой домик».

«Не задень!».

«Найди свое место».

«Принеси мячик».

«Три медведя».

«На лесной полянке».

«Ножки шагают по дорожке».

«Быстрей к своему листу».

«Быстро возьми предмет».

«Пузырь».

«Найди флажок».

«Бегите к флажку».

«Что спрятано?».

«Найди свой цвет».

«Скворечники».

«Прокати шарик к своему флажку».

«Трамвай».

«Флажок».

«Попади в воротца».

«Докати мяч».

«Цветные автомобили».

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь — ноябрь                                  

Декабрь — февраль

Март-май

Завершающий этап.

Презентация:

«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста».

май

Ожидаемый результат:

При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:

      Ребенок:

Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большого количества.

Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.

Различает пространственные отношения от себя: впереди-сзади, вверху-внизу, справа-слева. 

Родители:

  •  Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
  • Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
  • Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;

На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям:

  • в работе с детьми – проведение открытого занятия «Буратино в гостях у ребят»;
  • в работе с родителями – проведение круглого стола «Значение математики в младшем дошкольном возрасте»;
  • в работе с коллегами – выступление на педсовете с отчетом о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математика для малышей в игре"

Математика для малышей в игре:Мишки идут на прогулкуНайти домик для каждого мишкиИщем игрушкуИщем игрушку 2Считай, не ошибись! Найди игрушку Знакомимся с цифрами. Угадайка. У кого больше. ...

Тренинг для родителей по теме "Математика для малышей"

Работа с родителями с целью создания необходимых условий для развития элементраных математических представлений у детей младшего возраста....

Все знать родителям "Математика для малышей"

Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления детей раннего возраста.....

Математика для малышей.

Развивающие игры для детей 2-3 лет .Обучение малышей математике дома....

Математика для малышей

Математика для детей. Стихи про цифры....

консультация для родителей "Математика для малышей"

Предлагаем вашему вниманию практический материал, который родители смогут использовать дома, развивая математические способности  ребёнка....

Дидактические игры "Математика для малышей"

Представленные в статье игры помогут развить математические способности детей, а родителям в непринуждённой форме познакомить малышей с основами математики....